Пятикратный чемпион «Дакара» на «КАМАЗе» сошел с рейда впервые за восемь лет. После ночи в пустыне за ремонтом грузовика
Доконали технические проблемы.
У современной России много сильных и титулованных рейдовых гонщиков, но Эдуарда Николаева по праву можно назвать одной из главных раллийных звезд последних лет: в качестве пилота 35-летний парень из Набережных Челнов выиграл три подряд последних «Дакара», впервые победил в 2013-м, а дебютное первое место на элитном рейде случилось вообще в 2010-м (в роли механика в экипаже Владимира Чагина). Помимо этого, Эдуард затаскивал чемпионат России по ралли-рейдам, «Шелковый путь», «Золото Кагана» и кучу рейдов классом пониже.
Но, что самое важное, Николаев добирался до финиша на каждом своем «Дакаре» с 2012 года – и лишь однажды за это время выпадал из топ-3 (стал седьмым в 2016-м – но с тремя победами на этапе). Подобной стабильностью в «КАМАЗе» не может похвастаться больше никто – именно поэтому гонщик из родного для концерна города всегда считался главной звездой «синей армады», основным фаворитом, претендентом на все возможные победы в рейдах и главным представителем на крупных ивентах вроде «Фестиваля скорости» в Гудвуде.
«Дакар-2020» не стал исключением: именно у Эдуарда перед стартом чаще всего спрашивали о новой возможной победе. Однако потрясающая результативная и финишная серии прервались даже до середины рейда: экипаж №500 сошел на шестом этапе из-за масштабного отказа мотора несмотря на все героические попытки починить и наладить технику.
Причем проблемы у чемпионского «КАМАЗа» начались с первого же дня: буквально на стартовых же метрах у грузовика отказала система охлаждения поступающего в мотор воздуха.
«В дюнах температура поднималась выше 100 градусов, и мы очень сильно переживали, думали, лишь бы доехать до финиша, – объяснил после Николаев. – Проехав первый участок, посмотрели, но не смогли разобраться, в чем причина. Слава богу, что добрались до финиша».
Пятикратный чемпион страдал и он чрезмерно огромного количества проколов: колеса на машине №500 расходовались с потрясающей скоростью. В итоге после двух этапов лидер команды из Набережных Челнов оказался пятым с отставанием в 50 минут от первого места. В попытках отыграться количество пробитых колес выросло еще сильнее – на четвертом этапе Дмитрию Сотникову даже пришлось поделиться с напарником, у которого не осталось своих «запасок».
Неполадки в моторе никуда не делись – с третьего дня Эдуарду снова пришлось иметь дело с поврежденной техникой.
«Вышел из строя клапан вестгейта, отвечающий за мощность в двигателе, – объяснил суть неполадки пилот. – Пока разобрались в чем проблема, потеряли 16 минут».
В третий раз силовая установка подвела уже серьезнее: на 165-м километре пятого этапа из строя вышли два цилиндра, причем все внутри залило тосолом из пробоины газового стыка. Вот тогда-то экипажу и пришлось взяться за ремонт и замену прокладки блоков цилиндра уже всерьез – он длился практически весь день и всю ночь (14 часов!).
«Непросто в полевых условиях снять 130-килограммовую головку цилиндров – ее нужно было приподнять и почистить все, – объяснил прибывший на бивуак в 7 часов утра (за 180 минут до начала нового этапа) Николаев. – Это, конечно, очень тяжело. Но у нас такой экипаж: быстро сообразили, что нужно делать. Хорошо, что у нас были нужные запчасти: мы как раз на пятом этапе ехали в качестве быстрой технички и все везли с собой.
Подумаешь, мотор перебрали! Но это марафон, это «Дакар». Каждый участник должен пройти через это, я считаю. Ты не чемпион, если не сломался в пустыне и не сделал что-то своими руками. В этом, наверное, и заключается настоящий дакаровский джентльмен. Самое главное — как мы вышли из этого. Мы починились, проехали всю трассу, взяли все точки. Вот мы на финише и сейчас готовы стартовать».
Да, вы все правильно поняли: экипаж №500 собирался продолжать рейд с многочасовым отставанием после бессонной ночи в холодной пустыне! Хорошо, хоть не на голодный желудок – ребят во время ремонта накормила местная полиция.
«Они нам еду носили, даже костер развели, – подтвердил штурман Николаева Евгений Яковлев. – Согревали нас. Так что мы не замерзли».
«Сейчас умоемся, побреемся и как ни в чем не бывало дальше поедем!» – обещал Эдуард за несколько часов до старта шестого этапа.
В итоге чемпионский «КАМАЗ» и правда двинулся в путь – правда, на этот раз проехал всего 33 километра. Издержки экспресс-ремонта в полевых условиях: рабочими остались только пять цилиндров, а в процессе заезда из-за вибрации из нижней части мотора вылетела часть кривошипно-шатунного механизма. Итог – огромная невосполнимая утечка масла и сход. С такой проблемой посреди песков ничего не поделаешь, но экипажу Николаева не в чем себя винить: они боролись с проблемами как могли. По-дакаровски.
Остальные «КАМАЗы» еще могут выиграть
Со сходом лидера команды рейд для завода из Набережных Челнов совсем не закончился: в этом году Андрей Каргинов и Антон Шибалов демонстрируют отличный темп. После третьего этапа они отобрали лидерство у Сергея Вязовича из «МАЗа» и закрепились на двух первых строчках с отрывом в 36 и 17 минут соответственно. В процессе рывка «синяя армада» оформила два хет-трика на этапах и один дубль.
Из общей картины выпадает только результат Сотникова: он занимает седьмое место и отстает от Каргинова на 2,5 часа. Дело не в слабом темпе: просто на третьем этапе экипаж №501 пробил камнем балку переднего моста и картер раздаточной коробки – в ней образовалась дыра 10 на 10 см, и на ремонт ушло больше 120 минут!
Тем не менее, и Сотников остался в гонке в роли быстрой технички для помощи Каргинову с Шибаловым. Командная работа выглядит большим преимуществом «КАМАЗа»: у главного конкурента Вязовича нет быстрой поддержки (остальные пилоты «МАЗа» выступают на старой и более медленной технике), а потому он сбросил скорость для избежания поломок и аварий. «Синяя армада» же нарастила мощнейший темп и везет белорусу в среднем по 12 минут с каждого спецучастка – если так пойдет и дальше, то «КАМАЗ» точно выиграет четвертый «Дакар» подряд и десятый – с 2009 года. Пока еще по-настоящему опасных конкурентов у завода из Набережных Челнов все-таки нет.
UPD. Вечером 11 января стало известно, что экипаж Николаева воспользовался правом вернуться на трассу вне основного зачета – в категории Dakar Experience, созданной специально для сошедших участников. «КАМАЗ» №500 продолжит следование по основному маршруту, но классифицирован будет отдельно – скорее всего, Эдуард все-таки сыграет роль быстрой машины поддержки.
Все главные события и последние результаты «Дакара» – здесь
У русского новичка «Дакара» на финише этапа закончился бензин. Местные рвались тащить багги на руках
Фото: команда КАМАЗ-мастер; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com
А другой не преминет заметить, что после этого героического ремонта перестала работать часть цилиндров, а неправильный монтаж привел к вибрациям, которые доконали кривошипно-шатунный механизм и угробили движок полностью.