Вундер-киндер-сюрпризы
Атипичный скандинав
Откровенно говоря, называть финна Хейкки Ковалайнена молодым дарованием – явная натяжка: как-никак, в октябре он отметил четвертьвековой юбилей. Тем не менее, отношению к жизни и манере общения Ковалайнена свойственны юношеский оптимизм и максимализм. В интервью пилота (к слову, довольно рассудительных и обстоятельных) постоянно улавливаешь нотки веселья и задора – редкое качество для «наследника» Мики Хаккинена и Кими Райкконена.
С раннего детства Хейкки не мыслил жизни без автоспорта. Впервые сев за руль карта в начале 90-х, он уже к концу века добился ощутимых успехов. В 1999 и 2000 годах за финном оставалось серебро национальной «Формулы А». Затем последовали победы в чемпионате Скандинавии и на парижском турнире Elf Masters. Вместе с титулом «лучшего картингиста года» (2000) они убедили нашего героя в верности избранного пути. Для дальнейшего покорения гоночных вершин Ковалайнен перебрался на континент.
Дебют в «Формуле Renault» оказался удачным: две победы, два поула и три быстрых круга за чемпионат позволили финну занять итоговую четвертую строчку. Чуть позже он пробует силы в «Ф-3», приняв участие в Гран-при Макао. Как ни парадоксально, скромное восьмое место оказало Хейкки добрую услугу. Вкупе со званием «дебютант года» (по версии финских автоспортивных специалистов) оно послужило пилоту пропуском в неприступную серию.
Увы, покорить Туманный Альбион Ковалайнену оказалось не суждено. Несмотря на солидные достижения (5 побед, 3 поула и столько же быстрых кругов плюс признание новичком сезона), он довольствовался лишь бронзой. Подсластить пилюлю помогла победа в гонке поддержки накануне Гран-при Британии, а также прогресс на стартах в Макао (второе место).
2003-й оказался поворотным в карьере вундеркинда: он получил приглашение на каталонские тесты от Renault, а затем в течение нескольких недель работал на благо Minardi в Валелунге. Талантливый спортсмен неплохо себя зарекомендовал, но с ходу ворваться в элиту не смог – ощутимый удар по амбициям Хайкки! Чтобы доказать «профпригодность», скандинав отправился в Японию для состязаний в Мировой серии Nissan. Два года в Стране восходящего солнца последовательно пополнили копилку Ковалайнена серебряной и золотой наградами. О солидности турнира можно судить по списку участников: Тьягу Монтейру, Нараин Картикеян, Энрике Бернольди...
К чести команды Флавио Бриатторе, она не прекращала следить за прогрессом финна, благоразумно включив того в программу поддержки молодых талантов. Раз за разом Хейкки принимал участие в тестах R24, а затем при содействии французской конюшни был заявлен в GP 2 – «кузницу кадров» для «королевских гонок». На протяжении сезона спортсмен возглавлял общий зачет, но в решающей гонке на бахрейнских землях уступил титул Нико Росбергу. Тем не менее, Флав (долгое время составлявший протекцию дарованию) убедил боссов в необходимости «промоушна» Ковалайнена. Поначалу скандинав получил место третьего пилота Renault, а в конце минувшего года закрепился в команде, подписав «боевой» контракт.
Что отличает Хайкки на трассе? Тактическая грамотность, уверенность при маневрах, агрессивность, не переходящая рамки разумного. К тому же, ему не свойственен комплекс «Формулы-1»: дрожь в коленках перед громкими именами и яркими вывесками. Видели бы вы, сколь легко и непринужденно финн оставил не у дел Себастьяна Леба и Михаэля Шумахера во время гонки чемпионов 2004 года! Да и во время свободных заездов «королевского класса» пилот регулярно опережал как коллег по тестерскому цеху, так и именитых мастеров заводских команд. Думается, Джанкарло Физикелле придется непросто в битве за звание лидера «трехцветных».
Не похожий на тебя, не похожий на меня…
Льюис Хэмилтон вошел в историю «Формулы-1» как первый темнокожий пилот элитного класса. В принципе неудивительно: мало кто сомневался, что 22-летний уроженец Стивенэйджа если не в этом, то уж в следующем сезоне наверняка дебютирует в Больших Призах. Причина проста: шеф команды Рон Деннис пристально следит за карьерой вундеркинда с 12 лет, регулярно помогая тому преодолевать ступень за ступенью на пути к вершине автоспортивного Парнаса.
Медалей с золотым отливом у британца будет куда больше, нежели у скандинава. В 1995-м Льюис одержал первую победу – в кадетском чемпионате Super One, а всего через год пополнил коллекцию сразу тремя наградами – кубками «Пяти наций», состязания Sky TV Kart Masters и турнира McLaren Mercedes Champions of the Future Series. Уже в 13 лет перспективного паренька команда из Уокинга включила в программу поддержки талантливых пилотов (подписав со спортсменов «взрослый» долгосрочный контракт), за что тот отплатил покровителям сторицей. Здесь и виктория в Trophy de Pomposa, первенство в итальянской Industrials, титул европейского чемпиона серии А (Хэмилтон одержал победу на всех этапах соревнования). Признание спортсмена лучшим картингистом мира никого, по большому счету не удивило. Да и были ли варианты после того, как наш герой без вариантов стал чемпионом мира и не оставил шансов соперникам на турнире Masters в Берси?!
Заработав имя и заслужив солидную репутацию, Льюис ринулся на штурм следующей вершины, коей стала «Формула Renault«. Три года понадобилось вундеркинду для достижения намеченной цели. Стабильность, трудолюбие и усердие в работе – вот главные составляющие прогресса спортсмена. Да и содействие McLaren сыграло не последнюю роль. Хэмилтон уверенно прибавлял в мастерстве (2001 – пятое место в зимней серии, 2002 – третье, 2003 – чемпион). 10 побед, 11 поулов и 9 быстрых кругов досрочно обеспечили Льюису заветный титул. С этого времени к гонщику начали проявлять интерес представители высшего автомобильного света, но Деннис отвечал отказом на любые предложения. Поговаривали, что BMW и Toyota были не прочь заполучить юношу хотя бы в качестве тестера, но владелец «серебряных» избрал для подопечного иной сценарий. Льюис отправился в «Евросерию 3», где собрал урожай из всех возможных наград. Причем общая победа была оформлена за 4 (!) этапа до финиша. Ну а дальше – все по привычному плану: GP 2, где Хэмилтон занял место прошлогоднего чемпиона Росберга, феерическое выступление (включившее дубль в Нюрбурге и Сильверстоуне), приглашение в McLaren.
Чем необычен Хэмилтон? Невероятно здорово чувствует машину, способен варьировать тактику, хорошо читает гонку. Правда, ему катастрофически недостает опыта работы с болидом «Формулы-1». Ковалайнен на Renault накрутил не одну тысячу километров и всячески способствовал настройкам R27 «под себя» второй машины, тогда как Льюис осваивает «стрелу» с колес. Минус для Хэмилтона и в том, что «маки» не скрывают ставки на Фернандо Алонсо: все усилия будут брошены на исполнение пожеланий лидера. Посему британцу придется на время забыть об амбициях, перенимать опыт и работать на благо команды.