«Ред Булл» провел целые тесты ради доказательств против Хэмилтона. Судьи даже не взглянули – из-за правил «Ф-1»
Гонка за новым штрафом Хэмилтону провалилась.
Гран-при Венгрии медийно взорвал уик-энд еще до первых выездов болидов на трассу: на традиционных пресс-конференциях Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон обменялись мощными заявлениями в связи с аварией на «Сильверстоуне» двухнедельной давности. Семикратного чемпиона обвинили в неуважении, а тот ответил, что повторил бы обгон вновь – и отказался пояснять причины именно такой атаки (в сравнении с последовавшей более удачной на Леклера).
Пикантность заочному обмену подколами между лидерами «Ф-1» добавило ожидание слушаний по делу о той самой аварии: ведь еще в начале недели «Ред Булл» запросил пересмотр и пообещал новые доказательства намерений Хэмилтона выбить Ферстаппена.
Напомним, что речь об этом моменте.
Вердикт стюардов предсказуемый: пересматривать инцидент не стали, наказание Льюиса в 10 секунд оставили в силе без ужесточений. Никто из технических экспертов и не предполагал иного исхода.
Но суть обращения «Ред Булл» вместе с формулировкой решения вышли по-своему скандальными.
Как выяснилось из официального пресс-релиза ФИА, лидеры «Ф-1» запустили процесс пересмотра по процедуре «обнаружения новых доказательств, недоступных на момент вынесения первоначального решения». И в их качестве предоставили целый набор данных:
слайды симуляций траекторий, основанных на GPS болидов №44 и №33
слайды симуляций траекторий, использованных Хэмилтоном и Леклером при битве за лидерство в том же повороте на 50-м круге – и тоже основанных на GPS
слайды, раскрывающие траекторию Хэмилтона на первом круге, основанные на физическом воссоздании его круга в болиде «Ф-1» в исполнении Алекса Албона – тоже в соответствие с GPS с Гран-при Великобритании
И это – все.
После изучения описания «новых доказательств» стюарды пришли к выводу: «новые данные» нельзя трактовать как достаточные для пересмотра, поскольку их нельзя засчитать как «неизвестные на момент вынесения решения» – ведь они основаны на GPS-трекинге, известном на момент расследования столкновения (еще бы – это часть телеметрии!). Более того, вместо «обнаружения» новых доказательств «Ред Булл» их «создал», а потому пересматривать дело на их основе просто нельзя с юридической точки зрения: описанная в регламенте процедура не включает такую возможность в принципе.
И ведь «Ред Булл» специально нанял юриста для изучения опций пересмотра неделю назад! Кажется, фиаско с трактовкой правил может стоить кое-кому карьеры.
Важный момент: судьи не рассматривали и не оценивали аргументы лидеров «Ф-1» по степени вины Хэмилтона. Они проверили представленные доказательства по формальным критериям юридического соответствия – и сразу отклонили запрос о переоткрытии дела, как только обнаружили прямую связь с давно известным трекингом GPS.
Так что огромные усилия «Ред Булл» по продвижению позиции «Хэмилтон все сделал нарочно» ушли впустую. Хотя только вдумайтесь: сколько же сил ушло у англо-австрийской команды: помимо создания симуляций, она организовала целый выставочный частный тестовый заезд!
Речь о специальном круге Алекса Албона: 21 июля тайский гонщик тестировал новые шины «Пирелли» на актуальном болиде RB16B. Изначально в расписании ФИА не значилось других сессий, но 22 июля «Ред Булл» остался на «Сильверстоуне» и провел съемочный тестовый день на старом болиде RB15.
Заезды прошли прямо перед соревнованиями университетской «Формулы-Студент» – там присутствовал технический эксперт F1TV Сэм Коллинс, он и подтвердил сам факт тестов.
«Тогда никто не понимал, зачем «Ред Булл» гоняет столько быстрых кругов с Албоном по треку, где только что прошел этап «Ф-1», – написал Сэм в твиттере. – Но теперь полностью понятно, зачем они это делали».
А вот и фотографии с того самого поворота – Алекс и правда пытался проезжать его как можно ближе к траектории Хэмилтона на первом круге.
Зачем же «Ред Булл» потратил столько сил? Команда Ферстаппена пыталась однозначно доказать: с выбранной скоростью и траекторией Льюис даже без столкновения никак не вписался бы в поворот и вылетел с трека. Раз на основе тестов Албона составили слайды для стюардов – вероятно, какие-то подтверждающие соображения у «Ред Булл» и правда появились.
«Мы хотели показать, где должна быть точка торможения для такой траектории – Хэмилтону требовалось затормозить на 23 метра раньше, чтобы вписаться в поворот, – объяснил после босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Но мы не смогли достичь той скорости, которая была у Льюиса. Хотя условия были довольно похожими. Вышел ценный факт для подтверждения симуляций».
Вот только Алекс гонял на старой машине со специальными покрышками «Пирелли» (обязательное условие ФИА для любых съемочных и тестовых заездов), а потому любые данные или траектории его машины вряд ли приняли бы во внимание как значительные, ведь с 2019-го в «Ф-1» сменился аэродинамический регламент и два поколения шин. Даже в случае представления телеметрии с однозначными выводами – никто не оценивает возможности даже гражданских новых «КАМАЗов» по опыту езды на старых.
Выбор машины тоже не случаен: по правилам ФИА о любом съемочном дне на актуальном болиде нужно предупреждать минимум за трое суток – то есть для заездов в четверг «Ред Булл» требовалось принять решение в понедельник (причем не под вечер). К тому же аварии на «Сильверстоуне» и в Баку (суммарной стоимостью больше $2,5 млн) здорово придавили лидеров «Ф-1» с точки зрения потолка расходов, а частные тесты на старой технике не попадают под лимит и не требуют такого же строгого согласования.
Поражение апелляции можно было предсказать еще неделю назад, но «Ред Булл» все равно попытался – судя по всему, по тактике «авось прокатит». В конце концов, атака «Мерседеса», показала максимальную дополнительную поддержку Ферстаппена и давила на психику соперников во главе Хэмилтоном – должно быть, именно потому «Мерседес» после оглашения вердикта стюардов ответил громким и пафосным заявлением.
«Мы надеемся, что принятое решение положит конец попыткам «Ред Булл» очернить доброе имя и спортивную честность Льюиса Хэмилтона», – написали в соцсетях и официальном блоге на сайте семикратные чемпионы.
Не очень-то похоже на согласие к примирению.
«Мерседес» вернул скорость в «Ф-1»: переделал болид и считерил Хэмилтоном на симуляторе перед квалой
Фото: REUTERS/Florion Goga; globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/Dan Istitene
Не рассматривая этот эпизод, формулировка удивительная "доказательства были известны на момент вынесения решения".
То есть доказательства могли не рассмотреть в момент вынесения решения, но они же были известны