В гонке «Формулы-1» вновь пострадал механик. Его сбили на пит-стопе
Парень уже в больнице.
В автоспорте и помимо работы гонщиков существует еще очень много опасных занятий. Механики, меняющие колеса на пит-стопах, рискуют и получают травмы ничуть не реже пилотов — и для минимизации угроз в «Формуле-1» в 2013 году даже предлагали ввести минимальное время остановки в боксах. Однако на данный момент никаких подобных ограничений нет – и персонал конюшен продолжает периодически страдать.
Вот и во время последнего Гран-при Бахрейна на втором пит-стопе Кими Райкконена светофор мигнул зеленым светом раньше, чем нужно, и финн сорвался с места до того, как ему сменили заднее левое колесо. Под колесо болида «Феррари» попала нога механика, державшего свежую шину – и все закончилось серьезным повреждением.
Механик долго не мог подняться, и его госпитализировали в срочном порядке. Во время больничного обследования обнаружились переломы голени и малой берцовой кости.
В электросерии же подобное ограничение существовало вплоть до 2017 года специально ради скрупулезного выполнения всех процедур безопасности — однако инциденты с пострадавшими все равно происходили (Например, Сэм Берд не сумел въехать в собственные боксы).
Да и вообще, механиков достаточно часто сбивали в разных сериях: что, в общем-то, логично для места, где есть быстрые машины и не самые расторопные пешеходы. Страдали как и одиночные члены бригады (на видео — под колесами Брэда Кезеловски в 2015 году в Поконо)…
… так и сразу несколько. В данном случае не повезло работникам «Заубера», приписанным к Камуи Кобаяси на гонке в Великобритании в 2012-м.
Причем сразу после инцидента работа по смене шин может даже не прерваться — по примеру железного парня из бригады Ромена Грожана на Гран-при Испании 2015 года.
А иногда пилоты переезжают неудачливых механиков уже после проведения остановки в боксах — как Михаэль Шумахер на все том же Гран-при Испании, но в 2000-м.
Точно так же досталось и парню из бригады Хуана-Пабло Монтойи на Гран-при Испании 2002 года. Колумбиец наехал на ногу оператора «леденца» при возвращении на пит-лейн и травмировал работнику «БМВ-Уильямс» лодыжку.
При том их же даже не обвинить в переходе дороги в неположенном месте или на красный свет. Если соберетесь работать механиком в автоспортивной команде, внимательно читайте пункты контракта «компенсация за травмы на производстве» и «медицинская страховка».
Инциденты с горючим и дозаправками
В «Формуле-1» изменение топливной загрузки в экспресс-режиме по ходу гонки отменили еще после сезона-2009 не только по соображениям сокращения расходов команды, но и для улучшения уровня безопасности. Недостаток концентрации при дозаправке со стороны бригады не раз заканчивался не только крушением чемпионских надежд, но и травмами. Именно так и получилось с Фелипе Массой и каким-то несчастным парнем из персонала «Феррари», державшего топливный шланг на Гран-при Сингапура в 2008 году.
Но даже и без длинных портативных труб на пит-стопе можно пострадать, просто поскользнувшись на разлитом крайне умелым товарищем горючем.
Но иногда бывает и хуже. Вряд ли кто-нибудь из старых фанатов «Ф-1» забудет пожар на машине Йоса Ферстаппена на Гран-при Германии 1994 года. Он негласно считается одним из самых жутких инцидентов в истории автоспорта и теперь будет преследовать вас в ночных кошмарах.
Удивительно, но в мощном выбросе горящего топлива никто серьезно не пострадал: лишь сам пилот получил небольшие ожоги лица, но уже в следующей гонке вышел на старт и поднялся на подиум.
Огромные языки пламени выглядят эффектно, но по-настоящему вселяет страх невидимый огонь, от которого не видно спасения. Подобное возможно в «Индикаре», где болиды еще с бородатых 60-х используют в качестве топлива спирт. И однажды во время «Инди-500» 1981 года пит-стоп пошел совсем не по плану.
Теперь вы знаете, почему метанол — чудовищная штука. Со стороны почти 40 лет спустя немного забавно смотреть, как люди разбегаются непонятно от чего, но Рику Мирсу и его бригаде было не до смеха. Четверку механиков и пилота сразу же после инцидента доставили в больницу, но серьезных травм удалось избежать благодаря невысокой температуре горения спирта (по сравнению с бензином).
Несчастные случаи
Персонал команд на пит-лейн подстерегает и множество других опасностей, которые трудно предсказать. Например, любой механик может встретиться с недокрученным колесом, слетевшим с болида по время проезда мимо боксов. Раньше похожий инцидент случался с машиной Марка Уэббера на Гран-при Германии в 2013 году — и пусть тогда в результате халатности пострадал оператор, но на его месте рискует оказаться кто угодно.
Еще их может здорово ударить током в случае отказа гибридной составляющей силовой установки под названием ERS. И такое уже происходило с работниками «БМВ-Заубера» на тестовой сессии в Хересе в 2008-м.
Также невозможно предсказать и пожар в боксах, способный вспыхнуть практически в любой момент. Наглядным примером служит катастрофа, случившаяся с «Уильямсом» в 2012 году на Гран-при Испании.
Во время него механики легко могли задохнуться угарным газом – и всем еще повезло, что в тот раз обошлось.
И, конечно же, из-за нервной работы в случае неудачи можно словить серьезную депрессию или нервный срыв. Например, механики «Хааса» точно уехали в минувшие выходные из Австралии с парой подобных диагнозов.
Фото: REUTERS/Marcelo Del Pozo, Joachim Herrmann
Сработали оперативно.