Новый «Дакар» оглушающе красив: десяток видов песков, гонщики-кроты, лунные скалы и цвета как на Марсе
Каждый кадр – хоть сейчас на заставку рабочего стола.
Закончился 44-й «Дакар»: у «КАМАЗа» опять весь подиум, катарский шейх Нассер Аль-Аттия выиграл четвертого «бедуина» под штрафы за не пристегнутые ремни и отключенный контроль мощности, Сэм Сандерленд победил в байках и прославил испанский бренд GasGas (вообще-то купленный недавним доминатором «КТМ»), а в мотовездеходах проспект «Ред Булл» Сет Кинтеро побил рекорд рейда по победам на спецучастках (11 из 12), но из-за жесткой поломки на втором этапе оказался лишь 16-м в тотале. Победители – легендарный Франсиско Лопес Контардо в классе Т3 (прототипы) и привычный визитер «Шелковых Путей» из США Остин Джонс в классе Т4 (серийные SSV).
Главным супергероем – победителем класса Original by Motul в рейде по пустыне в одиночку и без механиков – второй год подряд стал литовец Арунас Гелажнинкас. Ему – самое большое браво!
«Дакар» неспроста приобрел славу самого жесткого, сурового и престижного гоночного приключения планеты: организаторы каждый раз обеспечивают 12 веселейших дней в пустынях, скалах, песках, степях и редких оазисах. Потому пейзажи на рейде соответствующие: словно с Марса (или съемок голливудского блокбастера о нем).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/e9/9208b494943fda7ba7b556b269eab.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Сейчас гонка третий раз подряд проходит по территории одной лишь Саудовской Аравии – казалось, у промоутеров просто закончатся новые умопомрачительные локации для удивления пилотов и зрителей. Но нет: эстетическая составляющая легендарного рейда по-прежнему на высоте.
К примеру, благодаря ранним стартам мотогонщиков фотографы имели возможность снять ребят в лучах восходящего солнца:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/3d/582834bf844bbb74414ab580b438a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/62/78f27bded488ea07e1856e698f799.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В прошлые годы организаторы экспериментировали с одновременными стартами нескольких участников ради эффектной дрэг-зарубы на первых сотнях метров. Но от искусственных попыток свести гонщиков в битву колесо в колесо отказались – естественные все равно красивее: смотрите, с каким восторгом местные наблюдают за схваткой Кубы Пшигонского и Хэнка Латегана.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/93/f3a89978140409ef8cf70f5f2c077.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Насчет степей и скал никаких шуток – были на «Дакаре» и вот такие триальные скоростные участки (неподалеку от столицы страны Эр-Рияда). Гонщики их любят за возможность вдавить педаль в пол и ненавидят за частые проколы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/f5/c37e63ff54bcb8514ba73d4a669a2.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но, конечно, пески – прежде всего: их в Саудовской Аравии много. Чуть ли не десяток видов – вот более-менее классические барханы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/af/174d8d6a94d04b9160291789f9167.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А были и вот такие – более плотные, низкие и глинистые.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/67/c6ace4028482a82826e52417c6387.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Они быстрее, но если их разрыть колесами – можно намертво увязнуть.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/42/bffab32cf403b9886ab43806eecef.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Именно про такие моменты русский штурман Константин Жильцов высказался примерно так: «Видели, как багги подпрыгнула, перевернулась на крышу, и из феш-фешевой (как раз тип пустынных почв – Sports.ru) пыли вылезают два крота – штурман и пилот».
Наверное, мотогонщиков это тоже касается.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/04/f377566a242a0bff4fe8750112cc5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Дюны там масштабные и бескрайние.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/ef/75201dc06475e8a8e83b40ed6b549.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И очень опасные, особенно когда высокие – вот так с них можно навернуться, даже когда ты – девятикратный чемпион мира по ралли и претендент на победу Себастьян Леб.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/3d/8e4e2f17447e081e9417056dbe8db.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А местным – норм.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/bc/ce6c02bf74ae49c148a1a485e8bb0.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Гонка вообще именно для них – пофоткаться с самыми отважными людьми планеты в стиле «ха-ха, а я тут живу».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/1c/34a0cb335405281a6c5e1716a2c0b.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Иногда их собирается даже слишком много – едва уворачиваешься.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/08/9fa479ff341a3a58b0182f210c143.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но бывают и такие пустыни – с плотным покрытием, что даже пыльный след остается не слишком большим.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/6e/c6ed2621d498587c18deab47dd8a3.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Сбоку они же впечатляют еще сильнее.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/35/e15864c8048c4aa1b040e345d0efa.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И вот такие грандиозные дюны – в маршрутных книгах их помечают как «три знака», или «максимальная опасность».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/f7/5bb690c02441582310c23a41a2c4a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Штурм таких на машинах выглядит примерно так.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/12/0b9fd17ba41c6a7354392996c4aa7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Некоторые моменты – словно из «Безумного Макса». Если решат снять новую часть – в «Голливуде» теперь точно знают, где взять каскадеров и массовку.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/4e/f47233ef9436a9e144a184e88d390.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Даже места для внезапных засад уже обнаружены и исследованы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/3f/45513595b4f748cda2c8efb956ada.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
То же место – но с другой стороны: да, на «Дакаре» есть свой босс-вертолет.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/ff/270679cae4a3aa82199fdd632d058.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Он преследует участников и заставляет их ускоряться перед камерами, чтобы выделиться и порадовать спонсоров – ради вот таких кадров. Потом их годами будут показывать во всех коммерческих презентациях.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/eb/ef450553a4324825f78f9baf76062.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И боссов много: в каком-то смысле «Дакар» – и их гонка. На бивуаках даже есть своя взлетная площадка.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/bf/fa44123ad48969aecf8c8e24aed82.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Хорошо, что вертолеты есть: без них мы бы никогда не увидели вот эту сыпучую красоту с десятого спецучастка. Без шуток: один из величайших кадров в истории «Дакара».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/30/4f19300ac452796db0daddd8a8bab.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Или вот таких скоростных снимков – со статичной точки на скале так быстро не повернешься и не сфокусируешься.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/8c/78b2c36bc42eb84d4059383f13955.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И не поймешь все грандиозность таких вот скал – сравнение с немаленькой гоночной «Тойотой» показывает все.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/93/7ae213206426294a393336d27d71a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А еще вертолеты служат для развоза фотографов по самым опасным точкам – чтобы они там прятались и ловили вот такие моменты «за секунду до».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/5c/9a97056b446289a248237c3e2e552.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И подвозят камеры к намертво застрявшим – чтобы показать миру тщетные попытки очередного «крота» справиться с коварными песками.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/9e/cc8f551e04a1aa3919e8623df8008.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Или даже увезти сдавшегося домой – вертолеты вообще полезные.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/4b/38377a960455e9ce3fd9302e713cb.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но, конечно, по своей воле обычно воздушный эвакуатор не вызывают – обычно перед процедурой отлета случается трагедия вроде такой.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/07/cc3753aa84839b70aa0acbd025b81.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Правда, обычно пилоты предпочитают сражаться до последнего – даже если теряются. Тогда они собираются в стаи.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/a1/c1fc9f06f44b49ac5fd4d437cc34b.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Ищут любые способы починить технику...
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/70/598178dc4434faf9882d5fc903e5c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И едут дальше.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/6c/d834a5f15477d9ec76fac00577589.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И на рассвете...
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/c2/d7ab9df274db0ac9a78b35216e684.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И под солнцем в зените...
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/af/e909444964dafbdf58b75d35f3849.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И уже на закате – если вдруг потерялся или что-то капитально сломалось.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/88/e7ce2afba46f9a50330d735ed778f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Потому к концу гоночного дня пустыня выглядит примерно вот так – один из спецучастков в 2022-м даже сократили из-за чрезмерно разбитой и опасной колеи.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/d8/e1ebf7a694350838ea9f9aa7e3db8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Открывающим ехать визуально приятнее – зато нет ориентиров по маршруту в виде чужих следов. Только ты, роудбук и пески.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/06/f45e45f474d17a5fb55724cc7576d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Хотя нет, еще иногда верблюды.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/7b/5b92db9c1476db9f3b32d9bb3ddc8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И солнце, бьющее прямо в глаза.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/c9/860ac6e4b4729b25790d37abad253.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Ровно за этим и едут на «Дакар».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/85/646632c504039bb32d1ac721a84a9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И гонка состоит не только из бесконечной пустыни: когда заканчивается спецучасток и лиазон, на бивуаке начинается работа по техобслуживанию болидов – чтобы добраться до финиша (а то зачем это все?). Часто она идет и по ночам.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/3f/13ee6c96c4dd5af79f20e1c9ffda1.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Чтобы да – не пришлось грустно снимать ролик для семьи в стиле «не получилось, не фартануло».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/8d/cc6749d034847a962da1b977df0f2.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Хотя теперь на «Дакаре» можно гоняться и в категории «Классика» – без учета времени, но по точкам. Надо лишь раздобыть по-настоящему легендарную историческую машину, чтобы вас фотографировали даже из-за каждой дюны посреди Руб-Эль-Хали.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/20/d9ebfef1c4117a43be104fa88a7d0.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И радовались вашему появлению (или выживанию).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/c4/539cbcf744bb79028cdef92cf44bd.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А выжить в Саудовской Аравии непросто: кажется, именно это пытались сказать древние арабы наскальными рисунками на валунах.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/61/a145c8b154684805dd02d682db991.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Неудивительно: с такими лунными скалами.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/2f/4e7cdbec6420b8bf6caa7c786aab8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Нет, правда: просто представьте, что вы – тот самый одинокий рейнджер в пыли в середине кадра.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/95/1ab7cfe6645bfadfd7b247a02253f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Так недолго и превратиться в песчаного элементаля – и остаться в Аравии навсегда.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/7a/3aad052f84fb5a72019ab3d1feabe.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Или по-настоящему постараться – и уехать с «Золотыми бедуинами», как «КАМАЗ» (например).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/49/b47b94d4e4b308f7913ebe5c05d8e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Фото: twitter.com/dakarDAKAR RALLY/Horacio Cabilla; DAKAR RALLY/Charly Lopez; Marcelo Machado de Melo/FOTOP; Marian Chytka; Florent Gooden/DPPI images; Eric Vargiolu/DPPI images; Aurelien VIALATTE; instagram.com/dakarrally; globallookpress.com/Flavien Duhamel/Keystone Press Agency, Frederic Le Floc H/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, ERIC VARGIOLU/imago-images.de; East News/FRANCK FIFE / AFP; REUTERS/Hamad I Mohammed