Квяту закрыли дорогу в «Ред Булл». Для продолжения карьеры остался только один вариант
Российского пилота хотят замариновать в «Торо Россо».
Перед Гран-при Сингапура куратор гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко дал короткое, но очень важное интервью: во-первых, он четко обозначил фаворитов на место в основной команде, а во-вторых прямо указал на будущее Даниила Квята. Слова старого австрийца не терпят разночтений: за способную побеждать машину на остатке сезона поборются только Пьер Гасли и Алекс Албон. По сути это означает скорое переназначение тайца, поскольку француз так мощно провалился, что возвращение в основную команду спустя всего полгода будет выглядеть просто глупо.
А что же №26, завоевавший для «Торо Россо» первый подиум за 11 лет? Его по словам Марко видят только в молодежной команде – причем прозвучали слова «подтверждаем его место». Россиянин остается в «Формуле-1» как минимум на сезон, но в середняке.
Конечно, герр Гельмут уже обещал Гасли конец сезона в «Ред Булл», а потому к любому его заявлению стоит относиться с осторожностью. Но все-таки сейчас австриец выбрал совсем другие формулировки, да и сам Квят в реакции не стал использовать традиционную для «Ф-1» фразу «случиться может что угодно», а сразу же со всем согласился.
«Если он [Марко] так сказал, значит так оно и есть, – прокомментировал Даниил. – Я просто выполняю свою работу – какую дадут, такую я и делаю. Сейчас на в «Торо Россо», и я постараюсь работать там так хорошо, как только могу. Дадут работу где-то еще – буду стараться хорошо работать где-то еще».
После многократных сравнений собственных выступлений с результатами Албона на «Ред Булл» подобная риторика №26 говорит только об одном: Квят на все согласен. Неудивительно: шансов за пределами австрийской системы у него сейчас особо и нет.
«Ред Булл» не хочет Квята не из-за выступлений: Албон выглядит перспективнее
Тайский гонщик ворвался в «Формулу-1» в начале зимы и поразил всех: до первых тестов он вообще никогда не сидел за рулем болида такого уровня, на обкатке машины его развернуло на первом же круге – но он набрал очки уже во втором Гран-при, отстав от Пьера Гасли всего на 4 секунды. На следующем этапе он стартовал с пит-лейн (после глупой ошибки и серьезной аварии с последней практике) – и снова доехал до топ-10.
Примерно так и можно охарактеризовать весь сезон Албона: он часто уступал Квяту по квалификационной скорости и гоночному темпу, чуть хуже работал с шинами на длинной дистанции и изредка допускал помарки новичка – но в целом держался не так уж далеко от опытного пилота с 70+ Гран-при за плечами. Более того, Алекс громко заявил о себе на Гран-при Германии: до последнего автомобиля безопасности №23 уверенно ехал в топ-5 – выше как минимум того же Гасли на побеждавшей технике.
Такое выступление в дебютном сезоне заставляет ожидать от тайца намного большего в во втором и третьем сезоне – и «Ред Булл» увидел в Албоне потенциал. Многие сейчас сравнивают его темп с Ферстаппеном и видят, что Алекс уступает примерно как Гасли, но одно дело сесть в топ-болид после 1,5 сезона в «Ф-1» и провести с ним полноценные тесты с предсезонкой, и совсем другое – запрыгнуть по ходу сезона без единой тренировочной сессии. №23 выглядит сейчас настолько хорошо, насколько это вообще возможно: по крайней мере, не застревает за более медленными соперниками на 10-20 кругов (как Пьер), а смело атакует при первой же возможности.
Квята ждали в «Ред Булл». Но вместо него выбрали новичка «Формулы-1»
Пока трудно сказать, где Албон найдет свой пик (и будет ли он выше, чем пик Квята), но огромное пространство для развития видно всем. «Ред Булл» хочет рискнуть и вытащить второго Риккардо, а не пойти по пути надежности.
К тому же, на стороне Алекса выступает коммерческий потенциал. Нет, речь не о тайских корнях напитка «Ред Булл»: речь об азиатских спонсорах. №23 потребовалось погонять в «Ф-1» всего полсезона – и к нему в команду пришел крупный местный алкогольный концерн Siam Winery для продвижения сидра Moose. Следом добавился тайский производитель смазочных материалов PTT Lubricants.
А сразу после перехода Албона в топ-коллектив к продвижению парня подключилось целое правительство Таиланда: премьер-министр страны поручил министру спорта и туризма вместе с рядом государственных учреждений провести общественную кампанию по знакомству населения с Алексом. Фактически руководство государства запустило процесс превращения №23 в локального Ферстаппена – сразу на все 70 миллионов жителей! Крупнейший рынок сам плывет «Ред Булл» в руки, и добровольно отказываться от него было бы крайне неразумно.
Квяту и Гасли нечем ответить: у них нет вообще никаких спонсоров, а медийная раскрутка Пьера рядом с Максом полностью провалилась. Естественно, при примерно сходных результатах всей троицы предпочтут именно Албона.
Да, Даниил смотрится сильнее на трассе, но это и неудивительно: ему 25 лет, и он как раз вышел на лучший пилотаж в карьере. Его выступления вполне устраивают «Ред Булл», но, судя по всему, они хотят в напарники Ферстаппену кого-то более перспективного, а в дальнейший прогресс №26 не верят.
Квят – лучший кандидат именно для «Торо Россо»
Почему же Гельмут Марко сохранил место россиянину, хотя привык обычно сразу избавляться от тех, кто недостаточно перспективен для первой команды?
Во-первых, в «Торо Россо» просто некого больше сажать: следующего в очереди Дэна Тиктума отчислили из системы за провал в японской «Супер-Формуле» (и, по слухам, за избиение местного инженера), а Юри Випс в «Формуле-3» мощно налажал в последних гонках и потерял шансы на титул – он явно не готов. Больше никто не может получить суперлицензию прямо сейчас, так что и Гасли, и Квяту можно не волноваться за места.
Также Даниил проявил себя отличным мерилом для уровня новичков: если кто-то способен без особой подготовки соответствовать россиянину – у парня точно есть потенциал. Это нужная работа для молодежной команды, ведь в случае рубилова двух новичков истинное мастерство и крутость победителя были бы совершенно неочевидны – на этом, собственно, «Ред Булл» и погорел при повышении победителя пары Гасли-Хартли. Исходя из философии всего концерна, Квят наиболее эффективен именно в фарм-команде с любой точки зрения – и одно слабое выступление в Сингапуре на общую ситуацию никак не повлияет.
Квят провел худшую гонку в сезоне. Но его нельзя во всем винить
За пределами «Ред Булл» есть только один свободный кокпит, но на него есть и другие претенденты. Гарантий на место в топ-команде нет
По сути остался только один вариант – в «Альфа Ромео». Сейчас это сателлит «Феррари», обкатывающий молодых пилотов из алой Академии – в одном кокпите там гоняет Антонио Джовинацци, в другом отжигает Кими Райкконен. У финна еще точно есть контракт на 2020-й, а вот итальянец совершенно не впечатлил гоночный мир: по сути у него из преимуществ только национальность и связи со Скудерией. Будь Мик Шумахер или Роберт Шварцман готовы к «Формуле-1» уже сейчас, «Альфа Ромео» было бы логично рассмотреть именно их, но внутренних кандидатов на белую машину сейчас по сути нет.
Тем не менее, у итальянской команды все равно есть выбор: помимо Квята и Джовинацци, в пару к Райкконену явно не против переехать и Нико Хюлькенберг, да и не менее логично было бы попробовать Антонио Фуоко или Луку Гьотто из «Ф-2». Все зависит от целей и обстоятельств в «Альфа Ромео»: к примеру, если Себастьян Феттель всерьез рассматривает уход из «Феррари» или «Ф-1» в 2020-м или 2021-м, то сателлиту Скудерии логичнее всего было бы подписать именно пилота, который станет лучшим напарником Шарля Леклера в будущем. Кими явно не станут возвращать в Скудерию в 40 лет, поэтому борьба за второй кокпит «Альфы» фактически означает шанс в Маранелло в случае экстренной ситуации.
С точки зрения этой перспективы «Альфе» не очень-то логично продлевать не впечатлившего Джовинацци или экспериментировать с более слабыми итальянцами. Лучше взять более подготовленных и лучше проявивших себя пилотов с рынка, чтобы после завершения карьеры Райкконена (ему после 2020-го будет уже 41 – как ни крути, уже пора) было кому хотя бы тренировать молодого Шумахера.
Кто же лучше подойдет для этой роли – Хюлькенберг или Квят? Нико добился большего в молодежных сериях и ярко блистал в середняках несколько лет назад, но в 2021-м ему исполнится 34 года – и, кажется, он уже вошел в стадию спада из-за отсутствия мотивации. Если Феттель не освободит место в «Феррари», немец вряд ли вдохновится на лучший пилотаж в жизни – да и гонщики давно не переходили в топ-команды в таком возрасте. Тем более, Халка нельзя назвать идеальным учителем для молодежи: за долгую карьеру Нико допустил множество результативных ошибок и аварий как раз в те моменты, когда мог завоевать подиум или добиться большого результата. Психологическая устойчивость – явно не самая сильная его черта.
Квят в то же время намного моложе, демонстрирует лучший пилотаж в жизни и еще не растерял мотивацию (как раз еще год в «Торо Россо» запросто может пагубно на ней сказаться). Он научился не сдавать под давлением внешних факторов, освоил множество различных техник обгонов и регулярно их использует без потери времени, часто выжимает максимум из болида и шин в гонках и теперь избегает любых инцидентов (заезд по Сингапуру оставим в стороне – неудачные дни бывают у каждого). Пожалуй, именно так и должен выглядеть идеальный кандидат на место в топ-команде из середняков пелотона.
Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников
В «Ред Булл» не зря используют Даниила в качестве мерила для других пилотов собственной программы – в «Феррари» запросто могут сделать то же самое после перехода Мика Шумахера. К тому же, Квят уже выступал в роли второго пилота команды из верхней части таблицы, а потому у него не будет проблем с субординацией, если его все-таки передвинут к Шарлю Леклеру.
Для Даниила вариант с «Альфа Ромео» и правда выглядел бы идеально, если бы не одно «но» – достаточно консервативный менеджмент «Феррари». В Скудерии нет скорых на расправу консультантов и смелых боссов, готовых рискнуть и сменить состав команды (иногда даже полностью) по ходу сезона или по его окончанию – там чаще дают второй шанс и терпят до совсем уж критической ситуации. Недаром Кими Райкконен оставался в алой команде даже после разгромных поражений от Алонсо и Феттеля, да и самому Себастьяну выражали полную лояльность даже после катастрофических результатов и постоянных ошибок. Следуя подобной корпоративной логике, в Скудерии скорее дадут еще один шанс итальянцу Джовинацци, чем рискнут с Квятом – и уж тем более вряд ли Даниилу предоставят алый кокпит в случае ухода Феттеля. Все-таки «Ред Булл» – единственная по-настоящему смелая организация в пелотоне, и чисто теоретически вероятнее попасть именно туда, чем в «Феррари».
Из-за этого переход №26 в «Альфа Ромео» может стать тупиком – таким же, как в 2016-м для Хюлькенберга стал контракт с «Рено» (Росберг внезапно закончил карьеру, «Мерседес» хотел в первую очередь второго Нико, но французы его предсказуемо не отпустили). Естественно, перед глазами у Квята находится пример отлично устроившегося в «Макларене» Карлоса Сайнса, но сейчас обстоятельства уже совсем не те: свободных мест намного меньше.
Логичнее остаться в «Торо Россо»
Скорость молодежных команд «Феррари» и «Ред Булл» примерно одинакова, и если итальянцы продлят Джовинацци, а Феттель продолжит карьеру еще на сезон – то не будет особой разницы, где именно пережидать сезон. Перед 2021-м с огромными изменениями во всех правилах сразу рынок пилотов тоже может претерпеть титанические изменения (уже ходя слухи о новой команде): уже тогда Себастьян точно освободит алый кокпит, запустив трансферную волну, и тогда можно будет выловить хорошее место и из «Торо Россо».
Почему же в «Альфа Ромео» идти не очень логично? Победа над 40-летним Кими Райкконеном ничего не даст Даниилу, в то время как поражение от него же закроет любые обсуждения возможности перехода в топ-команду. К тому же, персонал итальянцев очень любит результативно косячить: только в 2019-м финна исключали из протокола за нелегальное антикрыло (когда починить его было делом одного дня) и неправильные настройки сцепления, а также Айсмену прилетал суровый штраф за неверный стартовый комплект резины. Да, в «Торо Россо» инженеры и механики тоже иногда ошибаются, но еще ни один их фэйл не привел к исключению результата Даниила из протокола.
Также Квяту нет смысла изучать новую концепцию болида перед серьезной сменой регламента: проще провести сезон в удобной машине и закрепиться в роли околотопового пилота, чем рисковать карьерой и привыкать к довольно специфичной технике. Все равно в 2021-м все начнется заново.
К тому же, фактор «Ред Булл» и Ферстаппена никуда не денется и в 2020-м: если Албон провалится так же, как и Гасли, то Гельмут Марко и Кристиан Хорнер от безысходности больше не смогут игнорировать кандидатуру Даниила – других пилотов, готовых к «Ф-1», в системе пока нет.
Поэтому даже если краткосрочная перспектива и личные желания требуют поискать решение со стороны, политически и логически решение Квята остаться в «Ред Булл» видится самым выгодным. №26 отлично давит на соперников результатами и диалогами с прессой – если он продолжит в том же духе и в 2020-м, то отличное предложение его точно найдет.
Фото: globallookpress.com/Jure Makovec; Gettyimages.ru/Peter Fox; globallookpress.com/HOCH ZWEI, James Gasperotti; Gettyimages.ru/Charles Coates; globallookpress.com/Nicolas Lambert
Тут вопрос, кого как ведут, обеспечивают условия в команде, технику, спонсоров. К Квяту здесь претензий нет, он не рента-драйвер, за ним никто не стоит.
> У Moose и Red Bull один владелец
Даньке сидеть на попе ровно в Торо и просто проводить хорошие гонки. Пусть это и не элитная команда, но это все ещё Ф1, а не тренажёры где-то там.
Пару отличных гонок в сезоне, несколько хороших и несколько стабильных, а остальные как уж получится. А редкий подиум пусть будет вишенкой на торте.
Итальянцы из Ф-2 - это мрак хуже Джови, посмотрите статистику. Мик Шумахер пока объективно не готов. Ему нужен вкат, он в каждой серии проводит по два сезона, только на второй начиная показывать результат. При этом уже в Ф-2 такая история может не прокатить. Шварцман здесь даже перспективнее, но он застрял в Ф-3, надеюсь на Ф-2 в следующем году.
Хюлькенберг - это даже не смешно. Чувака унижали все напарники всю карьеру, кроме разве что Гутьерреса. Не вижу ни одной причины почему бы Квяту не уйти в Альфу с прицелом на Феррари. Он сильный гонщик, он знаком с системой Феррари, Италия для него дом родной ну и в РБ для него - никаких перспектив.