Что дальше?
Заключительные этапы «Дакара-2011» не принесли больших сюрпризов: Нассер Аль-Аттия вырвал первое место в зачете автомобилей у Карлоса Сайнса, мотоциклист Марк Кома взял верх над Сирилом Депре, а команда «КАМАЗ-мастер» одержала историческую победу, заняв с первого по четвертое места в зачете грузовиков. Блог «Версификаторные россказни» подводит итоги двухнедельного марафона и задумывается о будущем знаменитого ралли.
Мотоциклы
Как уже говорилось ранее, борьба за первое место у мотоциклистов развернулась между гонщиками, выступающими на «КТМ» – испанцем Марком Комой и французом Сирилом Депре. Долгое время разница в общем зачете между заклятыми соперниками составляла меньше 10 минут, однако после ряда ошибок Депре и его падения в высохшее русло реки, Кома смог серьезнее оторваться от соперника и удержаться на первом месте с 15-минутным преимуществом.
Третьим должен был финишировать Франсиско Лопес Контардо. Чилиец уверенно держал позицию вплоть до заключительного этапа, однако за 22 километра до финиша «Априлия» подложила гонщику настоящую свинью – сломалась задняя подвеска мотоцикла. Каким-то чудом Лопес сумел все же финишировать с отставанием от лидера более чем в час, однако третье место все же ушло к португальцу Элдеру Родригесу.
Итоговая победа Комы стала для него третьей на «Дакарах», что позволило испанцу сравняться по этому показателю с Депре.
«Эта победа стала наградой за кропотливый труд, наградой за долгие годы и следствием напряженной работы в последние дни. Это бонус за те жертвы, которые мы приносили много-много лет. Мы ставили перед собой амбициозные цели, и чтобы их достичь, требовалось все делать на высшем уровне. Команда сделала все возможное, чтобы добиться успеха, и как у всех остальных, у нас тоже были трудности на «Дакаре», – сказал Кома после финиша в Буэнос-Айресе.
Автомобили
Несмотря на то, что именитый Карлос Сайнс одержал больше всех побед на этапах в «Дакаре-2011» (их оказалось семь), лавровый венок вручили не испанцу, а напарнику по команде Нассеру Аль-Аттия. Катарец почти половину дистанции сидел на хвосте у напарника, а когда появился момент – провел пару этапов на пределе и вышел на первое место. Теперь уже поднапрячься потребовалось Сайнсу, однако тут с «матадором» случилась одновременно неожиданная, но все же ожидаемая неприятность – Карлос слишком агрессивно приступил к делу, повредил машину и в итоге потерял целый час.
Аль-Аттия шел к этому успеху несколько лет. Для того, чтобы получить возможность побороться за победу, катарец даже покинул X-raid и направился в лучшую команду – «Фольксваген».
«Мы сделали это! Я так счастлив! На последнем этапе мы ехали очень аккуратно, и я все время думал о финише. Победа на «Дакаре» значит для меня, моей команды и моей страны невероятно много. Это великая победа, и трудно описать все то, что творится в голове. Думаю, теперь все узнают, где находится Катар!»
Теперь, когда миссия выполнена, Нассер может спокойно вернуться в коллектив Свена Квандта.
Грузовики
Сход Алеша Лопрайса, ставший следствием поломки турбокомпрессора на «Татре», позволил российской команде «КАМАЗ-мастер» вздохнуть с облегчением – после пустынных этапов у экипажей Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова и Эдуарда Николаева просто не осталось конкурентов – Франс Эхтер стал сдавать позиции, а Пеп Вила слишком поздно прибавил в скорости. В итоге в Буэнос-Айрес «КАМАЗ-мастер» приехала на первых четырех местах – и это удивительное достижение, говорящее о потрясающей надежности и скорости наших грузовиков, а также талантах гонщиков и механиков.
Седьмая победа Чагина на «Дакарах» стала рекордной – после нынешнего автомарафона россиянин превзошел достижение знаменитого Карела Лопрайса по победам в зачете грузовиков.
***
Третье издание бренда «Дакар» в Южной Америке получилось примерно таким, как и представлялось ранее: «КТМ», «Фольксваген» и «КАМАЗ» подтвердили статус лучших марок в своих классах, уверенно расправившись с соперниками на длинной дистанции. Попытки конкурентов навязать борьбу этим командам в очередной раз закончились неудачей, и даже в те редкие моменты, когда соперничество выглядело острым, казалось, что у фаворитов все равно имеется запас и в нужный момент они обязательно смогут прибавить.
При этом нельзя сказать, что отсутствие конкуренции делает «Дакар» совсем неинтересным, однако вряд ли кто-то поспорит с тем, что на рост зрительского интереса за пределами Аргентины и Чили подобная ситуация положительно не влияет. Обычному болельщику наскучили победы заводских команд – ведь по большому счету никакой интриги в марафоне нет. А где нет интриги – там и интерес меньше. Все просто. Дело дошло до того, что некоторые болельщики победителей перестали чувствовать, сколько труда вложено для достижения успеха – для таких людей победы стали обычным явлением, появилось ощущение, что первые места, скажем, «КАМАЗа» – это так же естественно, как и снег в Антарктиде. И такая ситуация не должна радовать организаторов ралли и рядовых болельщиков, жаждущих острой борьбы за лидерство между разными участниками.
Возможно, пришла пора что-то менять. Например, можно запретить участвовать профессионалам и снова сделать «Дакар» любительским мероприятием, как и было во времена первых ралли-рейдов по африканской Сахаре. Однако подобная идея приведет гонки в тупик. Во-первых, участие лучших команд и спортсменов – это отличная реклама соревнований – многим ли захочется следить за борьбой неизвестных любителей, зная, что есть более сильные гонщики и команды? Более того, именно профессионалы привлекают серьезных спонсоров и телевидение. Во-вторых, отказ от заводских коллективов сделает «Дакар» соревнованием более низкого ранга, а свято место, как известно, пусто не бывает, и профессионалы обязательно организуют новый ралли-рейд, который в глазах общественности станет заменой «Дакару».
Другой шаг – ограничить персонал и количество экипажей заводских коллективов. Подобная мера выглядит неплохой, хотя и трудновыполнимой. Да и минусом является то, что самые богатые команды смогут просто собрать лучших гонщиков и специалистов у себя, и история с бесконечными победами повторится снова.
Достаточно любопытной выглядит идея ежегодного переезда «Дакара» в новые страны и континенты – это позволит увеличить географию зрителей и заодно поставит участников в почти равные возможности, ведь маршруты каждый год будут совершенно разными и одинаково неизвестными для всех спортсменов. Однако главным изъяном подобной идеи является ее высокая финансовая затратность, да и вопрос с организацией гонки в некоторых государствах может встать ребром.
В общем, бегло пробежавшись по основным вариантам, мы понимаем, что усиления интриги в «Дакаре» – задача непростая, требующая глубокого анализа со стороны организаторов. И потому более вероятным развитием событий выглядит естественный уход заводских коллективов со сцены. Однажды постоянные победы перестают приносить крупнейшим брендам положительный коммерческий эффект, и возникнет перспектива перестройки таких коллективов в полузаводские, или их полного ухода из соревнований. Говорят, что в «Фольксвагене» уже серьезно задумываются о судьбе команды, выступающей в «Дакаре» – участие и подготовка к ралли влетает немцам в копеечку, а рекламный эффект с каждым годом снижается…
Все заданные вопросы характерны не только для «Дакара», но и почти всего автоспорта. Многие гоночные серии стараются решить схожие проблемы, и далеко не всем удается с ними справиться. Нам же остается только ждать и надеяться, что в будущем ситуация изменится к лучшему.
А любые искусственные изменения, как показывает опыт Ф1, ни к чему хорошему не приводят.
Жаль, чт ов этом году, кажется, Новицкий сошел...
Вопросы безопасности тут, скорее, вещь политическая же, чем реальная угроза. Да, есть страны где идёт гражданская война, но африканцы всё равно понимают что Дакар - это отличный шанс для местного населения заработать. ЧМ по футболу в ЮАР тоже, ведь, многое показал. Да и «Розовое озеро», в конце-концов... :)
А чем выгоден Дакар для Южной Америки, я, если честно, понимаю не очень. А тех же Чили и Аргентине всё равно на 1-м месте будет футбол и до какого-то Дакар им дела-то особо нет...
Жаль, что у нас не принято поддерживать интерес к спортсменам,
не входящим на данный момент в группу лидеров.
Зато уж, если человек чего-то добивается, сразу появляется интерес :-)
Прямо как на рынке: спрос рождает предложение.