Окон выстрадал первую победу в «Ф-1». Но помогли аварии и мастер Алонсо, возивший Хэмилтона 10 кругов
Ключевые эпизоды в успехе.
Внезапная победа гонщика «Альпин» Эстебана Окона на Гран-при Венгрии напомнила болельщикам со стажем первый выигранный Гран-при нынешнего напарника француза, Фернандо Алонсо – в 2003-м тот тоже на не самой быстрой машине из Энстоуна (тогда она называлась «Рено») провел безупречный заезд, не позволив никому из конкурентов вырваться вперед.
Динозавры «Ф-1» вспомнили другую похожую историю: в 1990-м крепкий середнячок Тьерри Бутсен на не самом быстром «Уильямсе» сдержал всех – в том числе Айртона Сенну на быстрейшем «Макларене».
Каждый случай порожден характером венгерского «Хунгароринга» – на треке с короткими прямыми и узкими поворотами практически невозможно обгонять: нужно или дождаться ошибки, или обеспечить преимущество в пару секунд на круге.
Окон не ошибался. А провисевший почти 70 кругов на его заднем антикрыле Себастьян Феттель не обладал никаким преимуществом в скорости даже с включенной DRS.
Единственный шанс у Себа за весь Гран-при выпал во время обгона круговой «Альфа Ромео»: тогда лидер потерял доли секунды, чем четырехкратный чемпион мира и попытался воспользоваться – с двойным слипстримом Феттель набрал приличную скорость, практически достал «Альпин» и попытался вылезти вперед на позднем торможении по внутренней траектории. Но все равно «Астон Мартин» не хватило скорости, чтобы обогнать будущего победителя.
Других моментов француз не предоставил – и потому в заслуженности его успеха ни у кого не может быть сомнений. И все же без нескольких важных эпизодов счастье Окона бы не случилось.
Ужасы на старте помогли Окону выйти на второе место
Как и многие другие парни, стартовавшие с четной стороны, Окон не очень удачно начал заезд: сцепление накануне смыло дождем, конкуренты легко уехали вперед, и догнать их удалось только на торможении.
Перед самым поворотом Эстебан интуитивно освободил внутреннюю траекторию и сместился чуть ближе к центру трека, чтобы попытаться что-нибудь выгадать в борьбе с притормозившим Леклером.
Старт оказался по-настоящему счастливым: впереди кучу машин вынес Боттас, а избежавших встречи с финном добил влетевший в освобожденное пилотом «Альпин» место Ланс Стролл.
Подсохшая трасса сыграла не в пользу Хэмилтона
Из-за особенностей регламента на прогревочном круге пилоты «Ф-1» не должны получать подсказок от командного мостика – из-за чего Льюис Хэмилтон так и не решился поменять промежуточные шины на слики. Ошибка «Мерседеса» состояла в том, что команда эту ситуацию с лидером заранее не обсудила (потому что ждала усиление дождя) – в отличие от всех остальных.
Вот почему на рестарте Льюис остался перед светофором в одиночестве – и через круг именно Окон возглавил пелотон, поскольку семикратный чемпион мира ожидаемо поехал на медленных покрышках за свежим «медиумом».
«Астон Мартин» плохо провел пит-стоп Феттеля
Если не считать «Ред Булл», который меняет колеса быстрее двух секунд, все команды «Ф-1» обычно укладываются на пит-стопах в 2 – 2,5 секунды. Никаких тактических хитростей в этом Гран-при в «Альпин» не изобрели – команда избрала консервативную стратегию с максимально поздней остановкой, чтобы не выпустить Окона в трафик.
Зато у конкурентов из «Астон Мартин» была возможность провести подрезку и отыграть важное время за счет более свежих шин – команда попыталась реализовать этот план, но неожиданно накосячила на пит-стопе: из-за заминки Феттеля обслужили за долгие 3,3 секунды. Через круг Окону поменяли шины на секунду быстрее – и Себу не хватило буквально половины корпуса машины, чтобы вырваться вперед.
Латифи и Алонсо сдерживали быстрых соперников
Первую победу Алонсо многие болельщики вспомнили не просто так: в 2003-м на «Хунгароринге» Фернандо сильно помог его друг Марк Уэббер, который в течение 13 стартовых кругов сдерживал быстрого Кими Райкконена на «Макларене». Заработанного преимущества Нандо хватило для уверенного лидерства в оставшейся гонке после волны пит-стопов.
Похожим образом в пользу Окона (и Феттеля) в 2021-м сыграл Николас Латифи – канадец рванул на третье место, а затем постепенно отставал от пары лидеров, попутно сдерживая потенциально быстрого Карлоса Сайнса (и Алонсо, кстати). По ходу заезда пилот «Уильямса» ожидаемо отвалился почти в самый конец топ-10, но созданного с его помощью задела Окону в итоге хватило, чтобы доехать до клетчатого флага без лишних нервов.
Еще более важную роль в победе Эстебана сыграл как раз Алонсо – в заключительной фазе заезда он показал настоящий мастер-класс по обороне от Льюиса Хэмилтона, преимущество которого над соперниками на (относительно) свежих более мягких шинах достигало 2-3 секунд на круге. Испанец возил англичанина почти тридцать километров и выпустил вперед его только за шесть кругов до финиша – после чего Льюис быстро расправился с Сайнсом и едва не настиг на финише Феттеля и Окона. Если бы Фернандо сдался раньше – все бы закончилось как две недели назад на «Сильверстоуне».
***
Да, Окон провел безупречную гонку и полностью заслужил этот успех. Однако прислать по бутылочке какого-нибудь бодрящего напитка Боттасу, Строллу, Латифи и Алонсо ему все же не помешает. Все эти парни внесли весомый вклад в грандиозный успех.
Фото: REUTERS/Florion Goga
- Белые господа заехали на пит-лейн, сэр!
- Они решили преклонить колено перед гонкой?
- Нет, они решили переобуться в слик, старый ты дурень!
- Не такой уж я и старый, Алонсо старее.
- Скажешь ему это после гонки!
Давно писал что Ал в этом году взял бы титул в Мерсе. Хейтеры, вы где?)
Напомнило как того же Хэмилтона отвозил Шумахер в Италии в 2011.
Что-то вечно Хэмилтона кто-то возит. То Баттон, что Росберг, то шины...