4 мин.

Молчание и золото

Закулисными играми мир «королевских гонок» не удивишь. Чего только стоит приснопамятный Шпильберг-2002, в ходе которого Жан Тодт отдал указание Рубенсу Баррикелло пропустить вперед Михаэля Шумахера. Причем француз не постеснялся огласить решение открытым текстом: диалог попал в прямой эфир благодаря тим-радио. Бразилец подчинился, уступив дорогу напарнику на последних (!) метрах гонки. Тот сезон Шумми-М выиграл за явным преимуществом, обойдя ближайшего преследователя (по иронии судьбы им оказался горемычный Рубиньо) на 67 очков. При этом Ассоциация не осудила тактику маранелльцев: по контракту пилоты были обязаны подчиняться решениям руководства, а шефы дружины юридически доказали Совету право на самостоятельное формирование финишного порядка. В итоге гонщики отделались денежными штрафами за несоблюдение церемоний при награждении.

Кроме того, в 1999-м Эдди Ирвайн завоевал «серебро» во многом благодаря поддержке команды, променявшей спортивные принципы на поддержание турнирных перспектив пилота.

Попадал под подозрение и «Макларен» — десять лет назад на Гран-при Европы Дэвид Култхард «посторонился», давая зеленый свет Мике Хаккинену (ходили слухи, что среди заинтересованных в маневре были не только функционеры «серебряных», но и Фрэнк Уильямс). Год спустя ситуация повторилась, хотя Рон Деннис утверждает: причиной рокировки в Австралии-98 стал хакер, вмешавшийся в радиообмен и намеренно зазвавший финна на незапланированный пит-стоп — позднее шотландец, дабы восстановить статус-кво, уступил дорогу титулованному партнеру. Наказания не последовало ни в том, ни в другом случае.

Год 2005-й. Фернандо Алонсо, сражавшийся за титул чемпиона мира, на турецких землях шел позади напарника до той поры, пока Физикелле не намекнули в радиообмене, что испанец движется в быстрейшем темпе. Итальянец расценил информацию как приказ пропустить коллегу, хотя в дальнейшем игнорировал обвинения в подчинении командным интересам.

В когорту проштрафившихся добавим «Заубер», ныне выступающий в тандеме с БМВ. Гран-при Германии пятилетней давности изрядно подмочило репутацию герра Петера, который заставил дебютанта конюшни Фелипе Массу открыть путь любимчику шефа — Нику Хайдфельду — к рейтинговому шестому месту.

Что произошло в Монте-Карло? Во-первых, Деннис изменил стратегию новобранца «маков», по ходу гонки предложив тому идти не с одним, а с двумя пит-стопами. При этом скорость обслуживания Льюиса во время остановок явно уступала рвению механиков при работе с Алонсо. Во-вторых, Хэмилтону запретили атаковать полномочного чемпиона мира в заключительной части гонки, хотя британец выглядел явно быстрее напарника (после «переобувки» вундеркинд умудрился отыграть у испанца три секунды пассива). Стоило англичанину начать активные маневры и обозначить давление, как его пыл остудил глава команды. «Получил указание действовать спокойнее, беречь тормоза и не нагнетать темп», — рассказал после финиша дебютант. При этом не преминул заметить: «Приходится мириться с тем, что на моей машине нарисована «двойка», тогда как у Фернандо красуется единица. Темп машин был идентичен, но нарастить отрыв после второй остановки Алонсо мне не дали. Мог бы продержаться на треке еще кругов шесть, но вынужден был отправиться на пит-стоп после трех».

Не развяжись языки у представителей уокингской конюшни, возможно, все сошло бы им с рук. Действительно, мотор должен будет выдержать сложную канадскую гонку — его поберечь резонно. С перегревом тормозов в Монако столкнулись многие пилоты (Ярно Трулли, к примеру) — также правдоподобно. Цена ошибки на треке в Монте-Карло общеизвестна: отбойники сурово наказывают за малейший контакт. Так что и здесь призыв не лихачить был бы логичен. В чем же дело? Видимо, Льюис, разочарованный уроками субординации элитного класса, по молодости лет не сдержал эмоций от несправедливости… Только ведь слово — не воробей: вылетев, может нагадить очень сильно… Тем паче в «Формуле-1».

ФИА начала расследование инцидента. Любопытно, что главное обвинение, которое придется отражать «макам», связано с пунктом С статьи 151 спортивного регламента, — обманные действия, следствием которых стало нанесение ущерба отдельно взятому состязанию либо спорту в целом. Претензий по статье 39.1, которая непосредственно запрещает командную тактику, влияющую на исход гонки, пока не выдвигалось. Что по силам сделать Ассоциации? Естественно, прослушать радиообмены гоночных инженеров Хэмилтона и Алонсо с пилотами. Если записи зафиксируют вмешательство специалистов либо функционеров в действия спортсменов (как, к примеру, это иногда делал Флавио Бриаторе), это может стать серьезным доказательством вины уокингцев. Также, думается, будут пересмотрена заключительная часть гонки, хотя определить намеренность «отката» Хэмилтона будет очень проблематично, если не сказать невозможно (равно как и доказать затяжку времени на пит-стопе). Уже сегодня авторитетные специалисты раскололись на два лагеря, приводя убедительные доказательства наличия/отсутствия злого умысла в действиях шефа «маков».

Чем завершится эпопея? С большой долей вероятности можно утверждать, что «Макларен» отделается порицанием и несущественным денежным штрафом. Деннису попеняют (из разряда детсадовского «Фу, бяка!») на недостойное поведение, пилотам пригрозят санкциями за повторение трагифарса, болельщиков успокоят — мол, Фемида на страже, бдит интересы фанатов — и все закончится хорошо. Как всегда. Только вот ощущение, что тебя обманули, как бывает в цирке после не особо удачного фокуса, в душах у многих любителей «королевских гонок» останется. Надолго…