Сайнсу посвящается. Пилоты, переоценившие команды при переходе
Не всё то золото, что блестит
В мае этого года было объявлено о переходе Карлоса Сайнса в Ferrari. Начиная со следующего сезона, испанец будет защищать цвета скудерии. И если вначале этот переход казался шагом вперед, то сейчас у Сайнса наверняка закрались смутные сомнения. Глядя на весь тот ужас, что происходит с Ferrari прямо сейчас, у новобранца красных может возникнуть только один вопрос: «Куда я вообще перешел?». Учитывая, что в этом сезоне McLaren куда более конкурентоспособнее Ferrari, а в следующем году расклад сил глобально не поменяется. Очевидно, что Сайнс рассчитывал перейти в команду, которая будет бороться за победы, а по факту перешел в команду, которая не всегда может приехать в очки. Конечно же, Карлос не единственный пилот обманутый ожиданиями касательно новой команды.
Серхио Перес (McLaren)
В начале 2010-х Перес по праву считался одним из самых перспективных пилотов мира. Уже во время своего второго сезона за Sauber Перес завоевал 3 подиума, едва не выиграл гонку (обидная ошибка лишила его победы в Малайзии) и на финише сезона опередил своего партнера Камуи Кобаяши. В 2012-м году казалось, что переход мексиканца в топ-команду – всего лишь вопрос времени.
В то время Ferrari уже не первый год искала пилота на замену Фелипе Массы. В 2011-м году скудерия проявляла интерес к Роберту Кубице, но серьезная травма поляка перечеркнула его перспективы в Формуле 1. И к 2012-му году основным претендентом на роль второго пилота Ferrari был как раз Перес (плюс ко всему Чеко входил в гоночную Академию Ferrari). В итоге заинтересованность скудерии дошла до конкретики, и Стефано Доменикали предложил Пересу предварительный контракт. Далее произошло самое интересное - Чеко отказал Ferrari. Всему виной контракт, который начинал действовать только с 2014-го года, а оставаться ещё на один год в Sauber мексиканец категорически не хотел.
В итоге Перес выбрал McLaren, у которого как раз освободилось место после ухода Хэмилтона в Mercedes. «В то время мной интересовалась не только Ferrari, но и Mercedes c McLaren. И в конце концов, появилась возможность перейти в McLaren. В то время эта команда выигрывала гонки, пять лет подряд боролась за титул, поэтому я не смог им отказать» - так Чеко вспоминает свою трансферную сагу. Конечно же, понять Переса можно. На тот момент Ferrari и McLaren представляли собой примерно равнозначные команды. И в пользу серебряных стрел сыграл контракт, который начинал действовать уже со следующего сезона.
На тот момент казалось, что Перес перешел в одну из сильнейших команд пелотона и уже со следующего сезона сможет побороться за высокие места. Однако дальше Чеко ожидало разочарование. 2012-й год стал последним, в котором McLaren был способен побеждать. Именно под впечатлением этого сезона Перес и подписал контракт с McLaren. В 2013-м году команда начинает свое падение. Впервые с 1980-го года McLaren не завоевал ни одного подиума. Что касается лично Переса, то его лучшим результатом в составе серебряных стрел стало пятое место. Явно не на такие результаты рассчитывал Чеко, переходя в McLaren.
В конце сезона руководство команды решило не продлевать контракт с мексиканцем, отдав предпочтение Кевину Магнуссену. Так и не поборовшись за победы, Перес покинет McLaren. Держа в уме, кому отказал Перес ради перехода в McLaren становится ещё грустнее. Можно сказать, что свой шанс попасть в конкурентоспособную команду мексиканец использовал максимально провально. По сути, в настоящей топ-команде мы Чеко так и не увидели. После McLaren в карьере Переса будет Force India, где он зарекомендует себя в качестве крепкого середняка. Сейчас оглядываясь в прошлое можно сказать, что в целом Перес провел достаточно неплохую карьеру. Однако чувство недосказанности всё же осталось.
Даниэль Риккардо (Renault)
Переход Риккардо в Renault можно назвать одним из самых неожиданных за последние годы. Неожиданным был, как и сам факт перехода, так и команда-избранница австралийца. Даниэль был тем пилотом, к которому у команды не возникало никаких вопросов. Дебют Риккардо в Red Bull совпал с началом «эры Mercedes» и австралиец как мог, навязывал борьбу немецкой команде. Уже после первого сезона Риккардо за главную команду быков стало понятно, что с ним Red Bull может связать свое будущее.
Однако с приходом в команду Макса Ферстаппена ситуация начала постепенно меняться. Несмотря на стабильность Даниэля, команда со временем стала отдавать предпочтение Максу. К 2018-му году Red Bull переключил всё внимание на Ферстаппена и чуть ли не в открытую стал выстраивать команду вокруг Макса. Такое положение дел, конечно же, не устроило Риккардо и летом 2018-го года он начал работать над переходом в другую команду.
Сначала австралиец вёл переговоры с Ferrari, но выбор руководства скудерии в итоге пал на Леклера. И 3-го августа мир узнал о переходе Риккардо в Renault. На тот момент французская команда представляла собой крепкого середняка, по сути Renault была лучшей командой «второго дивизиона». Но всё же, Renault не шло ни в какое сравнение с Red Bull. Однако у французской команды было одно отличие от остальных середняков – это амбиции.
Вернувшись в 2016-м году в королевские гонки, руководство Renault не стесняясь, заявляло о своих планах выиграть титул через 5 лет. И поначалу сильное заявление подтверждалось результатами. Первые 3 сезона после возвращения в Формулу 1 французская команда улучшала свои результаты, был виден прогресс. И сезон 2019 должен был стать для Renault уверенным шагом вперед. Команда прогрессировала из года в год, в 2018-м году было завоевано четвертое место в кубке конструкторов, плюс ко всему французский коллектив подписал одного из лучших пилотов пелотона в лице Риккардо. Казалось бы, австралиец попал в амбициозный проект, который вот-вот рванет. Руководство Renault возлагало большие надежды на сезон 2019.
Однако амбиции команды опережали реальные действия. В Renault переоценили собственные силы и не смогли построить конкурентоспособный болид. Решительного шага вперед французская команда сделать не смогла. И как оказалось, Риккардо перешел в обычный середняк из команды способной бороться за победы. От этого перехода проиграли все. Red Bull потерял стабильного пилота, а Риккардо потерял конкурентоспособный болид. И пока доктор Марко менял местами Албона и Гасли, Риккардо в это время боролся за очки.
Сезон 2019 нельзя было назвать удачным ни для Renault, ни для Даниэля. За весь сезон австралиец ни разу не смог даже завоевать подиум о борьбе за победы не шло и речи. В итоге закончилось всё тем, что в мае этого года Риккардо подписал контракт с McLaren. Слепо верить в амбиции Renault Даниэлю уже надоело.
Пастор Мальдонадо (Lotus)
Иногда складывается ощущение, что всё везение за карьеру Мальдонадо получил на гран-при Испании 2012-го года. И эта история только лишь подтверждает данную теорию. В 2013-м году Пастор проводил свой третий сезон в королевских гонках. Сезон 2013 стал одним из худших в истории Williams, что конечно отразилось на результатах Мальдонадо. Болид не внушал венесуэльцу оптимизма и прямо по ходу сезона Пастор понял, что больше не хочет находиться в этой команде.
Несколько месяцев Мальдонадо вел переговоры о своем уходе. И, в конце концов, Пастор покинул Williams, напоследок произнеся в адрес команды пару не самых приятных слов. «Я уже несколько месяцев вел диалог с командой и хотел уйти. Это наконец-то случилось, и я счастлив. Это было мое решение. В Сингапуре я уже практически определился с ним, и инициатива на сто процентов исходила от меня» - говорил Мальдонадо перед своим предпоследним этапом за Williams.
К счастью для Пастора ему было куда идти. Кими Райкконен ушел в Ferrari и Lotus на освободившееся место позвал Мальдонадо. Переход в Lotus небезосновательно считался шагом вперед для карьеры венесуэльца. На момент подписания контракта положение дел было явно в пользу новой команды. Пока Williams прозябал в конце пелотона и навязывал борьбу аутсайдерам, Lotus был близок к группе лидеров. Перспектива бороться за подиумы, а то и за победы для Пастора была более чем привлекательна.
Что произошло дальше не иначе, как иронией судьбы не назовешь. Williams и Lotus словно поменялись местами. К сезону 2014 Williams удалось построить быстрый болид, в то время как Lotus напротив серьезно регрессировал. Борьба за подиумы, поул и третье место в кубке конструкторов всё это было уже у Williams, а Lotus стал лучшим среди худших. Редкая борьба за очки стала потолком команды в том году. За весь сезон Мальдонадо смог набрать только лишь 2 очка столько же, сколько и Жюль Бьянки на Marussia.
И тут стоит вспомнить слова Пастора, которые он произнес в адрес Williams, уходя из команды. Они как будто бы отражают всю нетерпеливость венесуэльца. Мальдонадо стоило подождать всего один год, и он получил бы конкурентоспособный болид. Однако Пастор не поверил в проект Williams и позже за это поплатился. Перед началом сезона 2014 Мальдонадо, комментируя свой переход в Lotus, говорил, что принял единственное верное решение. Как оказалось позже, это решение было единственным провальным. Следующий сезон для Пастора станет последним в королевских гонках.
Фернандо Алонсо (McLaren)
К 2015-му году Алонсо уже был полностью состоявшимся пилотом. В его карьере были и чемпионские сезоны с Renault, и сумбурный сезон в McLaren, и неудачные попытки побороться за титул в Ferrari. В скудерию Фернандо приходил, как минимум за третьим титулом. Алонсо 2 раза был предельно близок к чемпионству, но каждый раз что-то мешало. В 2010-м году это были стратеги Ferrari в Абу Даби, выпустившие Алонсо с пит-стопа прямо под Петрова. В 2012-м году это был страйк Грожана в Бельгии. Казалось бы, карьера в любом случае удалась, но Алонсо был бы не Алонсо, если бы не захотел большего.
В сезоне 2014 скудерия переживала не лучшие времена. За всё время, проведенное Алонсо в Ferrari, этот сезон был самым худшим. Пилоты скудерии получили в свое распоряжение четвертый по скорости болид пелотона. Во время неудачного сезона отношения между Алонсо и Ferrari стали постепенно разлаживаться. И в конце года Алонсо покинул скудерию, подписав контракт с McLaren.
На тот момент серебряные стрелы также не блистали, проведя сезон чуть хуже скудерии. Однако в пользу McLaren говорили грандиозные планы. В 2015-м году произошло воссоединение легендарного тандема McLaren и Honda. Алонсо уверовал в успех данного проекта, к тому же он не скрывал свою вдохновленность плодами предыдущего сотрудничества McLaren и Honda. В тот момент многие понимали, что Honda вернулась в Формулу 1 не просто так. Именно японский моторист должен был вернуть команду на вершину.
С началом предсезонных тестов стало понятно, что восхождение McLaren откладывается на неопределенный срок. Отсутствие скорости и механические проблемы дали понять, что первый блин вышел комом. Начало сезона для McLaren выдалось поистине ужасным. В квалификациях команда устанавливала личные антирекорды. Только лишь на четвертом этапе Алонсо смог пройти во второй сегмент квалификации. Это был самый настоящий провал.
Двигатель Honda, с которым команда должна была прогрессировать, сделал болиды McLaren только медленнее. Сезон 2015 стал кромешным ужасом для серебряных стрел. Команда заняла девятое место в кубке конструкторов, а Алонсо за весь сезон только лишь три раза смог финишировать в очковой зоне. За следующие три сезона команда не сделала серьезного шага вперед. В то время как Ferrari в 2017-м и 2018-м годах смогла побороться за титул. Расклад явно не пользу Алонсо, который слишком поверил в амбиции McLaren. Фернандо хватило на 4 сезона и в конце 2018-го года он покинул стан серебряных стрел. Второе пришествие в McLaren явно не порадовало Алонсо, посмотрим, что получится из третьего пришествия в Renault.
Карлос Ройтеман (Lotus)
История Ройтемана наглядно иллюстрирует поговорку «Лучшее – враг хорошего». Во второй половине 1970-х Карлос являлся одним из самых быстрых пилотов пелотона. В своем первом полноценном сезоне за Ferrari Ройтеман застал успех скудерии в качестве второго пилота, наблюдая за триумфом Лауды. В 1978-м году именитый австриец покинул Ferrari и Ройтеман стал первым пилотом скудерии. Казалось бы, теперь перед аргентинцем открыты все дороги. Статус первого пилота в Ferrari автоматически делал его одним из претендентов на титул. В сезоне 1978 Карлос выиграл 4 гонки, но этого оказалось недостаточно, слишком уж быстры в том году были Lotus.
По сути это была первая попытка Ройтемана побороться за чемпионство, тем удивительнее как болезненно аргентинец воспринял свое поражение. Второй по скорости болид пелотона его не устраивал. Ройтеман увидел больше перспектив в действующем чемпионе Lotus. Карлосу пришлось убеждать руководство британской команды подписать с ним контракт. В конце концов, Ройтеман добился своего, и сезон 1979 начинал уже в составе Lotus.
Аргентинец провел серьезную аналитическую работу, чтобы выявить фаворита следующего сезона. И какого же было его удивление, когда всё сложилось ровно наоборот. Судьба очень ехидно пошутила над Ройтеманом. Ведь в сезоне 1979 Ferrari, из которой ушел Карлос, провела сезон десятилетия. Два пилота скудерии Джоди Шектер и Жиль Вильнев разыграли между собой титул. Кстати, в своем последнем сезоне за Ferrari Ройтеман с большим отрывом опередил Вильнева.
Что касается Lotus, то в том сезоне для британской команды начались тяжелые времена. Титул, завоеванный Андретти в 1978-м году, стал последним в истории команды. В своем единственном сезоне за Lotus Ройтеман вместо предполагаемой борьбы за титул 4 раза приехал на подиум и занял 6-е место в личном зачете по итогам сезона. Так и получилось, что из-за своей нетерпеливости Ройтеман упустил потенциальный чемпионский титул. В дальнейшем Карлос остался верен свой методике поиска новой команды. И соблазнившись скоростью Williams в конце сезона 1979, снова сменил команду. Этот переход уже можно назвать более удачным. Ведь Williams в те годы был одной из самых быстрых команд пелотона. Чемпионом Ройтеман в итоге так и не стал. Ближе всего к титулу Карлос был в 1981-м году, уступив всего 1 очко Нельсону Пике. Хотя можно сказать, что ближе всего к титулу он был в 1979-м году, правда, потенциально.