Спорт в(не) политике
Перевод статьи о Фиделе Кастро со спортивного сайта (espn.com), а также очередная порция доклада Макларена и реакция российской общественности на него, заставили в очередной раз задуматься о спорте и политике. Очень часто слышится со всех сторон клич: «Спорт вне политики». В рунете это стало мелькать особенно часто в связи с отстранением части российских спортсменов от Олимпиады. Однако я считаю, и история это только подкрепляет, что спорт является частью политики и одной из составляющих международных отношений. Еще во время Олимпийских игр в Древней Греции объявлялось перемирие между всеми противоборствующими полисами. Что это, если не политический акт?
Богатый на политические события XX век, только укрепил положение, что спорт - часть политики. Олимпийские игры невольно стали площадкой противоборства двух систем, сложившихся в мире - социалистического лагеря и стран Запада. Через достижения спортсменов, каждая из систем стремилась доказать свое превосходство. К тому же, Олимпиады давно стали местом, где можно было заявить о политическом протесте и спортсмены этим пользовались (в памяти еще свежи картины финиша эфиопского бегуна Фейиса Лилеса на Играх в Рио, скрестившего руки над головой в знак протеста против действий властей своей страны).
К чему, собственно, я это написал? А написал я это к тому, что пора прекращать верить, что спорт и политика не связаны. Хватит удивляться тем или иным спорным решениям, на которые влияет политика, а многие болельщики не устают повторять: «Спорт вне политики!». Это не так, спорт как раз таки весьма органичная часть политики и весьма действенный элемент международных отношений. Это нужно понять и принять, на самом высоком уровне в первую очередь, чтобы потом не делать на камеру удивленные лица, поражаясь, что политика вмешивается в спорт. В свете последних допинговых скандалов это особенно актуально, особенно то, как пытаются у нас подать их некоторые СМИ: заговор против России, часть политической борьбы, русофобия и так далее. Я же верю, что приняв спорт как часть политики, можно будет делать акцент на реальных проблемах и путях их решения, а не на пустом популизме.
Предлагаю вспомнить самые яркие моменты истории, когда спорт смешивался с политикой и влиял на нее:
Победа темнокожего атлета на Олимпийских Играх 1936 года в Берлине.
Адольф Гитлер, придя к власти в 1933 году, начал на государственном уровне культивировать идею о полном превосходстве белой расы, а именно арийцев, над всеми остальными. Олимпийские Игры 1936 года, проводившиеся в Берлине, стали отличным шансом доказать слова на деле. Какого же было бешенство фюрера, когда победителем забега на 100 метров вышел афроамериканец Джесси Оуэнс. По требованиям того времени, Гитлер должен быть награждать победителя лично. Это была серьезная оплеуха не только фюреру, но и всей пропагандисткой и идеологической машине Третьего Рейха.
Легкоатлетические матчи СССР - США.
Проводились в течении 28 лет с 1958 года по 1985. Нетрудно догадаться, что эти матчи имели не сколько спортивную, сколько огромную политическую значимость. Пресса прозвала эти встречи «Битвой гигантов», служившим мощнейшим орудием пропаганды. Ввиду Холодной войны, матчи отличались принципиальностью, все атлеты выкладывались по полной в стремлении принести почет своей стране. Эти матчи приковывали внимание мировой общественности не только из-за политического подтекста, но и потому, что, объективно, сборные СССР и США считались сильнейшими в мире. И именно во время этих встреч, было установлено не мало мировых рекордов.
Пинг-понговая дипломатия.
Благодаря популярности фильма «Форрест Гамп» с этим событием, так или иначе, познакомились очень многие. Дело в том, что до 1971 года, большинство стран мира признавало Тайвань представителем китайского народа на международной арене, а КНР (Китайская Народная Республика) представлялась нелегитимной. Именно Тайвань до октября 1971 года представлял Китай в Совете Безопасности ООН.
КНР же признавал в основном только социалистический блок, но и там было не так все гладко. Еще с середины 1950-ых годов между КНР и СССР наметился разлад в отношениях, и американские политики увидели в этом возможность стратегически ослабить СССР, путем установления и нормализации отношений с КНР. Для того, чтобы провернуть это без лишнего политического шума была избрана хитрая стратегия: в КНР на товарищескую встречу отправлялась команда США по настольному теннису (да-да, именно в составе такой команды Форрест Гамп посетил Китай в фильме), в составе делегации американцев были люди, которые в закулисье готовили визит президента Никсона (тот самый, над которым постоянно издевались создатели «Футурамы»).
Футбольная война.
Скоротечный военный конфликт между Гондурасом и Сальвадором, случившийся после проигрыша сборной Гондураса команде Сальвадора в матчах плей-офф отборочного турнира чемпионата мира по футболу. Не смотря на то, что конфликт продолжался лишь 6 дней (с 14 по 20 июля 1969 года), он успел унести жизни тысяч человек с обеих сторон. Безусловно, проигрыш в футбольных матчах послужил только поводом для войны, ведь отношения между Сальвадором и Гондурасом накалялись довольно давно. Тем не менее, я считаю, что это очень хороший пример влияния спорта на политическую жизнь.
Бойкоты Олимпийских Игр странами Запада (1980 год) и Восточным блоком (1984 год).
Эти два случая я решил совместить в один хотя бы потому, что бойкот Олимпийских Игр 1984 года странами Варшавского договора прямо истекает из бойкота Игр 1980. Собственно США и их союзники устроили бойкот Игр в Москве из-за вторжения советских войск в Афганистан в 1979 году. По иронии судьбы, следующая Олимпиада после Московской проходила в Лос-Анджелесе, и советское руководство не могло упустить шанс вернуть должок соим западным партнерам. Эти бойкоты являют собой отличный пример, когда спортсмены стали заложниками решений политиков.
Роль бейсбола в американо-кубинских контактах и нормализации отношений.
P.S. Подписывайтесь на мой канад в телеграм о традиционных японских гравюрах https://t.me/japaneseart