У Квята новый напарник
В «Торо Россо» снова перестановки.
Что за парень?
Знакомьтесь, Брендон Хартли — первый новозеландец в «Формуле-1» с 1984 года. Ему 27 лет, он выигрывал «Формулу-Рено 2.0», «24 часа Ле-Мана» и становился чемпионом мира по гонкам на выносливость. Для системы «Ред Булл», которой принадлежит «Торо Россо», он не чужой: состоял в молодежной программе поддержки с 2008 по 2010 год и постоянно числился в резервных и тестовых пилотах, но дебюта не дождался. Брендона исключили из-за отсутствия побед в течение целого сезона в «Формуле-3». После этого Хартли и перешел в гонки на прототипах и потерял шансы на место боевого пилота в «Ф-1», даже несмотря на еще два года работы на симуляторе «Мерседеса».
Последние несколько сезонов мистер Блондин демонстрировал свои способности в WEC и других гонках на выносливость, параллельно пытаясь договориться о контракте командой «Чип Гэнасси» из «Индикара».
Почему выбрали именно его
Не секрет, что в молодежной системе «Ред Булл» после дебюта Пьера Гасли не осталось юных пилотов, готовых к «Формуле-1». «Быки» были вынуждены искать гонщика для Гран-при США среди своих «спонсорских» протеже из всевозможных серий, но не могли посадить просто кого угодно. Рассматривались не слишком возрастные кандидаты (все-таки 30-летний пилот в «Торо Россо», пусть и на одну гонку, вызвал бы ураган шуток), с правами на суперлицензию и не обладавшие жесткими контрактами, которые блокировали бы возможность приехать на «Трассу Америк».
Хартли идеально подошел. Ему «только» 27, он выиграл «Ле-Ман» в этом году, не имел проблем с разрешением ФИА на выступления в «Формуле-1», и уже пилотировал гибридные прототипы (упрощает адаптацию к современному болиду). К тому же, блондин не успел подписать какой-либо контракт на следующий сезон и потому понравился «быкам» еще больше: ведь они еще не определились с составом пилотов для «Торо Россо» на 2018 год, и гонщика теоретически могут оставить в случае отличных результатов. По тем же причинам и не подошел Себастьян Буэми: ему 29, и у него долгосрочный контракт с «Рено» в «Формуле-Е», да и вообще – Себ проспал свой шанс.
К тому же, Брендон не просто знает трек в Остине (это можно сказать обо всех кандидатах), но еще и трижды подряд выигрывал здесь гонку «6 часов Америк» за рулем «Порше». Поскольку «Торо Россо» изо всех сил пытается удержать шестое место в Кубке конструкторов, ей требовался опытный парень, который уже доказал свою способность успешно добираться до финиша по техасскому треку – чтобы не упустить шанс на очки в случае стартовых завалов или массовых сходов.
Почему в «Торо Россо» вообще жонглируют пилотами
Обычно команды «Ф-1» не любят менять пилотов по ходу сезона из-за слишком большого риска выбиться из привычного ритма работы. В таких случаях необходимо уладить тонны юридических аспектов, нарушить слаженное функционирование коллектива инженеров и механиков вокруг одного гонщика и предоставить им другого, который всегда отличается по характеру, опыту и предпочтениям в настройках болида. Если хоть что-то пойдет не так, команду может ждать провал в Кубке конструкторов и потеря солидной части призовых. Конюшни идут на это только в случае крайней необходимости.
И «Торо Россо» как раз оказалась в такой ситуации. После объявления об аренде Карлоса Сайнса в «Рено» итальянцам нужно было проверить новичка из молодежной системы для проверки его готовности к выступлениям в 2018 году – так в болиде вместо Даниила Квята оказался Пьер Гасли. Ожидалось, что состав пилотов останется неизменным до самого конца текущего сезона, однако дирекция «Рено» смогла договориться с Джолионом Палмером о досрочном расторжении контракта. «Желтые» сразу же объявили о дебюте Сайнса в освободившемся кокпите на ближайшем Гран-при, а «Торо Россо» вернула Квята и подтвердила Гасли на все оставшиеся гонки.
В этот момент вмешалась «Хонда» – новый партнер итальянской команды в следующем сезоне. Они по-своему заинтересованы в Пьере: до перехода в коллектив из Фаэнцы француз соревновался в японской «Супер-Формуле», выиграл две гонки и вообще неплохо проявил себя. Итогом его стараний стало второе место в общем зачете и отставание всего в полбалла от лидера, которое запросто можно ликвидировать на последнем этапе чемпионата. «Хонда» как раз поставляет двигатели команде Гасли, и потому японцы выразили огромное желание увидеть француза в роли чемпиона своей родной серии. Компания оставалась без «Супер»-титула с 2013 года и не хотела снова отдать его в руки заклятых конкурентов из «Тойоты», потому участие Пьера в последней гонке сезона стало принципиальным вопросом. Правда, «Торо Россо» вновь осталась без пилота, ведь Гран-при США и финал японского сезона запланированы на один день.
Других кандидатов и не было
Конечно, каждый амбициозный гонщик хочет выступать на вершине автоспорта в «Формуле-1», но желающих рискнуть своей репутацией не оказалось. «Телята» явно проигрывают гонку обновлений соседям по середине турнирной таблице, и производительности клиентского мотора «Рено» однозначно не хватит для успешного выступления на «Трассе Америк». При таких обстоятельствах даже опытный и знакомый с болидом пилот вряд ли попадет в десятку, а в случае гонщика-новичка заезд и вовсе может закончиться с катастрофическим результатом. Все возможные кандидаты понимали это и представляли возможные последствия для своей карьеры: им захотелось сохранить шансы на полноценное возвращение в «Формулу-1», а не играть в русскую рулетку.
Именно об этом и заявил действующий чемпион мира Нико Росберг, который занят поисками места на 2018 год для Роберта Кубицы. Немец сразу пояснил, почему поляк в любом случае не занял бы кокпит «Торо Россо» в Остине:
«Посадить гонщика без тестов за руль неизвестного болида — все равно что бросить без подготовки в логово ко льву. Не стоит делать поспешных шагов, которые только навредят».
Также от возможности выступить за коллектив из Фаэнцы отказался пилот «Индикара» Александр Росси — даже несмотря на специальный пункт в контракте, позволяющий ему принимать предложения из «Формулы-1». Американец откатал полсезона 2015 года за «Манор», выиграл «Инди-500» в 2016-м и в целом представлял вектор, по которому «быки» выбирали пилота для «Торо Россо».
Не секрет, что современная «Формула-1» горит желанием получше подать себя на заокеанском рынке и привлечь почти не охваченную местную аудиторию в ряды своих фанатов. Каждый выкручивается как может: «Макларен» посылает Фернандо Алонсо на «Инди-500» и снимает документальный фильм для «Амазона», «Хаас» заигрывает с возможностью подписания местного гонщика на туманную должность (ведь оба места в кокпите на 2018 год заняты), да и новые владельцы серии лелеют планы о запуске стримингового сервиса для США. Вот и «тауриновые» хотели урвать свой кусок пирога и пытались подписать Росси или заполучить новоявленного чемпиона «Индикара» Джозефа Ньюгардена — но у них закономерно не получилось.
В таких обстоятельствах «быки» могли рассчитывать только на собственную спонсорскую программу с кучей интересных кандидатов от Марка Уэббера до Себастьяна Ожье (четырехкратный чемпион мира по ралли, прошедший недавно тесты в «Формуле-1»).
Как ситуация скажется на Квяте?
Все, что нужно сделать Даниилу — победить новоявленного напарника с весомым преимуществом. Ведь если оба гонщика покажут сходный темп, дирекция «Торо Россо» закономерно выберет новозеландца как более перспективного, а русский пилот может остаться без кокпита на 2018 год. Поскольку на Гран-при США состоится единственная очная дуэль двух пилотов, то она и станет ключевой. Но даже в случае поражения у Дани останется запасной вариант: уничтожение Гасли с разгромным счетом в оставшейся части сезона.
Но победа над Хартли не выглядит невыполнимой задачей как раз из-за отсутствия у Брендона наката и тестов. Тем не менее, русскому стоит устроить ремейк противостояния Хюлькенберга и Палмера, а не ди Ресты и Стролла — преимущество по темпу должно быть очень весомым.
Если Даниил закончит гонку на «Трассе Америк» даже на десятом месте, то можно будет говорить о серьезном успехе — вряд ли его напарник без большого числа сходов окажется выше двенадцатой позиции, да и многолетний опыт Квята почти не оставляет ему альтернатив. Но, конечно, Даниилу все равно не стоит никого торпедировать.
Фото: Gettyimages.ru/Dean Treml/Red Bull, Peter Fox; Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Frank Jansky/Icon Sportswire; instagram.com/kubicaofficial