«Ф-1» разочарована финишем за сэйфти-каром – без борьбы, но по правилам. И сейчас виновны команды
Флэшбэки скандального Гран-при Абу-Даби.
Гран-при Италии закончился скучным финишем за автомобилем безопасности вместо драматической развязки со схваткой колесо в колесо между Максом Ферстапенном и местным героем Шарлем Леклером.
Несмотря на нехватку скорости «Феррари» на длинной дистанции, вероятность такого исхода сохранялась в случае рестарта на круг-два – ради тифози Скудерия и монегаск точно врубили бы все резервы и как минимум напрягли бы лидера чемпионата.
Однако в результате – лишь разочарование:
«Концовка вышла разочаровывающей – жаль, что мы не погонялись. Обидно, но я отдал все силы. Хотелось бы выиграть на глазах замечательных тифози, но сегодня я просто не мог это сделать», – эмоции Леклера после финиша.
«Сожалею, что мы так и не дождались рестарта, но день для нас прошел хорошо», – высказался Ферстаппен.
«Думаю, гонку можно было закончить иначе. Финиш позади машины безопасности – это всегда не слишком здорово. Не для нас, а в первую очередь для всей «Ф-1», для шоу», – это шеф «Феррари» Маттиа Бинотто.
«Мы не хотим выигрывать гонки, финишируя за машиной безопасности, – высказался шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – У нас быстрый болид, и нам бы хотелось побеждать на трассе, а не финишируя за машиной безопасности. Мы разделяем разочарование всех болельщиков, потому что нас лишили потрясающего финиша»,
Тифози и правда не впечатлились – во время послефинишного интервью недовольный гул заглушил победителя:
А свист во время подиумной церемонии даже вынудил режиссера трансляции отключить звуковую дорожку с трибун.
Однако даже шеф «Феррари» Маттиа Бинотто осудил такую возможность и предложил другое объяснение разочарования фанатов:
«Это ненормально. Макс был быстрейшим на трассе и победил заслуженно. Нельзя так.
Но вообще мне кажется, что болельщики свистели ФИА: вероятно, посчитали, что машина безопасности должна была уехать с трассы, чтобы гонщики могли побороться пару кругов».
«Болельщики честно высказали свое мнение – они кричали и свистели потому, что были недовольны действиями дирекции гонки, – высказался и советник программы «Ред Булл» Гельмут Марко. – И были правы. Правила нужно пересмотреть, пилотов нужно раньше отпускать для формирования правильного порядка в пелотоне. В особенности доработки требует правило, связанное с порядком возвращения отстающих в один круг с лидером.
Не важно, находились ли круговые между гонщиками в группе лидеров или нет, мы бы все равно увидели крайне интересный финиш. Хотя это, конечно, не относится к Максу. Потому что он в любом случае лидировал, а обогнать Макса на последних кругах – это очень непростая задача».
Почему же тогда вообще пилотам не дали побороться?
Маршалы просто не успели быстрее убрать отказавший за 6 кругов до финиша «Макларен» Даниэля Риккардо – сигнал «трек чист» вывесили только после начала последнего круга.
Дело в неудачном стечении обстоятельств: на болиде №3 заклинило коробку передач, и маршалы не смогли откатить его подальше, просто потеряв пару кругов на выяснение обстоятельств. Затем работники трека ждали эвакуационного крана, а на трассе тем временем автомобиль безопасности начал сбор пелотона не с лидировавшего Ферстаппена, а с Джорджа Расселла – потому не сразу смог всех замедлить в правильном порядке, и еще круг гонщики ездили на заметных скоростях.
Причин останавливать заезд красными флагами формально не было, ведь так делают только в случае серьезных повреждений барьерам или помехе движения. ФИА даже выпустила специальное заявление об этом для прояснения ситуации.
Весь вопрос в принципе возник из-за скандального финала предыдущего сезона, когда гоночная дирекция решила дать Ферстаппену и Хэмилтону определить чемпиона в схватке колесо в колесо на последнем круге. Впоследствии выбор признали ошибочным из-за «гигантского давления со стороны команд и болельщиков» – и теперь все сделали по правилам, но флэшбэки Абу-Даби не отпускают.
«Это всегда пробуждает воспоминания. Так и должны применяться правила, верно? И единственный раз в истории «Формулы-1» правило не выполнили», – намекнул в послегоночном интервью Льюис Хэмилтон.
«Я действительно рад видеть, что гоночный директор и его коллеги следовали регламенту, несмотря на давление со стороны прессы, болельщиков и всех остальных, которые призывали просто нарушить правила, – прокомментировал шеф «Мерседеса» Тото Вольфф. – По крайней мере, события на Гран-при Абу-Даби и их последствия придали ФИА уверенности следовать правилам.
Сегодня все было предельно ясно. Есть четко прописанные правила. И с моей точки зрения, травмирован ли я событиями Гран-при Абу-Даби или нет, сегодня эти правила соблюдались от точки до точки.
Если кто-то недоволен нынешними правилами и хочет видеть настоящее шоу, гонку с нуля за два круга до финиша – я только за. Но для этого нужно изменить регламент. Так что я не думаю, что сейчас нам стоит жаловаться, потому что все было сделано в соответствии с правилами».
Почему же правила не изменили? Просто команды не договорились о новых.
«После случившегося в прошлом году в Абу-Даби было много обсуждений между ФИА, «Формулой-1» и всеми командами по поводу того, как можно изменить правила, чтобы гонки никогда не заканчивались за машиной безопасности.
Несмотря на то, что ФИА и «Формула-1» активно призывали нас найти решения – это было дело команд, – мы не смогли согласовать лучший вариант, который бы являлся справедливым со спортивной точки зрения, – признал шеф «Макларена» Андреас Зайдль. – Мы проголосовали за сохранение регламента. Так проголосовали абсолютно все команды.
Возможно, это звучит легко – надо что-то придумать, скажем, всегда вывешивать красные флаги. На самом деле все не так просто. Мы подробно все обсудили и не пришли к более удачному решению».
Вот ФИА и выполняла все в точности по регламенту с поправками, принятыми после финала 2021-го – например, теперь автоматическая система решает, когда круговым можно обгонять автомобиль безопасности, и если по ее расчетам каждый круговой не успеет уехать вперед, то режим сэйфти-кара не снимется.
Зато теперь некому предъявлять претензии: правила есть правила, и все на них согласились.
«Феррари» одела в желтое гонщиков и болид «Ф-1» ради домашнего Гран-при – почему?
Фото: globallookpress.com/IMAGO/FLORENT GOODEN, IMAGO/ANTONIN VINCENT
Возможно, следует ввести что-то типа правила обязательного вывешивания красного флага при нейтрализации гонки, например, за три круга до финиша.
Люся в прошлом году слил в честной борьбе 1то1, и ничто не мешало мерсам так же позвать его на питстоп, ради свежей резины. Макс его укатал и чамп по праву.
А сейчас люся просто ноет, показывая, что он был готов стать позорным чампом, но чампом.
А так он никто и в истории всегда будет 2м номером, после великого Шуми. И это правильно. Не дорос ещё.
Но вот нам показали, как гонка могла закончиться по другому. Вам нравится? Мне не очень. Персонально ни за кого не болею. Просто хочу видеть гонки.
Можно рестарт организовать из боксов с сохранением действующих отрывов на момент аварии.
Вариантов тут масса.