Умереть нельзя адаптироваться
Редактор «RaceBros» рассуждает на тему исторических Гран При и их роли в современной Формуле-1.
Исторический Гран-При
Когда вы слышите словосочетание «исторический Гран-При», то о каких трассах вспоминаете в первую очередь? Лично мои мысли цепляются за Монако, Спа, Монцу, Интерлагос и Судзуку. И одна из таких трасс сильно выбивается в списке.
Монако. Легендарная и технически сложная трасса, узкая даже для машин 90-х годов. А еще на нее приезжают самые богатые и известные люди в мире. Одним словом — жемчужина, а другим — казино.
2022/82 год
Постоянные травмы и смерти пилотов во время аварий стали драйвером изменений, направленных на безопасность спортсменов со стороны руководства Формулы-1. Основным шагом стало увеличение массы болида, ведь легкие машины просто плющило от попадания в стену. С ростом массы стали расти габариты. Планомерно, при смене технических регламентов и разрешенных новаций для команд. При этом размеры трасс оставались прежними.
Современность — это длинные, широкие и тяжелые машины. Производительные моторы, футуристичная аэродинамика, низкопрофильная резина. А также трассы, которые не отвечают вызовам современности.
Аэродинамику для прижимной силы снимают, моторы глушат по мощности, а габариты не позволяют обгонять, ни то что сражаться бок о бок. Даже пилоты на быстрых болидах плетутся позади всего пелетона за середняками, если во время квалификации или гонки им не повезло.
5 лет назад…
2018 год. Red Bull. Даниэль Риккиардо берет поул в квалификации, но в гонке у него отказывает мотор-генератор в лице MGU-K. По логике, он должен откатиться в конец пелетона и в лучшем случае забрать очко за десятое место. Только трасса настолько узкая, что для обгона нужно преимущество порядка 3-4 секунд на круге.
Заслуженная ли победа? Определенно! Только должна ли быть…
2019 год. Ferrari. Шарль Леклер прорывается с 15 места из конца пелетона. Обходит Романа Грожана, где последний кричит ему в след по радио: «КАМИКАДЗЕ!». Супермотор Ferrari — первая возможность монегаска побороться за чемпионство победу в домашней гонке. 9 кругов и борьба уже за 11 позицию. Обгон и… прокол. Заднее правое зацепилось за барьер. Позиции проиграны, а днище машины превращено в месиво. Финиш вне очков.
2020 год. Отменен. Ничего страшного. Погонялись и без легендарной трассы.
2021 год. Ferrari. Шарль Леклер уже обеспечил себе поул, но летит на еще один круг. Привозит много скорости в 16 повороте и снова задевает барьер, только уже передним колесом. Зоны вылета нет, а значит, остальные пилоты не смогут забрать поул. Время закончилось. Сессия завершена. Поул Леклера. Ремонт и снова откат назад. И как говорил классик: «Ah shit, here we go again».
2022 год. Red Bull. Серхио Перес, по некоторым слухам, намеренно разбивает машину в конце квалификации. Не сильно, чтобы восстановить без штрафов. И с 3 позиции во время дождевой гонки забирает победу. Только вспоминают об этом, когда Макс намекает об этом по радио во время Гран-При Сан-Паулу (Бразилии).
Сухой остаток
Трасса не только обесценивает работу конструкторов, но и не раскрывает потенциал мотора, что, в свою очередь, мешает конкуренции среди пилотов.
Сейчас поворот «казино» едва проходит один современный болид, а аварии последних лет во время квалификаций в Монако — подтверждение «непроходимости трассы» при неблагоприятных условиях.
Мысли крутятся о 4-х вариантах решения:
— увеличение габаритов трасс по стопам Спа и других автодромов;
— отказ от проведения Гран При на неадаптированных трассах;
— уменьшение габаритов болидов;
— проведение внезачетных исторических Гран При на болидах 60-80-х годов.
Должны ли остаться исторические Гран При в прежней форме? Вопрос открытый.
Мы — сообщество авторов телеграм-канала RaceBros. Рассказываем о самом интересном в мире автомобилей и автоспорта.
Наш телеграм — t.me/racebros