В «Формуле-1» скрывают подробности новых правил. Боятся ухода «Мерседеса» и «Феррари»
Потолок бюджетов неизбежен.
В марте команды и болельщики «Формулы-1» мира ждали не только первых гонок сезона, но и подробностей нового регламента, который разрабатывают ФИА и владелец коммерческих прав «Либерти Медиа». Нынешний коллективный договор на участие в чемпионате мира истекает в конце 2020-го вместе с текущим сводом спортивных правил, а в соответствии с кодексом Федерации все правила для чемпионатов мира необходимо принять за 1,5 года до старта сезона.
В результате дедлайном по техническому регламенту 2021 года назвали 30 июня 2019 года — причем представить нужно не только положения для разработки шасси и моторов, но и базовые аспекты нового коллективного соглашения на участие в чемпионате. В противном случае некоторые команды откажутся даже рассматривать любые регламенты — например, «Рено» официально признала более высокую важность изменений в распределении доходов по сравнению со спецификациями двигателей и аэродинамических пакетов.
«Мы считаем, что нужно предпринять серьезные шаги для сдерживания расходов, чтобы обеспечить конкурентоспособность, – сказал руководитель французов Сириль Абитебуль.- Именно поэтому мы активно работаем над тем, чтобы сделать эти правила максимально надежными. Думаю, все согласны, что этот вопрос надо прояснить до лета. Есть три вопроса, с которыми нужно разобраться прежде всего: распределение финансовых потоков, структура управления и потолок расходов – все, что связано с бизнесом. Вопрос технического регламента вторичен».
Тем не менее, команды ничего не рассказали об обсуждениях, прошедших в конце марта перед Гран-при Бахрейна. До дедлайна осталось всего три месяца, а конечных предложений ФИА и «Либерти» все еще нет.
Владельцы «Формулы-1» в тупике. Играют в видеоигры на совещаниях вместо решения проблем
Риторика команд настораживает
Отсутствие официальных комментариев по встречам в Сахире от представителей участников «Формулы-1» объясняется только одним: с каждого участника переговоров с руководителями чемпионата взяли обязательство о неразглашении. Потому боссы конюшен на все вопросы журналистов отвечали лишь общими фразами, но даже через них видно недовольство ситуацией и обеспокоенность будущим.
«Есть понимание, что нужно сделать для всеобщего согласия, – туманно подвел итоги обычно честный руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер — И это понимание не написано на бумаге».
«Определенно произошел прогресс в вопросах, и теперь перед нами предложение, на которое мы должны отреагировать», – отрезал традиционно словоохотливый босс «Макларена» Зак Браун.
Какая-то конкретика появилась лишь насчет даты объявления технического регламента: спортивный директор «Ф-1» Росс Браун объяснил задержку «нежеланием играть на руку крупнейшим командам». Якобы гиганты вроде «Феррари» и «Мерседеса» могут сразу же безболезненно начать разработку новых машин, в то время как похожее разделение труда у середняков вызовет снижение темпа обновления актуальных машин и приведет к снижению конкурентоспособности в будущем. Именно поэтому по официальной версии принятие регламента могут задержать до декабря.
Однако представители аутсайдеров и середняков практически сходу отмели эффективность такого решения.
«Большие команды всегда будут в лучшем положении, потому что в теории они и должны быть в лучшем положении, – объяснил Штайнер. – Если мы начнем позже – они могут потратить больше ресурсов за короткое время. Вообще без разницы. Нам просто надо прийти к определенному выводу, начать работать, а не что-то обсуждать – возможно, кто-то получит немного преимущества из-за того, что мы не приняли решение.
«Крупные команды способны развиваться намного быстрее, чем мы», – подтвердил руководитель «Альфа Ромео» Фредерик Вассер.
В то же время любым командам и компаниям с каждым месяцем становится все труднее планировать бизнес на ближайшие годы из-за отсутствия определенного ориентира. Например, «Хонда» уже намекнула на возможный уход в случае продолжения цирка с отсрочками.
«Этот год будет очень важным, если говорить о будущем после 2020-го, – рассказал директор гоночного подразделения японцев Масаси Ямамото. – Одним из фактором при обсуждении будущего на 2021 год будет технический регламент. Как и бизнес-составляющая и вопрос маркетинга, связанного с «Ф-1». Мы не можем принимать решение, основываясь только на одном факторе».
Однако причины задержек, скорее всего, кроются даже не в отсутствии возможности договориться с командами и между собой, а в желании перестраховаться. Один из руководителей команды на условиях полной анонимности рассказал порталу Racefans, что отсрочкой объявления правил «Либерти Медиа» закрыли для «Феррари» и «Мерседеса» возможность создания альтернативной гоночной серии.
Что стало известно
Тем не менее, слона в комнате не утаить: базовые темы для обсуждения на встрече команд с ФИА и владельцами коммерческих прав просочились в британскую прессу. В поисках правды особо постарался авторитетный журналист Дитер Ренкен: он как следует расспросил четырех боссов команд в приватной обстановке не под диктофон и выцепил информацию о некоторых запланированных изменениях.
Новая система управления чемпионатом
Современную Стратегическую группу (шесть членов от ФИА, менеджмента серии и топ-команд – «Феррари», «Ред Булл», «Макларена», «Уильямса» и «Мерседеса»), занимающейся первичным обсуждением любых изменений регламента, собираются упразднить. Совет «Формулы-1» тоже изменят: оттуда выгонят промоутеров и технических партнеров, оставив лишь представителей от всех команд, Международной федерации и «Либерти». Причем команды получат по голосу каждая, а ФИА и менеджменту достанутся по 10 голосов — с учетом изменения структуры принятия решений на «50 процентов + 1 голос» теперь чиновники и владельцы коммерческих прав по сговору друг с другом смогут проталкивать абсолютно любые изменения в серии.
Правда, любые решения Совета потребуют утверждения на Всемирном собрании по автоспорту, но они обычно считаются пустой формальностью и почти никогда не заворачивают инициативы изнутри «Формулы-1». Зато «Феррари» сохранила право «вето» – правда, теперь его нельзя использовать на все подряд случаи. Как пояснил Ренкену один из источников, «им можно пользоваться только в случае масштабных изменений сути чемпионата — например, если ФИА и менеджмент вдруг решат ввести стандартные болиды с мотором V12».
Распределение доходов
Скудерия долгими спорами и угрозами ухода из чемпионата все-таки сохранила исторический бонус — правда, его снизят с 70 миллионов долларов в год до 50 миллионов. Но у других появились реальные шансы войти в список претендентов на другие стимулирующие выплаты: «Либерти» представит новые вознаграждения за исторические свершения и успехи за последние десять лет. Под первую графу попадут «Макларен», «Уильямс» и «Альфа Ромео», а под вторую, к примеру, «Мерседес» и «Рейсинг Пойнт». Тем не менее, общий «бонусный» фонд значительно снизится по сравнению с нынешним — остаток уйдет на распределение за позиции и базовую выплату.
Точные суммы гарантированного гонорара и процент от дохода за позицию в Кубке конструкторов пока неизвестны, но, по данным источников, озвученные перемены означают снижение поступлений в адрес «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл» примерно на 30 миллионов долларов для каждого. «Макларен» в свою очередь потеряет около 5 миллионов, а главными бенефициарами окажутся «Рено» и «Рейсинг Пойнт» – при сохранении прошлогодних результатов их ждет рост выплат в районе 25 миллионов.
Потолок бюджетов
Пока с уверенностью сказать можно только одно: какие-то ограничения расходов непременно будет, но определенности в их формировании пока нет. Например, самые богатые команды требуют исключить из-под потолка зарплаты гонщиков и топ-менеджмента, а середняки не видят смысла разрешать платить гонщикам по 40 миллионов долларов и в то же время ограничивать намного более дешевое время работы в аэротрубе десятком дней на год.
На данный момент чаще всего обсуждался трехлетний путь снижения расходов вида 200 миллионов долларов в год (2020-й) — 175 миллионов (2021-й) — 150 миллионов (2022-й). С учетом исключений он трансформируется в 250-225-200, что равно вдвое меньше, чем бюджеты топ-команд.
Спортивный регламент
ФИА и «Либерти» грозятся пересмотреть программу гоночного уик-энда: первая пятничная практика сдвинется на послеобеденное время, а вторая — на вечер. Мелкое на первый взгляд изменение позволит командам приезжать на трассу на день позже и серьезно экономить на размещении персонала. Также чиновники задумались о пересмотре формата квалификации с 2020 года: высказана идея о четырех сегментах отборочных заездов вместо нынешних трех с выходом восьми машин в финал борьбы за поул.
Также всех взволновала новость о вводе стандартных деталей: их хотят создать для прекращения существования «дочерних команд» вроде «Торо Россо», «Альфа Ромео», «Хааса» и «Рейсинг Пойнт», когда коллективы покупают множество комплектующих у гигантов. Середняков не заставят производить все самостоятельно (тогда бы расходы только раздулись как минимум вдвое), но хотят обязать покупать только стандартные детали. В список предполагаемых узлов болидов под данное правило вошли тормозные суппорты, диски, педали и воздуховоды, рулевая колонка, колесные обода, гало, ребра безопасности, приводной вал, система DRS, топливные насосы, оборудование для пит-стопов, колесные оси и гайки.
При этом ФИА уже объявила тендер на поставку стандартизированной коробки передач — правда, речь в документе шла исключительно о «начинке». Корпуса и форму команды продолжат производить самостоятельно, чтобы конструировать различные задние части и подвески.
Некоторые боссы видят в намерениях «Либерти» и Автомобильной федерации желание прикончить середняков, однако в реальности список потенциально стандартных деталей не затронул критически важные для скорости элементы. Более того, уже сейчас в болидах «Формулы-1» используется немало одинаковых частей: к примеру, «Макларен» поставляет всему пелотону электронный блок управления, целый ряд сенсоров и периферических блоков, а также целую кучу другой электроники. Все фары, контролирующие уровень топлива приспособления и боковые структуры безопасности тоже давно стандартизованы — и «Формула-1» пока не превратилась в очень быстрый «Индикар». Вряд ли одинаковые тормозные диски или DRS убьют уникальность каждого болида.
Моторный регламент
Судя по всему, «Феррари», «Мерседес» «Рено» и «Хонда» отстояли нынешнюю спецификацию силовых установок: в 2021-м сохранятся все гибридные элементы (и MGU-H, и MGU-K). ФИА лишь планирует нарастить допустимую мощность и емкость на все электрические системы, а также повысить эффективность кинетического рекуператора на 30 киловатт. Серьезные изменения двигателей решили отложить как минимум до 2025 года.
Технический регламент
Интригующие наметки новых шасси уже утекли в прессу. Главные изменения коснулись аэродинамики в рамках борьбы с эффектом «грязного воздуха»: для этого ФИА планирует еще сильнее упростить передние антикрылья, запретить дефлекторы и внедрить небольшие закрылки над колесами для снижения генерирования турбулентного воздуха. Но главным изменением стало значительное увеличение диффузора и поднятие «носа» болида — благодаря данным инновациям в «Ф-1», скорее всего, вернется воспроизведение «граунд-эффекта». Следовательно, машины будут сильнее прижиматься к треку в задних частях и потеряют зависимость от чистоты воздушных потоков при преследовании соперника — в результате пилоты смогут чаще атаковать друг друга, а серия рассмотрит полный отказ от DRS.
Тем не менее, финальный проект аэродинамического регламента представят командам не раньше конца мая. Если же идея об отсрочке утверждения до декабря пройдет через ФИА, то официально новых правил мы не увидим до зимы. Тогда останется только надеяться, что владельцы коммерческих прав на чемпионат и авточиновники ничего не испортят за ближайшие 8 месяцев.
В «Формуле-1» изменили правила начисления очков. Теперь вознаградят обладателей лучших кругов
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance (1,6,8); Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei, Hasan Bratic/DeFodi.de, Robert Szaniszlo
Потолок бюджетов в Ф-1 это аналог потолка зарплат в игровых видах спорта - клуб не может тратить на покупку игроков (разработку и тест болидов) неограниченное количество средств, т.к. это убивает конкурентность. Потолок зарплат успешно используется много лет в ФНЛ, а с начала нынешнего столетия и в НХЛ - 2005 год. До введения этого регламента в НХЛ творилась хрень схожая с Ф-1: в списке фаворитов значились одни и те же клубы из года в год, острота чемпионата падала, снижалась зрелищность и лига в целом медленно катилась в убытки. С введением потолка зарплат, несмотря на ожесточённые дебаты и сопротивление многих видных игроков и функционеров, ограничение ввели. Понятно, что этим только не ограничились, со временем меняли многие правила в части, касающейся трейдов, перемещений, штрафов, выплат и прочих коммерческих тем и правил игры. Довольно скоро НХЛ вышла к устойчивому росту и с лигой заключил 2-миллиардный (!) контракт американский медиа-гигант Comcast, в 2011 году - канал NBC и NBC SportsNet. Этот контракт заканчивается в 2022 году. В январе этого года вышла новость в американской версии журнала Forbes, цитирую: "...НХЛ, несмотря на более низкие рейтинги, чем другие крупные виды спорта (НБА, НФЛ, МЛБ - прим. моё), может ожидать значительного увеличения сборов за права, когда начнутся переговоры по новому контракту." Ещё раз - "может ожидать значительного увеличения сборов". Это значит, что деньги идут в лигу, а не тратятся, как в Ф-1 сейчас - за участие Феррари и прочую коммерчески невыгодную муть.
В общем, как Вы догадались, я с хоккейной ветки и могу долго рассуждать на эту тему. :)
И ещё немного. Теперь, по прошествии времени, в НХЛ принято некоторые рекорды обозначать так - до ЭПОХИ потолка зарплат и после. Вот типичный пример:
https://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Hokkej/NHL/spbnews_NI1000643_Kucherov_stal_samym_rezultativnym_igrokom_v_epohu_potolka_zarplat_v_NKhL
Надеюсь, я Вас не утомил этим текстом. Если интересно есть короткая, но достаточно подробная статья про потолок зарплат и его выгодах в хоккее:
www.sport-express.ru/hockey/nhl/reviews/817054/
После того, как в Ф-1 стали рулить американцы есть надежда на то, что этот некогда зрелищный спорт снова будет радовать болельщиков по всему миру, и мы не будем смотреть на то как две команды соревнуются из года в год, а все остальные участвуют в качестве массовки.
Удачи!
Таким образом ровно через неделю официально команда Мерседес укладывается в бюджет 150 млн, да хоть и в 100 и в 50. Разница только в цифрах, которые пишутся на официальных счетах. А по факту все остается как и было, даже немного дороже из за этой дополнительной канители.
Короче говоря - если даже целые нации и государства не могут победить теневую экономику, креативную бухгалтерию и черный нал, то как и каким образом собирается этого достигать "Либерти Медиа"?
А что касается меня и многих других "не фанатов Формулы", а просто ценителей спорта, то я потерял интерес к Ф-1 уже лет как 7. Изредка что-то смотрю. И только сейчас оживился, видя, как американские менеджеры предпринимают попытки вдохнуть хоть сколько-нибудь спортивной страсти и азарта в серию.
Теперь про Формулу-2. Проблема всех европейских серий в том, что Европа слишком консервативна во всём. Мир не стоит на месте и нужно двигаться вместе с ним, искать новые пути привлечения фанатов. А они одно по одному катают туда-сюда... аааа-аа, зевнул :)) Нужно развитие, а в Европе застой уже много лет.
Конечно что-то делать надо, чтобы Сохранить количество команд, конкуренцию и зрительский интерес. Что делать, я не знаю 🤷♂ Но на мой взгляд, надо стараться средние команды подтягивать к верхнему уровню, а не опускать лидеров до уровня лузеров, чтобы искусственно всех уровнять.
Сейчас 20 машин и постоянные разговоры о уходе некоторых, при этом желающих заявиться особо нет, особенно зная, что Мерседес/Ферарри тратят под полмиллиарда/год и надо тратить больше, что-бы бороться за победы (это барьер для автопроизводителей, а еще они видели ,,успехи,,Хонды, Тойоты, БМВ, заводской Рено).
Для частников энтузиастов ,,просто участие,, - перед глазами примеры Мальи, Брэнсона, Фернандеса...такое себе.
Джин Хаас штучный товар, таких больше не делают.
Перед глазами пример МОТО ГП, где, не так давно, на старт выходило по 14-16 байков. Либерти надо что-то делать, что-бы Ф1 к этому не пришла.
И варианта тут 2 - по 3 машины от команды (в нынешней системе ценностей это говорит о том, что топ-9 на финише известны, остальным командам остается борьба за очко) или лимит.
В идеале лимит приведет автопроизводителей (150-200 млн это не 500+) и реальную конкуренцию, борьбу лучших умов и тот самый прогресс.