О штрафах за замену элементов силовой установки
В Монце в прошлом году об этом не говорил только ленивый, так как 13 (!) гонщиков были наказаны в общей сложности потерей 125 мест на стартовой решетке. FIA же несколько часов после квалификации решали, в каком порядке кто должен стартовать и как применять конфликтующие между собой штрафы. Три машины должны были стартовать с конца решетки, а применить правила последовательно было трудно.
В свое время Чарли Уайтинг предвидел подобное развитие событий и разработал систему порядка применения штрафов в такой ситуации, но в 2019-м его ни стало, а в системе вскрылось много «белых пятен». Чарли общался с командами и рассказывал им о том, как это работает, но порядок не был закреплен в правилах, так что широкого распространения эта информация не получила.
Так почему же было так много штрафов? Юки Цунода получил минус 10 мест за перебор официальных предупреждений и еще минут 3 места за то, что не замедлился под желтыми флагами. Остальные штрафы возникли после того, как у гонщиков были заменены элементы силовой установки сверх лимита, установленного на весь сезон. Это приводит нас к тому, что команды могут в обмен на штраф поставить себе свежую силовую установку – это называется «стратегической заменой». Это полностью легально, вот только изначально ограничения писали не ради этого.
Идея ограничения количества используемых силовых установок за сезон должна была помочь снизить траты. В свое время, когда использовались двигатели V10, мы брали новый каждый день, а на квалификацию вообще был отдельный мотор. В конце 1990-х счет за двигатели в Benetton доходил до 17 миллионов фунтов (около 35 миллионов в наши дни). На настоящее время прогресс таков, что один двигатель можно использовать не 500 км, а 5000 км. Создать такую силовую установку непросто и тоже стоит немалых денег, но для клиентов стоимость сейчас ниже, чем была.
Силовая установка включает несколько элементов: ДВС, турбонагнетатель, кинетические генератор, тепловой генератор, управляющая электроника, батареи и выхлопная система. Их число ограничено: от двух для батарей и электроники до восьми для выхлопной системы. Превышение лимита ведет к штрафу в 10 позиций при первом нарушении, и 5 позиций при последующих.
Кажется, это не совсем логично. Не замедлиться под желтым флагом стоит три места, а замена электронных компонентов может стоит десяти. И обычно в правовых системах рецидивистов наказывают жестче за последующие нарушения, а не снижают наказание. Поэтому отбыв раз 10 мест, все становится не так уж страшно.
Теперь о том, почему такие стратегические замены в этом году происходят чаще. Выглядит так, что надежность силовых установок в прошлом году была хуже. Ответ кроется в правилах для двигателей в 2026 году и до этого. Чтобы избежать параллельных трат на разработку двигателя для сезона 2026 и развития нынешнего, было решено, что текущее поколение моторов будет заморожено в 2022 на последующие три сезона.
Сейчас, даже в таком виде производители могут вносить модификации из «соображений надежности», и вот тут начинается игра. Что вы выберете: омологировать полностью надежный относительно недостаточно эффективный двигатель и жить с ним до 2026 или рискнете, чтобы улучшить его скоростные показатели, но пожертвуете надежностью сейчас, чтобы исправить это со временем? Само собой, что в таком конкурентном спорте, как Формула 1, вы скорее выберете вторую опцию. Хотя, глядя на количество использованных силовых установок, можно сказать, что в Ferrari пошли по второму пути, а Mercedes – по первому: у итальянцев 16 штрафов, у немцев – 3.
Пришло ли время пересмотреть систему штрафов? Формула 1 в своих опросах фанатов постоянно задает этот вопрос, и ответ состоит в том, что это не самое большое зло на данный момент. Но, возможно, теперь мнения меняются, и штрафы во время гонки могут стать более адекватной заменой. Например, это может быть проезд по пит-лейну за первое нарушение и stop-go штраф с разным временем за последующие.
Нет совершенной системы, но это может ограничить стратегические замены компонентов силовой установки. Да, иногда это помогает борьбе на трассе, но элемент непредсказуемости будет и в случае, если оштрафованный гонщик так же будет прорываться через пелотон. Обычным болельщикам это будет проще понять и, если появятся непредсказуемые последствия таких изменений, это добавит вариативности стратегии. Так или иначе, это стоит того, чтобы обдумать и обсудить.
Это перевод статьи Пэта Симондса из журнала GP Racing UK за январь 2023.
Фото: GP Racing UK, MotorsportImages.com
Этот блог в соцсетях: