Болиды «Ф-1» гонят в поворотах слишком быстро – шины не выдерживают рекордных нагрузок. Потому меняют резину и регламент
Высочайшие нагрузки в истории автоспорта.
10 побитых рекордов лучших кругов – умопомрачительное резюме последнего сезона «Формулы-1». В 2020-м эксперты и пилоты прогнозировали небывалую скорость машин Гран-при – и техника в самом деле поразила. Похоже, эти времена не побьют еще очень долго – и существует реальная возможность их превращения в «вечные рекорды».
Причина проста: болиды колоссально ускорились за последние семь лет за счет повышения уровня прижимной силы – и роста темпа в поворотах. Простой пример: чемпионский «Мерседес» W11 проехал поворот «Коупс» на британском «Сильверстоуне» на рекордных 276 км/ч – быстрее, чем когда-либо. В 2014-м техника той же команды под управлением того же Льюиса Хэмилтона преодолела вираж на скорости 243 км/ч – фантастический рост скорости в 37 км/ч! Более того, в первый год турбоэры №44 показал лучший гоночный круг с результатом в 1.37,176 секунды, а в 2020-м – уже в 1.29.238. Время поула (и по совместительству лучшее время трека в истории) – вообще 1.24,303!
Прибавку в темпе дала именно прижимная сила: по инсайду итальянского подразделения Motorsport, подхватившего утечку с базы «Мерседеса», вертикальное давление на W11 составило почти 3000 кг при преодолении «Коупса» – при собственной массе болида в 750 кг! То есть авто Хэмилтона в дорогу вдавливала сила, вчетверо превышающая его же вес.
В 2014-м лучшие показатели прижимной силы в том же повороте демонстрировал «Ред Булл» Себастьяна Феттеля – он выдавал лишь 1850 кг. Конечно, и скорости тогда были ниже (ведь показатель прижимной силы квадратично от нее зависит), но вряд ли пилот не разгонял болид свыше 245 км/ч просто по своей прихоти – техника бы такое просто не переварила.
Выходит, рост генерируемой аэрообвесом прижимной силы вырос на 65 процентов – да и боковые перегрузки невероятно поднялись: с 3,1g в 2014-м до 4,5g в 2020-м. Причем речь идет именно о гонках – именно такие нагрузки выпадают прежде всего на изношенные под конец длительных отрезков покрышки: ведь именно для повышения пятна их контакта с асфальтом технические штабы команд и наращивают прижимную силу.
В итоге современная резина пережила действие рекордные сил в 2020-м – и не выдержала: в «Формулу-1» вернулись внезапные проколы шин.
Четыре взрыва покрышек – на том же «Сильверстоуне», еще один – в Имоле
Гран-при Великобритании берется за ориентир не просто так: из-за большого количества быстрых поворотов и соответствующих связок именно здесь на резину выпадают наивысшие перегрузки вместе с прижимной силой. Лучшее доказательство – настоящая шинная драма, развернувшая 2 августа на последних кругах заезда: сперва не выдержало колесо на болиде Валттери Боттаса – и разлетелось без видимых причин.
Затем досталось «Макларену» Карлоса Сайнса.
А на последних километрах сдалась и шина лидировавшего Льюиса Хэмилтона – обеспечив красочные кадры победы на трех колесах.
Причем еще в самом начале заезда перегрузок не выдержал колесный диск на болиде Даниила Квята – в итоге шина на «Альфа Таури» разлетелась в клочья и отправила авто в барьеры.
Правда, напрямую обвинить именно рост прижимной силы в проколах не получилось: «Пирелли» объявила сильный износ в конце длинного отрезка главной причиной драмы.
Тем не менее, внезапный отказ покрышки случился и у Макса Ферстаппена в Имоле.
Там первопричиной назвали глубокие порезы в покрышке. Однако всем стало ясно: резина итальянского производителя выдерживала повысившиеся нагрузки только в идеальных условиях и на не самых требовательных треках.
«Ф-1» пытается побороть рост нагрузок: в 2021-м введут новый регламент и сменят резину. Гонщики недовольны
Как бы проколы и взрывы ни списывали на износ и порезы, рекордный показатель нагрузки в самых быстрых поворотах ясно дал понять: дальше продолжать наращивание прижимной силы просто опасно. Без пандемии гонка вооружений уже закончилась бы: команды перешли на новый революционный регламент, выстроенный вокруг снижения аэродинамической нагрузки – но планы по строительству машин будущего отложили. Потому регулятору ФИА и «Формуле-1» пришлось срочно внедрять хоть какие-то полумеры для сдерживания участников первенства.
Что же придумали технические делегаты и спортивный отдел чемпионата? Прежде всего – сокращение зоны днища перед задними колесами для уменьшения загрузки диффузора и под антикрылом.
Также новый регламент срежет количество закрылков, рассекателей и элементов на воздуховодах тормозов на задних колесах – с той же целью.
Изменения в правилах направлены на сокращение прижимной силы именно в задней части, чтобы изменить балансировку болидов: с падением даже небольшого количества загрузки на одном из мостов командам придется снимать часть загрузки и спереди, чтобы избежать неприятных побочных эффектов в виде избыточной поворачиваемости. В итоге по задумке инженеров прижимная сила должна снизиться примерно на 10 процентов.
Более радикальные изменения команды теоретически пока не потянут из-за заморозки шасси, вызванной коронавирусным сезоном. Планы ФИА и спортивный отдел «Ф-1» предполагали использование большей части узлов машин из 2020-го и в новом чемпионате, но «Макларен» и «Рено» уже фактически анонсировали пересборку болидов заново. Судя по инсайдам из Бракли, ограничения не удержат и «Мерседес»: чемпионы уже компенсировали предполагаемое снижение прижимной силы.
Именно поэтому «Пирелли» все равно подготовила новые шины – они станут тяжелее на 2,5 килограмма из-за радикального обновления конструкции ради большей прочности. Для «переваривания» рекордных нагрузок итальянские инженеры пересмотрели каркас покрышки и аэродинамический профиль – теперь командам больше не придется постоянно повышать давление воздуха внутри колеса для борьбы с пузырением из-за перегрева.
Однако уменьшение давления и повышение пятна контакта с асфальтом не означает моментальный рост сцепления: новые более крепкие составы резины не так хорошо взаимодействуют с покрытием трека. При тестировании гонщики жаловались на скольжение,снижение скорости в поворотах и трудности с направлением болидов по желаемым траекториям – Хэмилтон даже предложил остаться на шинах для 2020-го.
«У «Пирелли» было два года, чтобы разработать новые шины – и в результате сейчас мы получили шины, которые стали на 3 кг тяжелее, – негодовал семикратный чемпион. – Мы работаем с лучшими брендами и партнерами, которые используют самые передовые технологии и помогают нам двигаться вперед. Если теперь после нескольких лет исследований мы начнем двигаться назад – тогда я не знаю, что происходит. Но ощущения не лучшие. Если эти шины – лучшее, что есть у «Пирелли», я предпочту остаться на нынешних покрышках».
«Новые шины «Пирелли» не стали шагом вперед – скорее наоборот, – поддержал его Себастьян Феттель. – Наверное, попробовать все-таки стоило, но я надеюсь, что больше мы не увидим эти шины. Они намного хуже тех, которые мы используем в данный момент. Если данные шины – единственный вариант новый покрышек на 2021 год, я бы предпочел остаться на нынешних».
«Если есть другое мнение: хотелось бы услышать, почему. Если оно состоит в том, что сцепления стало чуть меньше, то это не недостаток, раз ситуация одинакова для всех, – объяснил шеф гоночной программы итальянской компании Марио Изола. – Если жалуются на небольшую недостаточную поворачиваемость, нужно думать о болиде. Я могу понять пилотов – они управляют машинами, которые два года оптимизировали под текущие составы.
Каждый раз, когда мы предлагаем новые шины, есть критика. Уверен, команды найдут способ настроить баланс машины и показать результат».
Просто целью производителя покрышек в кои-то веки оказалось не повышение сцепления, не количество пит-стопов и не удовлетворение запросов гонщиков – а прочность и безопасность. Авария Грожана на Гран-при Сахира доказала: ее никогда не бывает слишком много – особенно для быстрых виражей с рекордными нагрузками и скоростями под 300 км/ч.
Источник: It.Motosport.com
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer, Andrew Boyers/Pool
В итоге машины превратились в неуправляемых "бычков" срывающихся в занос от любого тычка или ошибки с педалями. Чтоб это компенсировать конструкторы извлекают все что можно из аэродинамики. Это дает прижимную силу и стабильность на прямых, а теперь даже в быстрых поворотах. Но эта сила непостоянна и вовсе пропадает при малейших разворотах или возмущениях набегающего потока. Да еще и приводит к росту перепадов скоростей прямая/поворот, росту скоростей на поворотах, чрезмерной жесткости подвески компенсирующей огромный "прижим" и риску фактического схода по темпу из-за мелких поломок крыльев.
Как результат - вылеты, аварии из-за мелких контактов и боязнь плотной борьбы у всех кроме самых отчаянных. Причем все это - на возросших скоростях. Да и сами контакты происходят во многом от того что гонщики "ловят" машину и им некогда считать сантиметры до противника и выверять свою траекторию. А теперь прибавьте к этому более тонкие и тяжелые шины 2022 года еще больше нагружающие подвеску.
FIA надо давно вернуть нормальную подвеску и хоть какие-то системы от заносов и проскальзываний. И не ослаблять а усилить диффузоры в обмен на резкое уменьшение антикрыльев. Потому что диффузор меньше зависит от скорости и турбулентности и потому что пилоты смогут на малых скоростях бороться между собой на а не с машиной.
А с излишней скоростью бороться проще-простого - ограничить расход топлива в секунду.
Но у FIA явно другие цели, мне мало понятные. Не то у лидеров "срезают" детали которые другим никто не мешает повторить (и довольно дешево - это не двигатели). Чтоб уравниловку сделать? Тогда уж надо одинаковые болиды всем дать или сделать ротацию болидов между командами по ходу сезона - если вам так важно именно соревнование пилотов, а команды "не стоят внимания". Или запрет происходит в момент когда команда не приносит очередной чемодан денег и выясняется что у нее уже три года "активный аэродинамический элемент". Но элемент в кузове и и виде противовесов или это вовсе схождение регулируемое вовсе не влияющее на "прижим" :)