Главный по переделкам болид новой «Ф-1»: «Макларен» скопировал охлаждение и формы у «Мерседеса» – вслед за немецким мотором
Хайп по новому сезону официально начался.
Соскучились без «Формулы-1» за последние два полных месяца? В этот раз межсезонье подошло к концу быстрее обычного: после позднего финала чемпионата первая презентация выстрелила уже 15 февраля – машину на 2021-й показал «Макларен».
И даже уже обкатал ее на треке!
Интерес к болиду легендарной английской команды зашкаливал: все-таки не каждая команда сможет как следует обновить технику в новом сезоне из-за заморозки развития шасси по экстренному коронавирусному регламенту. По сути правила разрешают переделать только две важные зоны, не относящиеся к аэродинамическому обвесу – и здесь «Макларен» интриговал больше всех из-за перехода с мотора «Рено» на «Мерседес»: все-таки диаметрально другой по философии, компоновке и мощности двигатель явно предполагал максимальную переработку машины (хоть и в рамках правил).
И ребята из Уокинга начали подготовку к переделке болида еще в предыдущем сезоне – когда полностью изменили носовую часть MCL35, перейдя и там к философии действующих чемпионов мира.
Подогревал ожидания и новый регламент по части днища: Международная автомобильная федерация обязала инженерные штабы срезать здоровенные куски шасси перед задними колесами и очистить «оперение» задних тормозных воздухозаборников. Все – ради остановки рекордного роста прижимной силы.
Именно поэтому от «Макларена» ждали чего-то откровенного: и традиционных для легенды «Ф-1» инноваций, и видимых изменений после перехода на «Мерседес», и умных решений по части нового регламента. Все-таки более обновленной машины в пелотоне просто не будет!
Инженерный и менеджерский штабы из Уокинга нагнетали ничуть не меньше:
«Пока все остальные команды перенесут в новый сезон основу машины из 2020-го, переход на «Мерседес» сделает для нас невозможным такое, – рассуждал директор производства «Макларена» Пирс Тинн. – Он вызовет огромное количество перемен, и, по сути, мы строим новую машину. Число новых деталей в MCL35M почти такое же, что и в MCL35. Шасси, расположение коробки передач, охлаждения, электроники – все будет другим».
Однако «Макларен» не побоялся поработать и над слабостями предыдущих сезонов – все-таки несмотря на прогресс в быстрых поворотах и на торможениях, болид 2020-го оказался даже не третьим и не четвертым по силе.
«Думаю, в контексте слабостей – нам нужно прибавлять в медленных поворотах, – признавал технический директор Джеймс Ки. – Мы уже далеко не так плохи, как в 2019-м, мы хорошо продвинулись по части скорости, баланса и стабильности, но все равно.
В болиде 2021-го будут свежие идеи. Электрическая система полностью другая, система охлаждения – тоже, так что фундаментальная архитектура машины совершенно новая. Только в омологированных зонах мы должны оставлять все без изменений насколько это возможно.
Мощность у моторов сейчас примерно одинаковая – все не совсем так, как при введении нового регламента. Но у силовых установок разная конструкция. У «Мерседеса» невероятно аккуратная компоновка – она идеально нам подошла».
Что же такого свежего и инновационного показал «Макларен» на презентации?
Прежде всего носовую часть – она продолжает философию «Мерседеса» на тонкий обтекатель с широкими «бивнями»-рассекателями, перенаправляющими воздух за колеса и под днище. Ребята из Уокинга переняли ее еще в 2020-м, но теперь сделали конструкцию острее и изящнее – чуть ли не экстремальнее оригинала.
Доработка носа вызвала и небольшие изменения в дефлекторах – явно для оптимизации направления воздушного потока.
Следующим заметным изменением стала форма корпуса. Мотор «Мерседеса» отличается от «Рено» компоновкой турбин: наддув у немецкой техники отделен от ERS и расположен впереди, из-за чего силовая установка длиннее и уже французской. Именно поэтому «Макларену» пришлось немного отодвинуть заднюю ось, чтобы сохранить распределение веса в соответствии с правилами – так что длина колесной базы увеличилась. Также на нее повлияла и более длинная коробка передач.
А форма боковых понтонов явно оказалась более изящной, узкой и обтекаемой – теперь MCL35M точно прибавит на прямых из-за сокращения лобового сопротивления и ускорения обтекания воздушных потоков.
Также здесь можно увидеть и разницу в днищах между 2021-м и 2020-м. Кстати, «срезка» «Макларена» выглядит очень простой и даже примитивной – интересно будет сравнить с решениями других команд.
По бокам MCL35M появились решетки для дополнительного охлаждения – в точности такие же, как у «Мерседеса».
Из малозначительных, но заметных последствий: инженеры англичан попытались восстановить количество прижимной силы возвращением на болид т-крыла и «продувных» зеркал а-ля «Феррари». Обычно они радикально не влияют на эффективность болида, но в условиях стабильного регламента изменить расклад теоретически способна любая мелочь.
А заднему антикрылу досталось хитрое и очень продвинутое изменение – генератор антивихря, мощно снижающий естественное лобовое сопротивление.
Решение изобрел «Хаас», и до нынешнего момента его скопировал только «Ред Булл». Он решает проблему замедления машины на прямых из-за самого по себе наличия аэрообвеса.
Заметных изменений и правда оказалось не так уж и много – а инноваций фанаты так и не дождались. Но на самом деле все логично: в последний год стабильного регламента радикально переделывать болид просто не имеет смысла.
«Большинство перемен – просто логичные шаги вперед, которые мы бы сделали даже без нового мотора, – объяснил Ки. – Они основаны на изучении обвеса предыдущего сезона. Не думаю, что в течение чемпионата что-то глобально поменяется – поскольку мы уже вошли в стадию стабильности архитектуры машины».
И такой подход – на самом деле идеальный для поступательного прогресса в «Ф-1». Его одобряет и технический директор «Мерседеса» Джеймс Эллисон.
«Каждая команда выбирает собственный путь, а отклонение от первоначального концепта включает в себя риски, – рассказывал он в интервью о приведении чемпионского болида от «дивы» до совершенства за три года. – Вне зависимости от перехода сперва вы в любом случае ухудшите результаты. Просто потому, что до этого немалые вложения в предыдущую идею довели ее до какого-то приемлемого состояния. Так что любая попытка отклониться прежде всего и всегда приведет к шагу назад. И это произойдет задолго до того, как вы разберетесь в возможных преимуществах концепта».
Какие же тогда цели перед собой ставит обновленный «Макларен»? Внезапно никаких конкретных: нет жесткой задачи удержать третье место в Кубке конструкторов, зато есть желание подсократить отставание от «Мерседеса». Правда, Даниэль Риккардо все-таки надеется на подиумы – раз уж оранжевые болиды заезжали на них в 2020-м.
«Реалистично мы вернемся в битву за третье-шестое места, – объявил на презентации Ки. – Мы ждем возвращения «Феррари», да и «Альфа Таури» нельзя недооценивать. Они уже в прошлом году выглядели очень сильно, а сейчас только ускорятся благодаря синегрии с «Ред Булл».
Да, «Макларен» точно ждет тяжелый сезон. Но хотя бы теперь его не ждут с той же глухой безнадегой, что и в 2018-м и 2019-м.
Первый рев двигателя новой «Формулы-1» – звук воссоединения «Макларена» и «Мерседеса»
Фото: Twitter/AlbertFabrega; Gettyimages.ru/Peter Fox
Фобия 80 lvl
1. Она оригинальна - не спутаешь ни с одной другой машиной на решетке. (Вилы и АТ путались легко в динамике, например)
2. Она историческая. Это цвета Мака до Денниса и табачников.
3. Чисто субъективно - я люблю оранжевый цвет.