Уход Леклера из «Феррари» покажется предательством. Шарль слишком сильно увязал личность с командой
Переговоры о продлении контракта – на паузе.
Контракт Шарля Леклера с «Феррари» истекает в конце 2024-го, и переговоры о продлении еще на паузе – все последние полгода. Сперва перерыв казался логичным из-за туманной обстановки в руководстве Скудерии, но и после смены шефа на знакомого и лояльного №16 Фредерика Вассера ничего не сдвинулось. Напротив, после трудного старта нового сезона «Ф-1» и регресса «Феррари» в прессе установился нарратив вроде «Леклер точно смотрит по сторонам» и «Шарль может превратиться в нового Жана Алези» (легендарный и любимый пилот Скудерии 90-х, откатавший 5 сезонов за итальянцев, победивший лишь раз и оставшийся без титулов).
Разговоры о возможном уходе №16 начались еще после неудачного старта сезона – когда у болида «Феррари» отказал мотор на первом же Гран-при. Далее Леклер пережил и статистически худшее начало года за всю карьеру в «Феррари» – даже в 2020-й – год перестройки – у монегаска было больше очков.
С учетом открыто и громко объявленного похода за всеми возможными победами и титулами в 2023-м – провал выглядел слишком больно и оглушительно.
«Мне жаль, но Фредерик Вассер, как мне кажется, стал придерживаться неправильного подхода, когда речь идет о решении проблем «Феррари». И я говорю это с полным знанием фактов, – высказывался бывший инженер и глава тест-команды «Феррари» Луиджи Маццола. – И у меня есть опасения, что теперь Леклер может не продлить свой контракт.
Леклер же сейчас рискует стать новым Жаном Алези. Я имел возможность вблизи видеть профессиональные муки Алези – ведь за пять лет, проведенных в «Феррари», он так и не получил машину, с которой можно было бы выиграть титул».
«То, что Леклер общается с «Мерседесом» – это вообще не секрет. Это вообще всем известно – от самого дальнего гаража в Маранелло до Индийского Океана. В своей карьере, которая еще далека от завершения, Леклер уже демонстрировал вспышки высочайшего класса. И он лучше других понимает, что время уходит», – писал самый осведомленный и близкий к «Феррари» журналист Лео Туррини.
Шеф «Мерседеса» Тото Вольфф отреагировал крайне дипломатично:
«Мне кажется, он на 100 процентов предан «Феррари», и у него есть контракт. В то же время мы на 100 процентов настроены заключить сделку с Льюисом. Шарль – супергонщик, и в долгосрочной перспективе за ним точно надо следить. Это очевидно».
И любые слухи об общении с соперниками Леклер сперва комментировал в стиле «потом посмотрим», но затем перешел в более однозначный режим:
«Ноль переговоров. Ноль. Правда, ноль. Вы все улыбаетесь, потому что не верите мне, но даю слово.
Я полностью предан «Феррари», и я люблю «Феррари». Для меня всегда было мечтой выступать за эту команду, и мой главный приоритет – победа в чемпионате с этой командой
Я верю в команду на 100 процентов и доверяю каждому человеку, от механиков до босса. Но это работает в обе стороны – команда тоже должна в меня верить. Однако пока слишком рано говорить о новом соглашении. Конечно, я хочу побеждать. Но я не устал от взлетов и падений».
Личный миф Леклера: любовь к «Феррари» с детства, долг перед крестным, расставание с девушками ради Скудерии
Признания в любви «Феррари» – вообще стандартное вью Леклера. Вы ни за что не поймете, в каком году его сделали – раз в несколько месяцев он стандартно повторяет что-то вроде:
«Когда я мечтаю о чемпионстве, то представляю, как я вылезаю из красной машины в красном комбинезоне. Не каждый может публично признаться, но, думаю, любой пилот «Формулы-1» хотел бы выступать за «Феррари». Так что мне повезло быть частью «Феррари». Я хочу, чтобы это случилось в красном».
И точно так же Шарль каждый раз повторяет: всегда хотел гонять за «Феррари», буквально с детства. Например, в предсезонном интервью La Gazzetta Dello Sport.
«Что «Феррари» значит для меня! Все! – высказался в недавнем интервью ютуб-каналу «Ф-1» перед Гран-при Монако №16. – Я всегда хотел попасть в «Ф-1». Следующей мечтой было стать гонщиком «Феррари». Следующее – титул с «Феррари». Очень особенное все. Для меня это лучшая команда. Мы должны быть счастливы гоняться за нее».
Также Леклер гонками и стремлением к титулу с «Феррари» заканчивает дело друга и крестного Жюля Бьянки. Тот тоже числился в Академии и выступал за Скудерию – как раз и познакомил маленького Шарля с гонками и Маранелло.
«Он был не только моим другом, но крестным отцом, – вспомнил Шарль в официальном подкасте Beyond The Grid. – Наши семьи всегда были очень близки и наши отцы до сих пор лучшие друзья. Мой старший брат – лучший друг Жюля, мой лучший друг – его младший брат.
Как я начал заниматься картингом? В 3,5 года отец поехал на встречу с Филиппом Бьянки – отцом Жюля – и на его картинговом треке я впервые сел за руль.
Когда я начал гоняться на серьезном уровне, Жюль занимался тем же самым уже давно и дал мне много советов. Причем не только о настройке картов или машин – больше насчет пилотирования. Помню, он приехал на мою первую международную гонку Зимнего кубка и посоветовал быть агрессивнее. Как только началась следующая сессия, я снес парня, ехавшего впереди меня, и тогда он сказал: «Не настолько агрессивнее!»
Однажды он привез меня в Маранелло – хотел показать мне Академию «Феррари». Припарковался у двери, повел меня к двери… Его пропустили, а меня – нет. И Жюль сказал мне: «Трудись, и, возможно, однажды они пропустят и тебя. Это честь и ответственность, ведь «Феррари» – это «Феррари».
А еще именно Жюль спас карьеру Шарля:
«Он помог в самый тяжелый момент, – признавался Шарль в 2020-м. – В 2010-м мой отец больше не мог платить за выступления в картинге – цены стали слишком высокими, он не мог перевести меня на следующую ступень. Тогда Жюль рассказал своему менеджеру – Николя Тодту. Тот последил за мной некоторое время и взялся помочь».
Бьянки скончался в 2015-м после жуткой аварии на Гран-при Японии 2014-го. Шарль тогда выступал в «Формуле-Рено».
«Чувствую ли я, что завершаю работу Жюля? Да, в какой-то степени. Безусловно, он заслуживал места в «Ф-1» и в «Феррари» – наверное, даже больше, чем я. Я не сомневаюсь, что он продемонстрировал бы даже более успешные результаты.
Его переход был всего лишь вопросом времени. Я попытаюсь добиться лучшего возможного результата, чтобы увековечить его память и всю безмерную помощь, которую он мне оказал. Каждый мой успех будет и его успехом».
Кстати, №17 Жюля Бьянки – единственный номер, выведенный из обращения в «Формуле-1». Шарль гоняется под №16. Более того, даже тренер Леклера – бывший тренер Бьянки!
Личная жизнь парня, кажется, тоже полностью подчинена команде – например, после расставания с девушкой в 2019-м та рассказывала, что «Он хотел посвятить себя «Феррари».
А со второй Шарль расстался уже в конце неудачного 2022-го – после цитат в одном из интервью: «Я многое изменил в дисциплине. Как я жил в 2021-м – очень уставал».
«Феррари» окружает Шарля повсюду: даже носки – итальянской марки! C учетом любви и внимания №16 к моде – точно не просто «часть корпоративного дресс-кода»:
Вы можете себе представить, чтобы человек с ТАКОЙ личной историей потом просто сказал «не, что-то с вами тяжело побеждать» – и ушел? Это все-таки покруче целования герба у футболистов – тут практически роспись кровью.
Единственная возможность не стать предателем – если «Феррари» его уволит
Профессионально его уход можно будет понять – в случае трансфера Леклера куда угодно за пределы Маранелло в паддоке, среди инженеров и других гонщиков не возникнет вопросов.
Но тифози – другое. Для них все-таки любые самые взвешенные мотивы отмены №16 не отменят все сказанное. Репутацию и образ формируют и слова, и поступки, и их баланс. Сейчас его на каждой гонке ждет огромная толпа – больше, чем кого-либо (возможно, даже Хэмилтона или Ферстаппена). По некоторым опросам «Ф-1», около 40% всех зрителей, причисляющих себя к фанатам одной из команд – болельщики Скудерии. Представляете реакцию всех этих людей?
Леклер сам превратил себя в узника «Феррари» – похоже, теперь если он действительно захочет уйти без разрушительных последствий, вся надежда – на разрыв по ее инициативе.
«Я стараюсь быть честным. Если не преуспею, то «Феррари» должна меня уволить. Я это пойму. Именно так я вижу ситуацию: если я достаточно хорош — то останусь, а в противном случае заслуживаю увольнения», – высказывался Шарль еще до первой гонки в алом.
И шеф «Феррари» Вассер, похоже, совсем не ждет потенциального ухода Леклера – кажется, в Скудерии думают, будто Шарль будет у них всегда.
«Мы не планировали обсуждать этот вопрос до поздней стадии сезона. У Шарля осталось еще больше года по контракту с «Феррари», так что у нас в запасе есть много времени, и мы можем рассмотреть этот вопрос позже. Шарль для нас является важным связующим звеном в команде. Как за рулем болида, так и вне машины. Он помогает нам и является частью команды. Я верю в его преданность».
Насколько реален может быть разрыв «Феррари» и Леклера? Только если у итальянцев вдруг найдется гарантированно выигрышный вариант, который точно поможет сделать шаг к победам.
И в Шарле ли дело? Конечно, его ошибки и эмоции портят Скудерии некоторые гонки, но точно не являются первопричиной поражений – скорее их добивающим следствием. Увольнение №16 ничего не изменит и только превратит его в козла отпущения для удобного перекладывания причин провалов.
В шахматах это называют «пат».
Рынок гонщиков «Ф-1» вскипел со старта: Леклер сбежит из «Феррари»? Норрис уйдет из «Макларена»?
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Dppi; DR; instagram.com/charles_leclerc; Gettyimages.ru/Mark Thompson
если Шарль останется в Фурах из-за сентиментальных соображений - то он не чемпион. Феррари давно стала посмешищем даже для собственных болельщиков. Леклеру изнутри виднее, есть шанс на улучшение. задача Вассера - показать Леклеру такой шанс. и если мнение Шарля не изменится - это не вина Шарля.
Именно "под Вильнёва" позиционирует себя Шарль, и это тоже делает его любимцем поклонников Ferrari. Однако, в отличии от канадца Леклеру не хватает уверенности в себе и решительности, да и требования к пилотам с тех пор существенно изменились. Раньше пилотаж на гране (а порой и за гранью) возможностей машины вызывал уважение, теперь - раздражение и непонимание со стороны аналитиков и журналистов, которые во многом и формируют "общественное мнение".
Ну выиграет он поул, на одну десятку обогнав РБ, наверняка едущих с запасом.
И что даст этот поул ему - кругов 5 лидерства в гонке?
А цена разбитая машина, старт хз откуда, потерянные очки.
Тоже самое и в гонках.
Если не позволяет машина победить, так набери максимум возможных очков, они в конце сезона важны будут.
Но нет, не вариант, надо влупиться в стену в бессмысленной истерике. А то вдруг «доезжалой» начнут называть 🤦🏻♂️
Он быстрый, но кроме умения валить на все деньги, надо ещё и голову на плечах иметь и адекватно оценивать ситуацию и перспективы.
А так как он ездит сейчас, чемпионами не становятся.
Или первый-или в стене.. бред.
на один год продлевать контракт они не будут, это будет 2-4 года. и тому времени все места будут заняты. так что если уходить, то именно сейчас.
другой вопрос, что невозможно предсказать, кто станет лидером после смены, ни один вариант не гарантирует титула или даже лучшей машины, чем у Фур.
но варианты есть. возможен обмен в Мерс на Хэмилтона, можно попытаться к Максу в РБ, на замену Пиастри в Маки. да, все варианты сложные и очень рискованные.
но мне кажется, что Леклер пришёл к тому же выводу, что и Алонсо: Феррари вечно вторые. да, риск у Алонсо не оправдался, но он был прав в том, что Феррари не возьмёт титул. и Леклер его в Феррари точно не возьмёт.
Шарлю просто не куда идти - ни в какой другой топ-команде ему не гарантирован статус примы. Ни Red Bull, ни Mercedes, ни даже Aston Martin или McLaren не станут принебрегать интересами своих лидеров в угоду Шарлю. И он и его агент Николя Тодт это прекрасно понимают. "Предательство", "реакция тиффози и итальянской прессы" по сути, не имеет никакого значения в сравнении с возможностью вести борьбу за победы в таком эгоистичном мире, как формула 1.
Если хорошо покапаться в памяти, то тот же Жиль Вильнёв был под угрозой увольнения в конце сезона 1978, когда Энцо пригласил Джоди Шектера, но долго не мог определиться на чьё место Жиля или Карлоса Ройтеманна.
Годом ранее Ники Лауда польстился на деньги компании Parmalat (спонсора Brabham) и не стал продлевать контракт с Ferrari, при том что Энцо в 1976-м сделал всё возможное, чтобы австриец несмотря на страшнюю аварию остался в команде и выиграл титул. В 1977-м Коммедаторе, зная об уходе Лауды всё-таки дал тому выиграть титул и лишь потом в серцах заявил, что Ники "продался за 30 кусков салями".
После злополучной Имолы-1982 Жиль заявил, что не будет продлевать контракт со Скудерией, и ещё до его гибели в Цольдере в Маранелло приезжал Рене Арну и Пирони показывал ему базу команды.
Уверен, будь у Леклера надёжный вариант, гарантирующий ему борьбу за чемпионат, он не стал бы раздумывать. Но увы, у него такого варианта просто нет.
Сейчас ясно только то, что первой миссией Вассера было хорошенько тряхнуть курятник. С этим он справился на отлично и в кратчайшие сроки. Теперь надо смотреть, что будет дальше. Всякая шваль уже побежала, но Главному (а именно с его подачи и пригласили Вассера) нужно дойти до самых верхних эшелонов и понять, кому из окружения можно доверять.
Что касается "карманных" Лео Туррини, они будут набрасывать то, что им скажут.
Тут книжку, блин, можно писать и сериалы снимать, а не вот это вот...
А так будет шанс на победу если у РБ будут проблемы.
Что это за "гарантированно выигрышный вариант"?? Вы строите красное ведро с болтами каждый год, по крайней мере с того момента, как запретили супер-двигатель, благодаря которому, несколько лет назад, было хотя бы похоже, что Шарль боролся за титул . Леклер и так выжимает все из машины (в отличии от Сайнса, который видимо действительно довольно средний гонщик и неперспективен в плане борьбы за титул), а менеджмент и служба стратегий вообще постоянно его подводили и подводят. Шарль быстр, талантлив и молод и если пресловутый "гарантированно выигрышный вариант", как им (руководству) думается, что это престарелый сэр БЛМ-щик за 40 мультов в год, то это полный провал и Шарлю действительно лучше будет уйти. Хотя черт возьми, как это было бы жаль, ведь взять титул "в красном", в память о Жюле, было бы очень круто.