Пойманный на наркотиках мотогонщик обвинил Валентино Росси и Марка Маркеса в читерских победах. Разбираемся, где правда
В MotoGP новый скандал.
В последний уик-энд января спокойное и тихое межсезонье разорвала настоящая бомба: 38-летний Энтони Уэст с 46 стартами на уровне MotoGP и 2 победами на уровне Moto2 объявил об уходе из мотогонок через соцсети. И параллельно проехался по Международной мотоциклетной федерации (ФИМ) – за преследование даже за пределами своей юрисдикции и подсуживанию в пользу главных легенд XXI века – Валентино Росси и Марка Маркеса.
«Я ухожу. С меня хватит, – написал Уэст. – Эти продажные люди потеряли берега и хотят меня уничтожить. Я гонялся в Бразилии в чемпионате без малейшей связи с ФИМ. Теперь и там придумывают свои правила, чтобы полностью контролировать меня и где мне гоняться. Им уже удалось заставить «Кавасаки» прекратить меня спонсировать.
Я ненавижу эту жизнь, я пытался изо всех сил вернуться. Отец выгнал меня из дома. У меня нет денег, я не могу найти хорошую работу, потому что всю свою жизнь я тратил на гонки. Какой же я неудачник!
Дам совет: не думайте, что сможете хорошо гоняться, если будете вкалывать. Хотите побеждать – платите деньги
Они позволили Марку Маркесу выиграть в Moto2 через читерство с ECU (электронный блок управления двигателем – Sports.ru). Когда команда Тома Люти (один из соперников Маркеса в 2012-м – Sports.ru) начала жаловаться, они ответили: «Тише, Испании нужен новый чемпион. Соглашайтесь на второе место в лучшем случае, или в следующем году вас тут не будет».
Они позволили Валентино Росси выиграть все свои титулы в 500сс со специальными шинами под каждый конкретный трек. Специальную резину привозили вертолетами прямо с завода персонально для Росси – только чтобы он побеждал.
Все, что вы видите – ложь, все подстроено. Не верьте ничему. Они выбирают, кто выигрывает, а кто нет. Я просто ####### зол, и у меня сотня подобных историй. Я сдаюсь. Я планировал вернуться в сентябре, но больше не могу терпеть это дерьмо. ФИМ разрушила мою жизнь до такой степени, что лучше бы я сдох. Ненавижу жизнь. Идите #####, ФИМ».
Это последствия двух допинговых дел
Впечатляет? Уэст в отчаянии: в начале сезона-2019 он подписал контракт с «Кавасаки» на выступление в бразильской серии Супербайка вне юрисдикции Международной мотоциклетной федерации, но спонсорское соглашение на выступление в заводской команде разорвали после пары заездов – контролирующий орган нашел рычаги давления на японского производителя.
В итоге австралиец остался без байка, уехал в США и два месяца работал водителем тягача, собирая деньги на возвращение. В июле план сработал: Энтони накопил минимальную сумму, привлек несколько локальных спонсоров под красочные дуэли с ветераном MotoGP Алексом Баррошом в первых заездах сезона и вернулся в бразильский Супербайк с собственной частной заявкой. Так Уэст закончил сезон и точно так же планировал начать и следующий – но вмешалась ФИМ.
Не стоит зачислять австралийца в список заживо репрессированных без вины: у него в портфолио висят сразу два допинговых дела. Первый бан гонщик схватил в 2012-м за метилгексанамин (народное название – «герань») – запрещенный с 2009 года стимулятор дофамина, норадреналина и концентрации. Среди положительных эффектов при его приеме отмечается подавление аппетита и сжигание жира, повышение работоспособности и когнитивных функций – фактически «герань» можно назвать единственным средством, реально способным помочь в гонках. И Уэст попался на нем после финиша на седьмом месте в классе Moto2 на Гран-при Франции.
Вердикт – гонщика забанили всего на месяц. Энтони продолжил гоняться, но WADA не понравилось решение мотоциклетной федерации: антидопинговое агентство подало апелляцию в CAS и выбило стандартный бан задним числом на полтора года. Никто повторно дисквалифицировать Уэста не стал – просто у него отобрали результаты 28 гонок в 2012-2013 годах даже без разрывов контрактов. Можно сказать, дешево отделался: на следующий год австралиец снова вышел на старт Moto2 и даже выиграл гонку.
Тем не менее, его карьера в линейке MotoGP закончилась после 14 полных сезонов. В 2016-м Уэст ушел в «Суперспорт» и чемпионат мира по Супербайку, а еще через два года провалил новый допинг-тест: в сентябре 2018-го в его моче нашли метаболиты кокаина (который входит в список запрещенных веществ WADA, если что). Соответствующая панель ФИМ запретила Энтони выступать до сентября 2020-го – и поэтому австралиец уехал в Бразилию, где местная федерация не входит в мировую систему.
Здесь и начинается самое интересное: формально ФИМ не может запретить Уэсту там гоняться, но в их власти задавить райдера бюрократией: продлить запрет и открыть новые слушания по части нарушения процесса отстранения. Вряд ли результат дела выльется во что-то помимо продления бана, но для Энтони оно в любом случае означает новые расходы на юридическую защиту и поездки по судам. Как видим, план сработал: он закономерно выбрал более простой путь завершения карьеры.
Почему же ФИМ так лютует? Просто это нормальный процесс противодействия любым читерам: если любой пойманный на допинге спортсмен просто переключится на другой чемпионат или вид спорта – всяческие проверки и тестирования просто перестанут иметь смысл. Поэтому от соревнований и тренировок в профессиональной сфере отстраняют вообще всех – это не злая воля Международной мотоциклетной федерации, а требования Всемирного антидопингового агентства. Даже требования к «Кавасаки» о прекращении контракта исходит именно из кодекса по борьбе с допингом: отстраненные гонщики не имеют права находится в тренировочных лагерях или в отношениях с членами любых мотоциклетных клубов, а японский производитель все-таки представлен не только в независимой Бразилии.
Персональной охоты на Уэста не открывал. Просто другие райдеры не попадались на запрещенных веществах (да еще и два раз!) – потому и создается впечатление, будто к нему предвзятое отношение.
А как же тогда обвинения в адрес Маркеса и Росси?
В порыве отчаяния Энтони и правда выдвинул несколько эмоциональных и серьезных обвинений. Особенно серьезно выглядит выпад в сторону Марка Маркеса: якобы ФИМ позволила испанцу выиграть Moto2 в 2012-м из-за коммерческого интереса на родине гонщика. Именно та победа позволила парню из Каталонии найти место в заводской «Хонде» и выиграть основную серию уже в дебютный сезон.
Что же случилось в молодежном чемпионате восемь лет назад? Байк Маркеса почти весь сезон отличался большей скоростью по сравнению с конкурентами: при сравнении телеметрий показатели Марка оказывались выше на 5 км/ч на прямых (данные Speedweek) и на 8-10 км/ч – в быстрых поворотах (заявления босса конкурентов из Aspar Racing – у них были такие же мотоциклы, что и у будущего шестикратного чемпиона MotoGP). Естественно, талант каталонца никто не подвергал сомнениям, но преимущество над соперниками вырисовывалось слишком стабильным: словно мотор на мотоцикле Маркеса выдавал на 500 оборотов (примерно 5 л.с.) больше.
Такого эффекта без изменения топливной загрузки можно добиться только двумя путями: с помощью квикшифтера и через перепрограммирование электронного блока управления двигателем и впрыском топлива.
Первый девайс – это фактически умный компьютерный ассистент при переключении передач: при задействовании рычага он вместо сброса оборотов обрезает зажигание, а потом сразу же включает его вновь. В итоге переход на новую передачу происходит быстрее и с меньшими затратами топлива, байк сохраняет разгонную динамику и получает возможность выжать большую пиковую скорость к концу прямой. Половина паддока Moto2 полсезона спорила насчет легальности квикшифтера, но в итоге все пришли к выводу, что регламент его не запрещает – и на его использование к концу чемпионата перешли вообще. Команда Маркеса стала одной из новаторов по части внедрения системы, и Марк явно извлек преимущества, выиграв две гонки из первых трех.
Но все равно эффективность квикшифтера напрямую зависит от действий пилота – достаточно задерживать переключение передачи даже на полсекунды, чтобы потерять весь шанс на выигрыш по максимальной скорости. Однако байк испанца демонстрировал потрясающую стабильность в генерировании повышенной мощности, словно находился под управлением робота. Появились закономерные подозрения в иной сущности преимущества: словно в прошивку ECU внесли предельные значения для каждой передачи, после которых увеличение подачи топлива прекращалось (обычная история) – но с небольшим временным лагом для преодоления обычного уровня предельных оборотов.
По предположению журналистов Speedweek, команде Маркеса удалось разработать специальную прошивку для блока управления, которая как раз и меняет систему впрыска горючего, а при выключении двигателя автоматически стирается (точнее, при повторном запуске ECU он просто загружает стоковый софт).
«Я уверен, это не происходит, – комментировал подозрения еще в 2012-м технический директор серии Майк Уэбб. – Я доверяю данным от технических экспертов, а также от поставщиков ECU.
Команды обязаны предоставлять нам данные каждый день, и мы ежедневно их проверяем. Процесс реально простой и очень быстрый. По данным телеметрии мы не видим большого преимущества одного байка над остальными. Лимитатор оборотов невозможно превзойти, потому что он входит в один пакет с ECU, и мы легко можем проверить все данные, собираемые защищенным логгером. Можно ли его хакнуть? Уверен, что нет.
В прошлом некоторые команды добивались лучшей скорости на прямых благодаря более тонкой настройке передач, и мы это видели. Сейчас у Маркеса преимущество по массе (Марк весит всего 65 кг – меньше большинства соперников – Sports.ru), лучшая поддержка, лучшая команда и большой талант – неудивительно, что он быстрее в некоторых местах.
То есть случаи мошенничества происходят постоянно. Я полностью уверен, что за последние три года кому-то удалось уйти непойманным, но еще я уверен, что никто в итоге не выгадал таким образом решающего преимущества. Побеждающие байки постоянно тщательно проверяются. Даже если на байке Маркеса что-то поменяли, хакнули ECU или что-то в этом роде – извините, но они точно не выжали из этого преимущество в 20 л.с. Его байк слегка быстрее – в точности, как можно было бы ожидать от особенно хорошо настроенной техники с легким и талантливым пилотом».
Можете сами судить о том, насколько исчерпывающими выглядят слова Уэбба, но если Уэст имел в виду именно читерство с ECU, а не квикшифтер – обвинение представляется очень серьезным. Все-таки Энтони гонялся тогда вместе с Марком в Мото2, присутствовал в паддоке и все видел своими глазами – и, скорее всего, слухи среди райдеров явно были более конкретными, чем предположения в прессе.
А вот обвинения в сторону Валентино Росси менее детальное и выраженное. Более того, оно еще и не имеет ничего общего с мошенничеством как таковым: регламент MotoGP времен нескольких шинных поставщиков не запрещал использование различных спецификаций резины, а лучшие гонщики всегда первыми получали все новинки и экспериментальные образцы. Просто команда Доктора, судя по всему, очень хотела побеждать, раз вкладывалась в вертолетную доставку – но обвинять в этом ФИМ равносильно разносу ФИА за рекордные бюджеты «Феррари».
Из-за странного обвинения в сторону Росси трудно воспринимать заявления Уэста всерьез: если у него в реальности есть в запасе «сотни подобных историй», то их выбор оказался не вполне удачным. Судя по всему, Энтони нападал на федерацию не для указания на двойные стандарты, а для привлечения максимального количества медийного внимания благодаря фамилиям двух лучших гонщиков последних лет. Ответ на давление со стороны ФИМ и попытка развязать информационную войну за имидж для снижения прессинга на себя – поскольку иных способов остаться в профессии уже не осталось. Возможно, даже жест отчаяния.
Но даже если предположить, что Уэст прав и Росси с Маркесом стали суперзвездами благодаря читерству и попустительству со стороны моточиновников, все равно трудно воспринимать эти случаи как примеры двойных стандартов. Хотя бы потому, что ни Валентино, ни Марка не ловили дважды на употреблении запрещенных веществ. Конечно, любые серьезные обвинения требуют дополнительной проверки, но попался только Энтони, и его ситуация лишний раз доказывает эффективность выстроенной антидопинговой системы.
Валентино Росси – монстр: все еще гоняется в 40 лет. Рвется к рекорду, но никогда его не достигнет
Фото: Gettyimages.ru/Mirco Lazzari gp, Scott Barbour; instagram.com/antwest13
вообще, пост гонщика выглядит как какая-то истерика бывшей. все вокруг виноваты (пожалейте меня!), не хочу жить (пожалейте меня!), родной отец пнул из дома (пожалейте меня!), никто больше не встречайтесь с этим козлом (все мужики - козлы!), я всё для него делала (пожалейте меня!), а он - козёл (все мужики - козлы)!!!
проигравшие всегда говорят, что победитель как-то нечестно играл. доказательтсв у нас нет, но не могли же нас так вот раскатать честными методами! на моей памяти доказательства были однажды, когда Макларен лишили всех очков в чемпе, а Кими и Феррари взяли оба титула в Ф1.
даже не замечаешь масштаба упоротости? ты под новостью про мотогонщика-наркомана начал писать ересь про Мерседес. мдя...
ты, наверное, думаешь, что выражаешь свое мнение. но это не совсем так. слово мнение произошло от слова мнить, которое означает (по крайней мере, означало) думать, полагать. тобою же управляют исключительно эмоции. по-англицки, таких называют sore loser.
я соглашусь, что доминирование Мерседеса - не самое увлекательное зрелище. но сезоны и гонки всё равно интересные. не все, но так было всегда. из 6 чемпионств, 2 года Росберг-Хэм и 2 года Феттель-Хэм были очень напряженными, даже когда победитель не в последней гонке опредедлялся (вопросы к Феттелю).
вот и думается мне, что проблема не скуке, а в том, что твоя команда не может выиграть. ну или побеждает твой нелюбимый пилот. а это похоже на организм глора, а не любителя гонок.
как бы то ни было, лить грязь без оснований и доказательств - это тебе на ветки фигурного катания, как дома себя ощущать будешь. Ф1, всё-таки, мужской вид спорта, и среди мужчин подобное поведение не приветствуется.