Гонщики, которые финишировали без топлива и после аварий
Их ничего не остановило.
В гонках существует важное правило: пересечь финишную черту должен и пилот, и его техника. Так что в случае неполадок человеку бессмысленно вылезать из кокпита и пробегать оставшуюся дистанцию, втайне надеясь на чудо — только если остановка не произошла в прямой видимости клетчатого флага. В таких обстоятельствах многие пилоты все-таки старались дотолкать машину к решающей черте — и часто их труды вознаграждались.
Найджел Мэнселл на Гран-при Далласа 1984 года
Наверное, самый известный случай: пусть англичанин и не стал первым ручным эвакуатором, драмы в его истории хватило, чтобы войти в легенды.
В 1984 году Даллас принимал первый в своей истории заезд «Формулы-1». Опыта у техасцев не было, и Гран-при назначили на 8 июля — середину лета. Природа закономерно дала жару, и на гоночный уик-энд пришелся самый адский период: воздух прогрелся до 38 градусов по Цельсию, а при измерении температуры асфальта шинники из Goodyear получили результат в 66 градусов. Кое-где покрытие даже размягчилось, но Гран-при все равно не отменили. Жара, конечно же, не спала и просто казнила технику и людей. Найджел Мэнселл попал под раздачу перед самой финишной прямой: коробка передач его «Лотуса» не выдержала и практически расплавилась, лишив англичанина пятого места.
Лихой усач вылез из болида и попытался дотолкать его до финиша, но потерял сознание от переутомления. Тем не менее, его классифицировали шестым и одарили одним зачетным баллом в турнирной таблице — чем не эпичный успех?
Джанкарло Мартини на «Международной гонке» в Зандворте 1978 года
И это тоже «Формула-1», только британская. Были времена, когда островная автомобильная федерация проводила национальные чемпионаты на актуальных топовых машинах вместо скромных спецификаций «Формулы-5000», чтобы привлечь команды из главной серии и сделать местные соревнования популярнее. Гонки в основном проводились на территории Великобритании, но была одна «экспортная» в Нидерландах на легендарном треке «Зандворт».
Там и дебютировал Джанкарло Мартини. Итальянец сражался за победу, когда на болиде случилась механическая поломка за сотню метров до финиша. Однако гонщик покинул кокпит и довел дело до конца.
Хоть он сам фактически и не пересек линию клетчатого флага, его все равно классифицировали на четвертой позиции, ведь в одном круге с ним никого не осталось.
Джек Брэбем на Гран-при США 1959 года
«Блэк Джек» претендовал на победу в чемпионате до последней гонки сезона на «Себринге». Туда австралиец приехал лидером, но Тони Брукс и Стирлинг Мосс еще могли его обойти. Заезд оказался безжалостным для всех претендентов на титул: Брукса отправило на долгий пит-стоп столкновение с напарником по «Феррари» Вольфгангом фон Трипсом, а Мосс сошел из-за отказа коробки передач.
Брэбем следовал на комфортном третьем месте, и, казалось, мог уже праздновать чемпионство, но буквально на финишной прямой топливо в баке его «Купера» подошло к концу. Австралиец не пал духом и принялся толкать машину к клетчатому флагу, чтобы не упустить титул. Пока Джек строил из себя эвакуатор, мимо него просвистел как раз Брукс, в последний момент вскочивший на подиум. Тем не менее, уроженец Сиднея все-таки пересек финишную черту, стал четвертым и получил чемпионский кубок.
Только после подсчета очков стало ясно: Брэбем зря надрывался, ведь в той ситуации даже в случае схода у него оставался бы задел в один балл, который все равно подарил бы ему титул.
Ральф Депальма на «Инди-500» 1912 года
Самый первый случай проявления несгибаемости прямо у финишной прямой, на самом деле, связан не совсем с железным характером. В то время в гонках существовало важное коммерческое правило: призовые выдавались только финишировавшим участникам. Спонсоров сто лет назад еще совсем не было, и деньги, выигранные на заездах, оставались единственными средствами существования пилота и команды.
Потому американец итальянского происхождения оказался в очень сложной ситуации, когда доминирующее лидирование на «Инди-500» 1912 года закончилось не закономерной победой, а отказом двигателя «Мерседес» прямо на середине последнего круга. Команде Ральфа позарез нужны были деньги, и пилот совместно со своим механиком Рупертом Джеффкинсом бросился толкать авто до самого финиша. Тогда регламент еще не запрещал стороннюю помощь участникам, и в итоге Депальму классифицировали на 11-м месте.
Андреа Довициозо на Мото Гран-при Аргентины 2016 года
По-настоящему драматичные развязки на финише бывают не только в «Ф-1», при этом мотоциклистам намного проще толкать свою технику — так что там волевых ситуаций должно быть больше. Но все-таки ни одна из них не сможет сравниться драматичностью с Гран-при Аргентины 2016 года.
На последнем круге Андреа Янноне обогнал Валентино Росси и догнал своего напарника и тезку Довициозо. Вместо того, чтобы спокойно закончить гонку на подиуме, Янноне бросился в авантюрную атаку и сбил товарища по команде в стиле заправского шара для боулинга. К счастью Довициозо, он дотолкал свой мотоцикл на финиш тринадцатым и набрал пару баллов.
Хосе Клозе на «24 часах Спа» 2012 года
Гонки на выносливость подвергают экстремальным испытаниям и технику, и пилота — и побеждает не тот, кто выдаст самый быстрый спринт, а завершивший максимальное количество кругов.
Потому когда «Форд Мустанг» Хосе Клозе остановился прямо на стартовой прямой, бельгиец вылез из кокпита и дотолкал технику до финишной отметки, завершив 334-й круг. Лидер в их классе проехал аж на 141 петлю больше, но экипаж Хосе классифицировали на седьмом месте.
Дэн Герни на «12 часах Себринга» 1966 года
Похожая ситуация сложилась и с американским новатором в деле разбрызгивания шампанского: двигатель на машине Герни барахлил с самого старта, но продержался до последнего круга – причем Дэн даже пролидировал большую часть дистанции вплоть до отказа. Пилот все же затолкал свой «Форд» на второе место — но на финише его ждал сюрприз. Стюарды выписали ему дисквалификацию и лишили очков.
Просто по правилам гонок машина должна быть заметна благодаря горящим фарам и другим отличительным знакам. Заглохший болид Герни, понятное дело, не соответствовал этому пункту регламента — и нарвался на юридический казус.
Гонка «Формулы-4» в Малайзии в 2017 году
В тот день в привычное расписание вмешались последствия аварии Ромена Грожана, из-за которых гонки поддержки провели не с перерывом, как изначально планировали, а одну за другой. Организаторам пришлось заливать топливо сразу на дистанцию двух заездов, а не на один — и они просчитались. Горючего не хватило до финиша второй гонки: все машины остановились за два круга до конца. Победить мог любой пилот, покрывший максимальную дистанцию — и для этого участники охотно шли на различные ухищрения в стиле Мэнселла.
На фото изображен Наджан Чатерджи, классифицировавшийся вторым.
Йоанн Зарко на Мото Гран-при Сан-Марино 2017 года
У французского гонщика тоже кончилось топливо, но он продолжил движение на своих двоих и выбил зачетный балл в самый последний момент.
Ален Прост на Гран-при Германии 1986 года
Кончилось топливо на последнем круге гонки в Хоккенхайме и у четырехкратного чемпиона мира из Лоретта. Сперва Ален пытался сохранить инерцию машины движениями внутри кокпита, но затем вылез и все же немного поработал тягачом. До финиша, однако, Прост не добрался: силы у француза кончились раньше дистанции. Завернув болид с трассы, гонщик сошел прямо перед клетчатым флагом – но все равно классифицировался шестым и заработал один зачетный балл, потому что остальные противники проиграли ему больше круга.
Бонус: Оливье Панис на Гран-при Великобритании 2002 года
«БАР» француза заглох на прогревочном круге, но пилот не сдался и толкал свою машину почти 300 метров на пит-лейн, чтобы механики перезапуститли двигатель. Старания Паниса оправдались: команда успела оживить авто до старта и отправить Оливье в погоню за пелотоном, а француз продемонстрировал отличный пилотаж, взлетел на пятую позицию и набрал два очка.
Топовое фото: globallookpress.com/Jakob Ebrey/Action Images
Поэтому все правильно: за 5 место - 2 очка.