Квята ждут в «Ф-1» для перестройки худшей команды? Он лучше 7 конкурентов? Нехватка спонсоров не помешает?
Лучший русский в Гран-при – на гребне трансферных слухов.
В «Формуле-1» близится самая жаркая трансферная пора – летний перерыв после Гран-при Венгрии, когда основная часть пелотона закрывает большинство переговоров о составе на следующий сезон сделками или предварительными договоренностями. Именно в августе обычно проворачивались самые громкие подписания в предыдущие сезоны: от побега Дэна Риккардо из «Ред Булл» в «Рено» до смены Пьера Гасли на Алекса Албона посреди чемпионата. Традиция нарушилась лишь в прошлом году – из-за коронавируса у команд оказалось много свободного времени до старта сезона в июле, и потому переговоры и подписания прошли быстрее обычного.
Теперь же все вернулось к обычной схеме: именно в августе «Мерседес» планирует разыграть главный лот рынка-2021 – место напарника Льюиса Хэмилтона. На него претендуют нынешний №2 семикратных чемпионов Валттери Боттас и юный пилот немецкой программы Джордж Расселл, который уже три года катает за «Уильямс». Если «Мерседес» решит обновить состав (а большинство инсайдеров практически не сомневается в неминуемом уходе Боттаса) – в английской команде освободится место. И как раз на него претендует Квят.
Казалось бы, нынешний «Уильямс» как недавняя худшая машина пелотона – не самый перспективный вариант, однако даже за последний год в «Ф-1» многое изменилось. В следующем году серия переживет революционную смену регламента и перейдет на машины с абсолютно новым аэродинамическим обвесом – заточенным под обгоны и преследование соперников. Любая правка правил – лотерея, и победить в ней может кто угодно – даже «Уильямс».
Точнее, у англичан даже больше шансов на прогресс, чем кажется на первый взгляд: теперь правила гарантируют худшей команде Кубка конструкторов больше времени для работы в аэротрубе – и именно легендарная организация из Гроува завершила 2020-й последней. Следовательно, именно «Уильямс» имеет возможность больше остальных поработать над болидом под новый регламент – а значит, уже теоретически обходит остальных в перспективах на 2022-й.
К тому же, теперь у девятикратных обладателей Кубка конструкторов все в порядке и с ресурсами: во второй 2020-го организацию из Гроува полностью выкупил американский инвестиционный фонд. Сразу после сделки новые владельцы влили в бюджет «Уильямса» свыше $100 млн только на разработку двух новых машин – англичане больше не бедствуют и не обкалываются кредитами со всех сторон ради выживания. Теперь работа в Гроуве – чуть ли главная возможность «Ф-1» с точки зрения перспектив вертикального взлета с самого дна хотя бы в середняки.
Также новые реалии поменяли и расклад по подбору гонщиков: с новыми инвестициями «Уильямсу» больше не нужно безропотно терпеть за спонсорский пакет в $40 млн Николаса Латифи – сына канадского миллиардера и бывшего кредитора команды. №6 так и не добился прогресса за 1,5 года – более того, именно его теперь регулярно прессингует совсем безнадежный «Хаас» с дебютантом Миком Шумахером. На фоне невероятной серии прорывов во второй сегмент квалификации (и даже двух попаданий в топ-10) вместе со схватками за очки в исполнении Джорджа Расселла выступления Латифи выглядят провальными – и никто не удивится, если «Уильямс» не продлит истекающий контракт №6.
В пользу полного смена состава (особенно в случае ухода Расселла на повышение) говорит и заявление нового шефа англичан Йоста Капито.
«Мы хотим лучших возможных гонщиков, – ответил он как раз на вопрос насчет трансферных слухов. – Нам нужен кто-то, кто сможет вернуть команду в число лидеров, кто поддержит «Уильямс», поведет команду за собой. И в данный момент интерес к выступлению за «Уильямс» вновь растет – это здорово.
В основном интерес связан с недавним прогрессом команды. В распоряжении «Уильямса» теперь имеются значительные ресурсы – все хорошо это знают. И мы продолжим работать и надеемся, что «Уильямс» станет еще более привлекательным местом, чем сейчас».
Отлично, но при чем здесь Квят?
Даниил остался без активной работы в «Ф-1» в декабре после окончательного разрыва с «Ред Булл», но перед стартом сезона пролез в «Альпин» на контракт пилота по развитию – теперь он гоняет на заводском симуляторе «Рено» и настраивает болиды для Фернандо Алонсо и Эстебана Окона.
С учетом богатого опыта в 112 Гран-при, трех подиумов, года миньонства в «Феррари» для Феттеля и Райкконена и выступлений за топ-команду Даниила в его 27 лет можно назвать одним из самых бывалых свободных гонщиков нынешнего рынка. Его экспертизу в настройке болидов высоко ценили и Себ (в тот самый год в Скудерии), и советник «Ред Булл» Гельмут Марко (в момент возвращения россиянина в программу) – Даниил явно умеет развивать машину и подавать личный пример команде. В конце концов, на любые трансферные слухи в предыдущие годы он постоянно твердил только одно: «Какую работу дадут – такую и выполню». Идеальная трудовая этика.
Потому когда авторитетный и осведомленный британский журналист Джо Сэйвард (постоянный визитер паддока с 1988-го) в июне назвал Квята одним из главных кандидатов на место в «Уильямсе» – никто не удивился.
Таким же инсайдом поделился в начале июля и репортер официального сайта «Ф-1» Лоренс Барретто – по его данным, Даниил как минимум в шорт-листе английской команды.
Правда, кроме №26, там еще немало имен.
7 возможных конкурентов Квята: главный неудачник «Ф-1», бывший напарник Даниила, трое юниоров, протеже «Мерседеса»
Валттери Боттас
Возможное возвращение №77 в «Уильямс» в случае повышения Расселла в «Мерседес» кажется логичным с точки зрения хотелок команды – вот только финн, похоже, не сильно-то хочет обратно. Судя по инсайдам, его приоритет – «Альфа Ромео», а потому реально нынешнего напарника Хэмилтона можно исключить из списка конкурентов Квята: вряд ли итало-швейцарцы откажутся в случае предметных переговоров.
Нико Хюлькенберг
Нико дебютировал в «Ф-1» в 2010-м после победы в GP2 (прообразе современной «Ф-2») и сходу заработал себе имя поулом на подсыхающей трассе в Бразилии. Правда, с тех пор он так ни разу и не попал в по-настоящему топовую машину и запомнился прежде всего мегаобороной против Фернандо Алонсо в 2013-м и 2014-м, парой ярких четвертых мест и упущенными шансами на подиум в Бразилии-2012, Баку-2017 и Германии-2019 (каждый раз Хюлькенберг попадал в аварии).
Тем не менее, Нико всегда очень высоко котировался в «Формуле-1»: гонял наравне с Пересом (которого считают одним из самых недооцененных пилотов), укатывал по очкам, квалификациям и результатам Карлоса Сайнса (лучшего в середине пелотона в 2019-м и новичка «Феррари»), а также бился в «Рено» практически наравне с победителем семи Гран-при Даниэлем Риккардо. Более того, Халк здорово показал себя в середине 2020-го: срочно вернулся в кокпит «Рейсинг Пойнт» из-за болезни Переса после девяти месяцев без гонок – и во второй же квалификации заехал в топ-3.
Однако Нико все равно остается главным неудачником «Ф-1» – из-за рекордной серии Гран-при без подиумов: сейчас их у немца 179. И если сперва казалось, будто Хюлькенберг просто очень невезучий, то в 2019-м стало окончательно ясно: №27, кажется, психологически сдает именно в решающие моменты и потому упускает главные шансы.
Конечно, у него все равно остаются плюсы: наибольший опыт (среди доступных вариантов) и два года работы на симуляторе команды с мотором «Мерседеса» (как и у «Уильямса»). С другой же стороны, Нико в августе исполнится 34 года, он не у дел почти полных два сезона и не слывет мастером по развитию и доводке болидов – иначе «Рено» не отказалась бы от него ради Эстебана Окона.
Чжоу Гуаньюй
Еще один гонщик, связанный с «Альпин» – на сей раз юниор из «Формулы-2» (и бывший слушатель Академии «Феррари»). Китайскому пилоту 22 года, он третий сезон катается в главной молодежной серии – и только сейчас обозначил чемпионские амбиции (занимает второе место в общем зачете с тремя победами, уступая 5 очков лидеру). До 2021-го он лишь раз выигрывал в «Ф-2» и дважды – в «Ф-3», там не поднимался выше 8-го по итогам сезона, а реально претендовал на титул в последний раз еще в 2015-м в итальянской «Ф-4».
Однако в «Альпин» считают Чжоу вполне готовым к повышению: продвинули китайского гонщика на одну из практик Гран-при Австрии и обратились к «Уильямсу» по возможной сделке о покупке места.
«Китаец Чжоу Гуаньюй провел очень приличный дебют за «Альпин» на Гран-при Австрии, и прикладываются огромные усилия для того, чтобы найти ему место в «Ф-1», потому что Китай – громадный рынок» – объяснил в блоге активность французского производителя Джо Сэйвард.
Конечно, по сравнению с Латифи Гуаньюй выглядит более предпочтительным с точки зрения скорости вариантом, но в целом Чжоу не совсем подходит под описанные боссами «Уильямса» критерии. Видимо, его всерьез рассмотрят только в случае полной смены состава на 2022-й – и только если «Рено» прилично заплатит.
Ник де Врис
После четырех подряд чемпионских титулов в картинге на рубеже нулевых и 10-х нидерландец считался огромным талантом – «Макларен» даже взял его в молодежную программу и готовил на замену Хэмилтону и Баттону. Но с тех пор Ник несколько раз стопорился в развитии, провалился в GP3 и выстрелил в «Ф-2» только на третий сезон – один из самых слабых в новейшей истории главной молодежной серии мира.
Сейчас де Врису 26 лет, и он гоняет за «Мерседес» в «Формуле Е». Причем весьма неплохо: Ник выиграл две гонки и лидирует в чемпионате. Казалось бы, парень наконец нашел себя и может спокойно зарабатывать на жизнь, однако из паддока постоянно приходят слухи о планах «Мерседеса» пристроить его в «Уильямс» на место Расселла
Нельзя назвать их совсем бредовыми: все-таки немецкий производитель со следующего года вдобавок к моторам займется и производством коробок передач для английской команды, да и сейчас между ними достаточно связей как раз из-за Джорджа. Вероятно, семикратные чемпионы как раз хотят сохранить за собой белый кокпит – и потому рассматривают продвижение де Вриса как временный вариант пока не появится кандидат перспективнее. И для «Уильямса» опция выглядит весьма рабочей: все-таки Ник уже достаточно повзрослел и второй год подряд успешно работает в заводской команде.
С другой же стороны, у него ноль опыта в «Ф-1», да и он давно не ездил на бензиновых болидах с открытыми колесами – повести за собой команду он точно не сможет. Также мотивация «Мерседеса» по трате многих миллионов на повышение Ника кажется сомнительной – если только семикратные чемпионы не считают вдруг нидерландца потенциальным кандидатом на роль напарника Расселла через год-два. Потому вряд ли шансы де Вриса по-настоящему высоки – разве что если остальные откажутся.
Алекс Албон
Самый внезапный вариант, вброшенный все тем же Сэйвардом в двадцатых числах июля – но как бы между прочим.
«В «Уильямсе» хотят пилота с опытом в «Ф-1», потому им интересны Даниил Квят, Алекс Албон и Нико Хюлькенберг», – написал британский журналист в блоге.
Тайский пилот не хуже россиянина знает, как все терять, а потом возвращаться: он вылетал из программы «Ред Булл» в 2012-м после отвратительного сезона, пробивался обратно благодаря национальным спонсором и академии «Лотуса» через второе место в GP3, рубился на равных с Норрисом и Расселлом в «Ф-2» и даже заработал контракт с «ДАМС-Ниссан» в «Формуле Е» в конце 2018-го. Но Алекса позвали обратно в «Ред Булл» – ему даже пришлось самостоятельно выкупать заключенную сделку ради места в «Торо Россо». Остальное – история: замена Гасли в середине сезона, две потерянные победы из-за столкновений с Хэмилтоном, два подиума, нестабильные результаты и вылет в резервисты.
Сейчас Албон гоняет за «Ред Булл» в ДТМ и настраивает болиды под Ферстаппена на симуляторе – и очень успешно: его вклад в триумф на Гран-при Монако признал даже шеф команды Кристан Хорнер.
«Он великолепно работает на симуляторе и в целом хорошо справляется со своими обязанностями, – признал и Марко. – Мы надеемся сохранить его в нашей спортивной семье. Но если у него будет возможность получить гоночное место где-либо еще – мы не будем стоять на пути».
Посыл понятен: «Ред Булл» не планирует двигать куда-то Алекса в ближайшее время и готов отпустить его (как Сайнса в 2017-м). Потому вариант с «Уильямсом» не такой уж нереалистичный: Албон уже доказал способности к развитию машины и точно поможет с привлечением крупных спонсоров (в Тайланде даже запускали правительственную программу по знакомству населения с Алексом в 2019-м). Но, разумеется, опыта больше у Хюлькенберга с Квятом – и потому перспективы переговоров с №23 больше зависят от желаемого «Уильямсом» баланса.
Собственные резервисты: Джек Эйткен и Дэн Тиктум
При обсуждении кандидатов на свободный кокпит «Уильямса» не стоит забывать о возрождении гоночной академии – сейчас там числятся 25-летний Джек Эйткен (4-й сезон в «Ф-2», 3 победы, и максимум в виде 5-го места в общем зачете), бывший юниор «Ред Булл» Дэн Тиктум (проиграл Шумахеру титул в «Ф-3», сейчас четвертый в «Ф-2»), богатый 26-летний рентач Рой Ниссани (0 титулов в молодежках, третий сезон в «Ф-2», 4 заезда в очки) и чемпионка Серии W Джейми Чедуик. Двое последних точно не получат суперлицензию для гонок в «Ф-1», потому их можно даже не рассматривать.
Эйткен попадает во все шорт-листы только из-за роли резервиста: именно Джек сменил Расселла на Гран-при Сахира в прошлом году, когда Джорджа вытащили на этап в «Мерседес» из-за болезни Хэмилтона. В остальном же гонщик с корейскими корнями застопорился в развитии и даже в «Ф-2» по мере повышения конкуренции откатывается в общем зачете все сильнее: в 2021-м он даже все еще без очков. Скорее всего, Эйткен вряд ли когда-либо выйдет за пределы роли всегда готового резервиста.
С Тиктумом все сложнее: с одной стороны, он явно быстр – дважды выигрывал Гран-при Макао, да и в программу «Ред Булл» не берут кого попало. С другой, Дэна везде преследовали скандалы: то он обгонит 10 машин под сэйфти-каром, чтобы из мести вынести обидчика в столкновении (получил два года бана за это в юниорках), то после поражений от Шумахера обвинит команду Мика в читерстве, то вылетает из системы «Ред Булл» после провала в японской «Супер-Формуле» под слухи о драке с японским инженером… Проблемы с самоконтролем не исчезли и в последние годы: Тиктум и в «Ф-2» так орет, бесится, плачет и матерится по радио, что главный эмо «Ф-1» Юки Цунода позавидовал бы.
Невозможно представить, как «Уильямс» подпишет такого пилота после заявлений о поиске лидера команды – и да, в итоге Дэн снова отличился и все закончилось увольнением
Выходит, Квят – лучший вариант по балансу требований «Уильямса». Но Хюлькенберг и Албон – сильные конкуренты
Раз английская команда в первую очередь ищет именно лидера – молодежь вроде Чжоу или Тиктума можно сразу не рассматривать как соперников для Даниила: их оценят только при поиске второго пилота. Де Врис, скорее всего, тоже далек от первого места шорт-листа из-за нулевого опыта в «Ф-1». Выходит, по сути главный спор за место сменщика Расселла развернется между Хюлькенбергом, Квятом и Албоном.
На стороне Нико – наибольший опыт, но негативный бэкгрануд выстраивания команды и два года пропуска. Немец – фантастический атлет, но в то же время не любит симуляторы и тесты – потому его вклад в развитие болидов всегда немного ограничен.
У Даниила чуть меньше опыта в абсолютных числах, но он максимально разнообразный: россиянин поработал с двумя заводами, на трех моторах («Рено», «Феррари» и «Хонда») и гоночной топ-организацией, показал всем умение реализовывать малейшие шансы и тащить напарника, выработал стабильность и подружился с шинами. Также Квят просидел без гонок только полгода и активнее вовлечен в настрйку болида (по сравнению с Нико). И именно готовность вклалывать днями и ночами на базе и на симуляторе особенно важна– «Уильямсу» требуется как раз такой пилот. Из минусов – у №26 ровно ноль спонсоров (даже у Хюлькенберга есть личный партнер Dekra), и потому Даниил всегда претендовал только на места призовых пилотов – оттого и в «Ф-1» он гонял только в системе «Ред Булл». Именно поэтому в предыдущие годы «Уильямс» даже не взглянул бы на Квята, но с американскими инвесторами все изменилось.
Албон же моложе всех (25 лет), однако уже заслужил похвалы от топ-команды и показал себя качественным подборщиком настроек. Алекс (как и Даниил) готов вкалывать сколько нужно, а маркетинговый потенциал у него наивысший из всей троицы. Из минусов – огромные вопросы к его стабильности: №23 выдавал непредсказуемые результаты практически всю карьеру, и к последним Гран-при за «Ред Булл» ситуация не исправилась. Брать такого пилота на роль лидера – огромный риск (хоть и не безнадежный).
Потому именно Квят выглядит самым сбалансированным выбором: опытный, но еще не старый, с известным минимальным уровнем выступлений (причем довольно высоким) и огромным объемом компетенций по настройкам болидов (кроме машин на «Мерседесах» – но, кажется, с быстрой адаптацией не возникнет проблем).
«Россиянин отлично провел концовку сезона-2020, а его опыт «Феррари» и «Ред Булл» станет неоценимым подспорьем для «Уильямса» в процессе перестройки», – подчеркнул и авторитетный автор Autsport Джонатан Нобл.
Если маркетинговый потенциал вместе со спонсорами правда окажется на втором месте для ребят из Гроува, Квят в самом деле может вернуться в «Ф-1». И вряд ли кто-то удивится – все-таки уже во второй раз.
Фото: globallookpress.com/Kimiro Kondo/AFLO, Du Yu/XinHua, Jan Huebner/Scheiber, Dppi/Antonin Vincent, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency; instagram.com/danydk1; Gettyimages.ru/Mark Thompson
Боттас-Квят была бы идеальная пара для Вильямс на 2022. Когда машину нужно научить ездить и задать правильный вектор для её дальнейшего развития.
Хотя британцы и любят врать, но не вижу смысла рассматривать сейчас потенциальных пилотов в разрезе того, что Вильямс не ищет. В конце-концов, они могут Латифи оставить, который им финансово перекроет не то, что нулевой потенциал Квята, а минусовой Тиктума.
После отмены тестов количество подготовленных новичков очень небольшое. Даже сейчас хороших пилотов закрыть составы команд не хватает. Слабых новичков без перспектив немало. Плюс ветераны, которые год-два-три и уходят по возрасту.
Давайте возьмем список первых 13 пилотов в личном зачете:
Макс Ферстаппен
Льюис Хэмилтон
Ландо Норрис
Валттери Боттас
Серхио Перес
Шарль Леклер
Карлос Сайнс
Даниэль Риккардо
Пьер Гасли
Себастьян Феттель
Фернандо Алонсо
Ланс Стролл
Эстебан Окон
Даже здесь три ветерана: Хэмилтон, Алонсо, Феттель, да и Риккардо с Боттасом близко. Года через три будет три-четыре свободных места.
А вот дальше в ЛЗ начинается интересное.
Новички: Цунода, Шумахер, Мазепин. Все трое пока под вопросом, соответствуют ли уровню Ф1. У Шумахера по понятным причинам перспективы есть.
Ветераны: Райкконен. Кими наверное в этом году закончит, 41 год.
Джордж Рассел - идет на повышение, будущая звезда британского автоспорта вместе с Норрисом.
Джовинацци и Латифи. Никак не новички, это почти одногодки Квята. Джовинацци и Латифи в Формуле-3 гонялись с Оконом и Ферстаппеном, Джовинацци выглядел сильнее Латифи, потом в Формуле-2 проиграл чемпионат Гасли. Джовинацци - это хоть что-то, Латифи ни о чем.
Кто в запасе. Хюлькенберг, ему уже 34. Албон, Квят. Грожан с Магнуссеном:)
Из новичков всех, кто был в перспективных в последние лет пять, взяли, Рассел, Норрис, Леклер.
Что имеем - в ближайшие три года освободится мест семь-восемь. Квалифицированных пилотов на команды не хватает. Так что новичкам приготовиться, пилоты с опытом и которым далеко до 30-ти тоже имеют шанс.
PS Хюлькенберг и Вильямс. Было уже, понятно, что менеджмент поменялся, да и Капито немец... Но воспоминания у старых фанов о Хюлькенберге неприятные, может и это сработать.
Шварцмана могут взять за скорость, и тут национальность не будет иметь значения. как и в случае Квята.
а вот если Боттас окажется в Ромео, то Квята вполне могут взять в Вилки.
Никто не любит обкатывать новичков для конкурентов.
вообще никакой связи между клиентом Мерсов и Рено.
И не заблокируешь ведь, и даже не увидишь с главной, кто автор, чтобы не заходить.
Кликбейтеры-некрофилы.
Албон хотя бы предпочтительней с точки зрения маркетинга в Азии, а Хюлькенберг с точки зрения своей стабильности. Но основной кандидат в вильямс это Боттас. В альфа ромео он передет ли едва ли.
В альфе скорее всего появиться Шварцман или разыграют многоходовку с переходом Шумахера.
но из доступных пилотов он всё же лучший вариант, если Вилкам нужен человек для развития болида.
Боттас на рекламном щите не так хорош. Альфа Ромео продажи увеличила благодаря Кими.
https://auto.vercity.ru/img/news/2020/05/10/900x/1589127866.jpg
Не будет его физиономии рядом с АР, кому от этого прибыль? Одни убытки. Разберутся. Не стоит за дальнейшую судьбу Боттаса так переживать. Он ещё в ралли себя не пробовал на весь сезон.
Райкконен очень далек от себя 25-летнего, объективно. Сейчас даже нельзя понять уровень Джовинацци, тот поехал или у Кими сезон не задался. Если вспомнить, кто после 40 относительно недавно погонялся в Ф1, то и Баррикелло, и Шумахер начали проигрывать напарникам.
Скорее всего на Боттаса будут менять, потому что шведские инвесторы Заубера хотели бы или шведа, или финна.