Очень странные дела
В эти выходные все внимание было приковано к суточному марафону в Ле-Мане, но гоночный мир не стоял на месте. Параллельно с одной из главных гонок сезона прошло сразу несколько может менее значимых, но очень интересных событий.
И сегодня я хотел бы обсудить серию ДТМ, а точнее, резину и регламент. Помнится, неделю назад я очень хвалил Pirelli за более жесткие составы шин в этом году. Видимо, такая тенденция наметилась не только в Формуле 1. Вот только компанию Hankook об этом никто не просил.
Корейская фирма Hankook уже много лет поставляет резину для главного кузовного чемпионата Германии, но до сей поры она оставалась в тени. Если в Формуле 1 постоянно жаловались на сцепные свойства Pirelli, команды WTCC несколько раз заявляли Yokohama, что их покрышки не выдерживают и взрываются на Северной Петле, то в ДТМ все было спокойно. До этого года.
Первый тревожный звоночек прозвучал еще месяц назад во время гонки на Лаузицринге. У Ауди весь уикенд не было скорости, и во второй гонке Ингольштадтский Экспресс пошел на смелую тактику: уже после первого круга машины Роккенфеллера и Экстрема свернули на пит-лейн. Вскоре их примеру последовали и еще несколько пилотов. По итогам гонки Экстрем и Роккенфеллер, стартовавшие восьмым и одиннадцатым соответственно, финишировали вторым и пятым.
Тимо Глок на пит-стопе
Вы спросите, в чем же тут проблема? Гонщики выбрали хорошую тактику и были вознаграждены за нее. А проблема, как всегда, в регламенте соревнований. Сейчас я попробую объяснить вам, что именно не так.
По правилам за 55-ти минутную гонку пилот ДТМ обязан провести как минимум один пит-стоп. Их может быть и больше, но этот вариант сразу не рассматривается. И, например, в прошлом сезоне грамотно выбранное время для пит-стопа играло огромную роль в итоговой расстановке сил. Можно вспомнить смелую тактику Эдоардо Мортары на Нюрбургринге, когда он до последнего оттягивал свою остановку в разрез с тактикой конкурентов. Мортара провалился с первой позиции в середину десятки, но смог обогнать всех соперников с помощью своих более свежих шин и выиграть гонку. На это ему потребовалось около 20 минут.
Но в этом году подобные номера почему-то не проходят. Да, ДТМ всегда была такой серией, где обгонять не просто. В связи с этим в серии и появилось DRS. Но теперь серия окончательно станет чемпионатом механиков. Точно, с этого года не больше двух человек с одной стороны, заминки на пит-стопах – обычное дело. Почему же так происходит?
Хунгароринг. Старт второй гонки
А потому, что в ДТМ все команды обладают примерно равной техникой (как и в подавляющем большинстве кузовных серий). Гонщики тоже не лыком шиты, и каждая гонка по существу представляет паровозик. Даже если у тебя есть небольшое преимущество – ты будешь ехать со всеми. Ранний пит-стоп предоставляет тебе возможность вернуться на свободную трассу и атаковать, пока соперники держат темп пелетона. Все это было бы неплохо, если бы тебе пришлось как-то платить за раннюю остановку. Но этого не происходит.
Рассмотрим этап в Венгрии, прошедший на этих выходных. Возьмем, например, вторую гонку, с этого года уикенд в ДТМ включает в себя два равных 55-ти минутных заезда. И что же мы видим? Уже на первом круге в боксы сворачивают Мартан и Роккенфеллер. Мартан, стартовавший с 16 позиции и за первый круг отыгравший только два места. Одно из них за счет того, что на машине Роккенфеллера возникли проблемы, и он вынужден был стартовать последним. Но команда бельгийца сработала на отлично, потеря времени была минимальной. Теперь можно было атаковать по чистой трассе.
Результаты квалификации
Час спустя Максим Мартан без проблем отбил атаки Нико Мюллера, резина которого была на девять кругов свежее, и финишировал на третьей позиции. Погодите-ка, как Мартан на нее попал? Все просто, пелетон терял время в борьбе, да и механики не у всех справились столь же здорово. Резина же без проблем прошла всю гонку без потери темпа.
Здесь я для наглядности попытался собрать три ключевых момента гонки. Смотрите подпись под картинкой. Что мы видим? Кроме добровольно завершившего борьбу Ауэра и сошедшего Виттманна, почти все пилоты на финише сохранили позиции, занимаемые после пит-стопа (ах да, еще Дюваля развернуло). И тенденция такова, что у остановившихся раньше гонщиков позиция после остановок всего пелетона была выше. Отбросим Рене Раста, потому что он изначально не имел препятствий перед собой и мог атаковать хоть со старта. И то, вернулся немец на трасу позади Маттиаса Экстрема и обошел его лишь в борьбе.
Первый столбец - результаты по итогам первого круга. Второй/третий - положение после пит-стопов и круг, на котором гонщик их совершил. Энгель после своей сотановки вернулся последним, поэтому вынесен. Четвертый - результаты на финише
Получается, что тактика потеряла всякий смысл. Гораздо важнее, как сработают механики, и как ты сможешь атаковать по чистой (!!!) трассе. Но мы ведь сюда не за этим пришли, мы ждем борьбу! И борьбу более честную, когда квалификация имеет значение.
Какие выходы возможны в данной ситуации:
Первый – это изменить регламент. Если шины без проблем выдерживают всю дистанцию почти без потери темпа, почему бы просто не отменить обязательный пит-стоп. Тогда все будет решаться на трассе.
Второй – вариант для шинников. Сделать резину менее износостойкой, возможно вернуть различные типы шин. Но этот вариант смотрится более искусственно, меняем шило на мыло. Гонки все равно будут сильно зависеть от продолжительности остановки, просто шансов на трассе будет несколько больше.
Третий – совсем странный. А именно, можно вернуть окно пит-стопов, как было в серии раньше. Но тогда все будут на совершенно одинаковой тактике, и все-таки от механиков будет зависеть многое.
Четвертый – просто удлинить гонку. Другое дело, что в кузовных сериях так долго никогда не ездили, дистанция скорее признается в Формуле 1. Весьма сомнительный вариант для гонщиков, хотя весьма привлекательный для болельщиков.
"Паркуюсь как хочу" или как проиграть гонку на пит-стопе. Пособие от Лукаса Ауэра
Как бы то ни было, я считаю, что какие-то перемены необходимы. Сейчас квалификация практически обесценилась, за исключением поул-позиции. Конечно, не все смогут показать номер Мартана, но даже выиграть три-четыре позиции на коротком раннем пит-стопе – странная штука. Ждем Норисринг через две недели, где расход шин и без того минимален. Скорее всего, данная тактика будет задействована и на узких немецких улочках. Посмотрим на реакцию организаторов.