6 мин.

Крис не всемогущий. Почему ФИА отклонила апелляцию «Ред Булл»

Кристиан Хорнер не сумел вернуть подиум Даниэлю Риккардо. Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson

Для начала давайте вспомним, из-за чего вообще уроженец «Зеленого континента» был лишен второго места на домашнем Гран-при: как выяснилось после финиша, Риккардо несколько раз за по ходу заезда нарушал так называемый мгновенный расход бензина, который четко прописан в техническом регламенте – в любой момент гонки пилот не имеет права расходовать более чем 100 кг топлива в час.

«Ред Булл» подал апелляцию. По версии команды, датчик расхода топлива, омологированный ФИА, показывал неверные данные, и командный мостик принял решение ориентироваться на свои показатели, несмотря на неоднократные предупреждения стюардов. Недавно глава конюшни Кристиан Хорнер пошел еще дальше и заявил, что раз датчики такие ненадежные, то лучше вообще от них отказаться и позволить командам расходовать злосчастный центнер бензина по своему усмотрению.

Проблема погрешности датчиков действительно существует. Еще зимой ультразвуковые приборы критиковали за слишком большие отклонения значений, но в феврале ФИА приняла текущие версии измерителей расхода топлива и наложила запрет на любую их модификацию. По данным Auto Motor und Sport, команды-клиенты «Рено» нарушили этот запрет из-за специфических особенностей силовой установки французских мотористов — это объясняет, почему львиная доля проблем с датчиками приходится именно на клиентов «Рено». Конечно, сложности есть и у других коллективов, но тот же «Мерседес», например, при первом же замечании ФИА от греха подальше установил менее экстремальные цифры расхода топлива.

«Ред Булл» же намеренно полез на рожон и попытался убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, команда хотела вернуть 18 очков Риккардо — для этого требовалось доказать, что факта нарушения регламента не было. Во-вторых, Хорнер выдвинул идею демонтажа любых ограничений по мгновенному расходу топлива. Инициатива Кристиана в глазах ФИА выглядела по меньшей мере нагловато — конюшня, нарушившая правила, предложила изменить их в свою пользу. Однако даже до заседания ФИА было ясно, что с изменением регламента придется повременить – для внесения правок по ходу сезона требуется согласие всех команд, получить которое очень сложно.

Ход процесса

По ходу всего шестичасового заседания в Париже не покидало ощущение, что «Ред Булл» с треском проигрывает процесс. При защите своих прав команда опиралась на два основных аргумента.

Во-первых, «Ред Булл» уверенно заявлял, что датчик на машине Риккардо был неисправен, и потому верить его показаниям нельзя в принципе. Но измерять расход топлива как-то надо, поэтому команда использовала альтернативные приборы для контроля расхода топлива.

Второй аргумент касался правовых формальностей – «Ред Булл» напомнил, что все технические директивы ФИА носят рекомендательный характер и обязательному исполнению не подлежат. К их числу относится и распоряжение об использовании собственных способов измерения расхода топлива только с разрешения федерации.

ФИА в ответ заверила, что датчик на машине Риккардо не был сломан и показывал верные значения, а Фабрис Лом добавил, что на случай поломки ультразвуковых датчиков у федерации в распоряжении есть резервная система контроля расхода топлива. И, в отличие от самопальных приборов «Ред Булл», данная система прошла калибровку по специальному эталонному датчику. Маловероятно, что сразу два омологированных прибора показывали неверные данные.

Что же касается второго аргумента «Ред Булл», то апелляционный суд привел пункт 3.2 спортивного регламента «Формулы-1», который обязывает команды следовать всем правилам регламента, в том числе и техническим директивам. А значит, вне зависимости от того, исправно ли работал датчик на болиде Риккардо или нет, альтернативная система контроля топлива по своей сути нелегальна.

Когда же ФИА выступила с конкретными цифрами в поддержку версии перерасхода топлива на машине Риккардо, у «Ред Булл» вообще не осталось весомых контраргументов. На продемонстрированном графике расхода топлива на болиде австралийца было видно, что в период появления на трассе автомобиля безопасности расход составлял 99,02 кг/час, а в другие отрезки гонки увеличивался вплоть до 103,37 кг/час. На заключительной стадии гонки, когда Риккардо отбивался от атак Магнуссена, расход стабильно составлял 101 кг/час — в целом, оснований для наказания у ФИА было более чем достаточно.

Окончательно добил Хорнера и его подопечных «Мерседес», волком накинувшийся на «Ред Булл». Адвокат немецкой команды Пол Харрис напомнил ФИА о наказании для «БАР-Хонда» в 2005 году. Тогда конюшня была дисквалифицирована на две гонки и даже получила «условный срок». По мнению Харриса, суд должен был не просто отклонить апелляцию «Ред Булл», но и утвердить для австрийского коллектива дополнительное наказание — в назидание на будущее. Помимо немецкой команды, на суде также присутствовали представители «Макларена», Лотуса», «Форс-Индии» и «Уильямса», молчаливо поддержавшие инициативу «Мерседеса».

Позиция коллектива из Бракли понятна — «Мерседес» концерн в новом регламенте чувствует себя как рыба в воде, и любое изменение правил ему явно не на руку. Однако немцам в оголтелом стремлении защитить свои интересы не стоит перегибать палку — год назад доводы команды были не менее сомнительными, чем сегодняшние аргументы «Ред Булл». Призывы Харриса к соблюдению регламента в отношении австрийской конюшни выглядят немного лицемерно, не правда ли?

Дополнительного наказания «Ред Булл» в итоге не получил, но и успеха тоже не добился – ФИА просто отклонила апелляцию команды. Также суд подчеркнул, что все конюшни обязаны продолжить использование оригинальных датчиков производства Gill Sensors, а менять их на какие-либо альтернативные приборы можно будет только с разрешения федерации.

Итог

Что в сухом остатке? «Ред Булл» проиграл в зале суда не только технически, но и политически. Если бы ФИА удовлетворила апелляцию, это могло бы привести к опасному прецеденту. Теоретически в будущем могла возникнуть ситуация, когда команды смогли бы намеренно обойти ограничения, связанные с расходом топлива. Ведь всегда можно сказать, что официальный датчик неисправен и сослаться на собственные данные. Только где гарантия, что прибор, используемый командой, не «подкручен»?

Фактически, в случае судебной победы «Ред Булл» пункты регламента относительно экономии топлива ждал крах, да и сам обновленный свод правил «Формулы-1» получил бы серьезный урон. А влияние ФИА на чемпионат стало бы слабее — если одна команда проводит нелегальные тесты и получает за это вшивое наказание, а другая сознательно нарушает регламент да еще и требует привилегий, то кто в таком случае правит балом? «Формула-1» могла просто потонуть в апелляциях и судебных препирательствах.

Безусловно, «Ред Булл» в какой-то степени тоже можно понять. Нарушили они регламент или нет, но ценой подиума пилота Хорнер и компания подняли проблему датчиков. Система определения контроля топлива несовершенна и нуждается в серьезной доработке – смущает и погрешность датчиков, и их надежность. Например, памятен момент Гран-при Бахрейна, когда расход топлива на машине Баттона кругов на десять магическим образом остановился на цифре 37 процентов. Неужели Дженсон на старости формульных лет научился не только беречь шины, но и экономить топливо в обход законам физики? Нет, просто хваленый датчик с ума сошел.

А больше всех в этой истории жаль Даниэля Риккардо. Каково это — приехать на подиум после удручающих тестов, да еще в домашней гонке, обливаться шампанским, держать в руках «австралийскую тарелку», раздавать интервью австралийской прессе, а потом узнать, что все это — изящный симулякр? Что твои результаты во власти политиков, несносных датчиков, неприкрученных колес, имеющих весьма отдаленное отношение к гонкам. Неумолимая статистика сожрет подиум австралийца и не подавится — через 20 лет о блестящем пилотаже Риккардо в Австралии мало кто вспомнит. Как и о потерянных 18 очках в личном зачете.

Жертвенный обряд. Почему «Ред Булл» затеял борьбу с ФИА