40 лет спустя: на Dakar Classic-2022 вышла «Нива» из гонки 1982 года
Второй гоночный и первый полноценный "боевой" день "Дакара"-2022 прошёл в рамках кольцевого маршрута из Хаиля в Хаиль. 181-километровый перегон-лиазон к старту и 333 километра дистанции спецучастка не для всех сложились просто, включая и участников классического зачёта.
Несмотря на то, что экипажам Dakar Classic нет необходимости мчать во весь опор по бездорожью, поскольку для ретро-техники, во-первых, предусмотрен отдельный от современных внедорожников и грузовиков, маршрут, во-вторых, борьба идёт не за лучшее время, а за самый точный предписанный дорожной книгой темп движения и сбор всех контрольных точек. Чем больше их у экипажа, тем лучше. Вне зависимости от затраченного на это времени.
В итоге после спецучастка 1B лидерами категории Daakr Classic стали испанцы Ксавье Пина Гарнатча и Сержи Жираль Валеро на Toyota and Cruiser 80 (№808), вместе с которыми в топ-3 класса входят семейный экипаж французов Янника и Валери Панагиотисов на пикапе FJ Protruck (№739) и представляющие Францию Стефан Ламарре и Александр Ларош на Buggy Sunhill (№712).
А что же "Нивы", спросите вы? А с "Нивами" всё в порядке, ответим мы. Лучшим из экипажей на российском внедорожнике является испанский дуэт BXS Motorsport Марсель Куирос/Артур Арагонес на внедорожнике №812 на 102-й позиции. На 117-м месте идут француз Ромен Грабовски/Констанция Шенар на машине №791, на 128-м — ВАЗ-2121 №763 в цветах Niva Red Legend Team швейцарцев Марио Якобера и Сладана Мильича, а следом за ними, на 129-й строчке протоколов, испанцы Сальвадор Фернандес Баррьентос/Эстер Паже Болибар на автомобиле №736.
"Добрый вечер с бивуака в Хаиле. Сегодня был первый день, этап 1B, ехалось хорошо. В конце спецучастка у нас возникли проблемы, над этим работает наш механик. Сегодня у нас было два теста настроек, оба прошли хорошо. Иногда мы застревали в песке, но выбирались, так что это был хороший опыт — увидеть, что происходит на песке, а его было много. Этап был очень быстрым, наша “Лада” хорошо справилась. Мы добрались до финиша, но в конце из двигателя потекло масло. Сейчас будет работать всю ночь, чтобы проверить, работает ли двигатель, все отремонтировать, вероятно поменять некоторые детали, чтобы быть готовыми к завтрашнему утру. Стартуем рано, около 6-7 часов. Завтра марафонского этапа нет, едем на следующий бивуак", — рассказал Сладан Мильич в интервью телеграм-каналу Cross-Country Rally News.
Главными героями официального видеообзора дня также стали гонщики "Лада". Француз Ромен Грабовски рассказал свою историю. Оказывается, пилот пошёл по стопам отца, который в 80-е годы также участвовал в "Дакаре" на "Ниве". Но в 1982 году покорить ралли-марафон не удалось из-за технических проблем с автомобилем.
Спустя 40 лет реализовать мечту Грабовски-старшего взялся его сын, который с детства ездил со своим отцом на советском внедорожнике. В Dakar Classic-2022 штурманом Ромена стала его подруга Констанция Шенар, а также их "сопровождает" серебряный призёр "Дакара"-1982 — автограф француза Жан-Клода Бриавона украшает капот классической "Нивы" №791.
По словам Ромена, главной подготовкой к гонке стало облегчение автомобиля. Пришлось убрать радио и систему отопления, чтобы снизить массу — это удалось, зато штурману теперь нелегко, поскольку погода в Саудовской Аравии бывает такая, что печка пришлась бы кстати. А на длинных лиазонах можно было бы развлечься и музыкой, но теперь таких опций нет.