7 мин.

Колесные диски – плюсы и минусы, инструкция по выбору

Автомобильная промышленность развивается постоянно. Если постоянные улучшения происходят с ключевыми агрегатами — двигателем, трансмиссией, то что говорить о колесных дисках. Еще несколько десятилетий назад такого их разнообразия на авторынке не было, а сегодня существуют разные варианты. Они отличаются способом изготовления и материалами. Среди основных видов можно выделить штампованные, литые, кованые и, относительно недавно появившиеся, составные.

Штампованные существуют на рынке уже давно, цена на них наиболее дешевая, при этом они отличаются самым большим весом. Все остальные варианты называют легкосплавными дисками, их стоимость дороже, но и вес значительно меньше. Еще один немаловажный фактор — дизайн, здесь первенствуют литые диски. По прочности на первом месте идут кованые. По цене первое место занимают составные диски. Рассмотрим каждый из видов отдельно и определим их плюсы и минусы.

Штампованные (стальные) диски

Давно известно, что производители устанавливают стальные диски на бюджетные варианты своих автомобилей, поскольку это наиболее простой и дешевый способ. Соответственно и стоимость машины заметно ниже своих аналогов. Производятся «штамповки» из стали и, как видно из названия, их попросту штампуют.

Преимущества: 

  • невысокая стоимость; 

  • отличная прочность;

  • хорошая ремонтнопригодность.

Последний фактор особенно важен при постоянной эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья. Штампованные диски ломаются редко, их можно погнуть, но также и выпрямить, вернув прежнюю форму.

Недостатки: 

  • большой вес;

  • нет разнообразия дизайнов;

  • низкое сопротивление коррозии. 

Аксиома — чем больше весит автомобиль, тем больше топлива он расходует, «штамповки» как раз утяжеляют машину. Хуже становится управляемость автомашины, снижается ее динамика, детали ходовой части приходится менять раньше, и сразу станет понятно, что среди дисков этот вариант малоприемлем. Все вместе недостатки в конечном итоге оказывают влияние на удобство вождения водителя и комфорт его пассажиров.

Дизайн играет не последнюю роль. Если посмотреть на наши дороги, то довольно часто можно увидеть окрашенные стальные диски, или же владельцы авто их попросту закрывают пластмассовыми колпаками. Есть исключения: на некоторых автомобилях Opel можно увидеть оригинальные пятиспицевые «штамповки» и дорогие колпаки, они хорошо имитируют литье. Но чаще всего стальные диски выглядят как под копирку.

Литые (легкосплавные) диски

При продаже данный вид дисков часто обозначается английским словом cast, что и есть в переводе «литье». Сегодня это самый распространенный вариант дисков, их производят практически везде. На рынке можно встретить легкосплавные диски от малоизвестных производителей, они самые дешевые и сравнимы в цене с дорогими штампованными дисками. Есть средние по стоимости и «массовые» от известных брендов и дорогостоящие для автомобилей премиум-класса. Кроме того, есть самые дорогие, которые выполняются по индивидуальным заказам для тюнингованных автомобилей.

В процессе производства литых дисков используют сплав алюминия в разных видах, иногда титановый или магниевый сплав, но это уже дорогостоящие версии. В самом названии «литой диск» заложен способ его производства, — сначала в определенную форму заливается сплав того или иного металла. После этому материалу дают время на остывание, извлекают из формы, и затем обрабатывают механическим образом.

Но это самая простая технология, есть и другие, более совершенные. Легкосплавные диски могут изготавливаться под давлением. Сплав алюминия не просто заливают в специальную форму, но подвергают его определенному давлению. В таких условиях достигается меньшая пористость. После остывания у конечного материала производителям удается добиться определенной мелкозернистой структуры. Диск становится намного прочнее.

Другой вариант называется «flow forming» (в дословном переводе — поточное формирование). Происходит это так: берется горячая заготовка и затем на ней происходит механическая раскатка обода. При помощи этой технологии достигается высокая прочность диска и одновременно снижается его масса. Все очень похоже на изготовление кованого диска. Главный минус заключается в высокой стоимости такого «литья», оно наиболее дорогое в своем сегменте.

Преимущества:

  • малый вес;

  • высокая прочность;

  • вариативность дизайна. 

Недостатки штампованных дисков здесь превращаются в достоинства. Небольшой вес автоматически снижает расход топлива, делает лучше разгон автомашины и ее управляемость, уменьшается нагрузка на подвеску. В итоге водитель едет с повышенным комфортом.

Если автовладелец с штампованными дисками идет на разные ухищрения, чтобы улучшить внешний вид своей машины, то в данном случае дизайн и размер можно выбрать на свое усмотрение и на любой вариант авто. Производитель может учесть все индивидуальные требования и пожелания.

Недостатки: 

  • невысокая ремонтопригодность;

  • при повреждении дисков ухудшается внешний вид;

  • могут стать причиной повреждения подвески и шин. 

В отличие от штампованных дисков литые не гнутся. Если в первом случае диску можно вернуть прежнюю форму, то «литье» просто раскалывается. Особенно опасны случаи, когда колесо с литым диском попадает в яму. Диск может сразу не расколоться, но раз за разом накапливать небольшие трещины. И вот тогда любой последующий удар может стать критичным для диска, и хорошо если это произойдет на небольшой скорости и не станет причиной куда больших негативных последствий.

Литые диски в ряде ситуаций могут привести к выходу из строя некоторых деталей подвески и повредить шины. При попадании колеса в яму штампованный диск сминается, частично удар на себя принимает сам диск, остальное идет на подвеску, а вот с литым вариантом всю энергию принимает ходовая часть автомашины. В случае раскола острый край легкосплавного диска в буквальном смысле может разорвать шину.

Кованые диски

Данный вариант дисков обозначают forged («кованый»), это менее распространенный вариант. Отличается от других видов высокой прочностью и легким весом. Кованые диски, как правило, ставят на серийные автомобили с высокой мощностью, а также на спортивные автомашины. Кованые диски всегда можно встретить в автоспорте. Пользуется ковка популярностью и различных индивидуальных проектах при тюнинге.

Существует два варианта изготовления кованых дисков. В одном берется разогретая цельная заготовка, штампуется и впоследствии обрабатывается механически. В качестве таких болванок используется чаще всего алюминиевый или какие-то другие сплавы. В другом используется технология вырезания диска из болванки на специальном станке. В этом случае диск получается менее прочным, чем в первом, но все равно в этом компоненте превосходит литой диск.

Именно второй способ предполагает изготовление дисков по индивидуальным заказам, с необычными дизайнерскими решениями, для лимитированных серий автомобилей и т.п. К тому же кованые диски для спортивных автомашин готовят только методом штампования с использованием высокого давления. Способ придаст алюминиевому сплаву наиболее высокую прочность.

Преимущества:

  • наиболее высокая прочность среди всех видов;

  • наиболее меньший вес;

  • выдерживают высокие нагрузки.

Даже несмотря на более высокую сложность изготовления производители могут создавать разные варианты кованых дисков, хотя число моделей авто, на которые их можно установить ограничено.

Недостатки: 

  • сложный процесс изготовления;

  • невысокая дизайнерская вариативность;

  • высокая цена;

  • низкая ремонтопригодность. 

В некоторых случаях кованые диски могут точно так же расколоться как литые, в других всего лишь погнуться как штампованные. При этом нагрузки могут выдержать даже выше, чем их высококачественные литые собратья.

Составные (разборные) диски

Разборные диски обозначают 2-piece или 3-piece. Кроме того, можно найти названия «комбинированные» или «сборные». Если все три предыдущих вида были цельными, то данный вид сборная конструкция из двух или трех частей. Чаще всего такие диски используют для тюнинга автомашин.

Из каких же частей состоят такие диски? Первая — центральная, которая изготовлена методом литья и представляет собой спицы и ступицу. То есть этой части можно придать любую форму в соответствии с пожеланием заказчика. Вторая часть — обод, чаще всего он кованый, очень прочный и соединяется с центральной частью при помощи титановых болтов.

Преимущества:

  • легкая и прочная конструкция;

  • высокая ремонтопригодность (составные части можно заменить);

  • вариативность дизайна.

Недостатки:

  • высокая цена;

  • сложный процесс изготовления.

Стоимость — основной недостаток сборных дисков, зачастую она выше, нежели самая качественная ковка. Впрочем, при такой сложности производства и эксклюзивном подходе цена не может быть низкой. Если вдруг вам попадаются дешевые варианты таких дисков, будьте уверены, что это низкосортная подделка.

Мы упомянули две части разборного диска, но бывает и три. В таком случае с центральной частью ничего не происходит, она не меняется, а вот у обода может быть две составных, — внутренняя и внешняя. Благодаря такой конструкции производитель может свободно оперировать различными вариантами ширины обода, вылетом, глубиной полки. В таком виде дисков можно менять части по своему усмотрению, и колеса будут выглядеть совершенно иначе, а с ними и внешний облик автомашины. Данный вид диска своеобразный конструктор.

Остальные виды дисков

Мы рассмотрели с вами основные виды дисков, которые занимают примерно 98 процентов всего автомобильного рынка. Остальные два процента приходятся на такие редкие варианты, как спицованные колеса. Предназначены они главным образом для автомобилей ретро и других транспортных средств. 

На суперкары устанавливают композитные диски (к другим материалам тут добавляется пластик и карбон). Для эксклюзивных проектов используются кастом-диски. Все эти варианты не входят в категорию массового производства, которую мы рассмотрели.