Испытание №1
Несмотря на то, что от «оригинального» «Дакара» в нынешнем осталось только название уже третий год марафон пересекает не африканскую Сахару, а бездорожья Южной Америки, важно отметить, что новый маршрут выбран очень удачно. Гонщикам приходится преодолевать и каменистые участки, и ездить по горам, а также справляться с песчаными волнами самого засушливого места на земле пустыни Атакамы. Южноамериканский «Дакар» в сравнении с африканским стал технически сложнее, разнообразнее и, возможно, красивее.
По традиции, в борьбе со своими нервами, техникой и соперниками примут участники четырех классов внедорожников, мотоциклов, квадрациклов и грузовиков. В свою очередь, несущиеся с огромными скоростями по бездорожью железные махины условно говоря тоже на две категории на тех, кто будет бороться за победу, и на тех, кто будет ковать эту победу для других экипажей. Проще говоря, пока одни грузовики будут пылить впереди, другие поедут неспешно, поскольку их задача состоит в технической поддержке участников ралли-рейда не только крупногабаритных автомобилей, но и братьев меньших внедорожников и мотоциклистов.
В новогодние праздники большинство российских болельщиков будет следить за командой «КАМАЗ-мастер», которая в «Дакаре-2011» представлена четырьмя боевыми экипажами: Чагин Савостин Шайсултанов, Кабиров Беляев Мокеев, Ильгизар Мардеев Демьяненко Айрат Мардеев, а также Николаев Мизюкаев Рыбаков. Еще пять машин будут исполнять роль «техничек» тех самых грузовиков, которым вверено «спасать» пострадавших от разных коллизий. Наконец, еще две машины, подготовленные «КАМАЗом», помогут в исполнении поставленных задач командам «Астана» и «БМВ» X-Raid.
Если кто-то из конкурентов вдруг рассчитывает, что фавориты в классе грузовиков загонят собственную технику в междоусобной бойне, то они серьезно ошибаются, в отличие от «Формулы-1», на «Дакаре» командная тактика серьезный и не критикуемый шаг к достижению успеха.
«Конкуренции между нашими экипажами нет. Командная тактика, выбранная 20 лет назад, ни разу не подводила. Сейчас, видя наш результат, даже другие команды на нее переходят», сказал Владимир Чагин.
Несмотря на то, что «КАМАЗ-мастер» является главным претендентом на победу в классе грузовиков, говорить о таких вещах нужно с осторожностью кроме заклятых друзей-соперников вроде Жерара де Роя, помешать победе может все, что угодно. История с поздним вылетом коллектива неприятный пример вмешательства третьих сил, к счастью, не ставший роковым.
Класс квадрациклов относительно новый для «Дакара». Он менее престижный, малочисленный, однако за первое место ожидается серьезная борьба между местными героями братьями Патронелли, Йозефом Мачечеком, Рафалом Соником, Себастьяном Хэлперном и Кристофом Деклерком.
В классе внедорожников фаворитами считаются ребята из «Фольксвагена» тут и победитель 2010 года легендарный Карлос Сайнс, и готовые выхватить знамя из рук лидера Насер Аль-Аттия, Марк Миллер, а также неожиданный победитель «Дакара-2009» Жинель де Виллерс.
Несмотря на статус фаворитов, никто не ожидает, что «туарегам» придется легко команда «БМВ» X-Raid во главе со Стефаном Петеранселем намерена дать бой. Помогать многократному победителю ралли-рейда будут Орландо Терранова, Кшиштоф Головчик, Герлен Шишери, а также быстро прогрессирующий Леонид Новицкий, ставший в 2010 году обладателем Кубка мира по ралли-рейдам, а на «Дакаре-2011» мечтающий пробиться в тройку лучших.
«Команда наша очень демократичная, и все имеют равные права. Например, на прошлом «Дакаре» у нас со Стефаном были общие инженеры и механики. Никаких преимуществ полный паритет», говорит гонщик в интервью газете «Спорт-Экспресс».
Кроме Новицкого, в классе внедорожников Россия будет представлена экипажем Александра Мироненко и Сергея Лебедева на «Ниссане», а в классе мотоциклов Алексеем Наумовым.
Лидером «темных лошадок» как бы несуразно это не звучало является Робби Гордон на «Хаммере». У его машины лишь два ведущих колеса, против четырех у «нормальных» внедорожников, но зато имеется бортовая система подкачки и откачки давления в шинах на песчаных дюнах Атакамы это может оказаться хорошим подспорьем. Интересно будет последить за Тимом Коронелом и Норберто Фонтаной (да, тот самый пилот, принявший участие в четырех Гран-при «Формулы-1» за «Заубер») оба они выступят на багги «Мак-Рэй».
В классе мотоциклов произошло существенное изменение: объем двигателя ограничился до 450 куб см это выравнивает шансы спортсменов. Тем не менее, фаворитами остаются гонщики, выступающие на «КТМ», в частности, Марк Кома и Сирил Депре побеждавшие в последних пяти «Дакарах». Конкуренцию им могут составить чилиец Франсиско Лопес Контардо на «Априлье», оправившийся от травм француз Давид Касто на «Шерко», а также Франс Верховен («БМВ»), Пол-Андерс Уллевальсетер («КТМ»), Джона Стрит и Элдер Родригес (оба «Ямаха»).
Как видим, фавориты есть в каждом классе, однако «Дакар» тем и хорош, что на нем может случиться все, что угодно. Удача может отвернуться от без пяти минут победителя ралли-рейда в самый последний момент, как, например, случилось с Сайнсом в 2009-м.
Наверняка увеличат количество ошибок изменившиеся правила если раньше система GPS сообщала участникам маршрута о том, что контрольная точка находится в трех километрах, то теперь система навигации сообщит об этом только в радиусе 800 метров.
В общем, 32-й по счету «Дакар» должен стать интересным и захватывающим испытанием. И, как всегда, первым в автоспорте в новом году.
От наших ждем только победы