Полубеженец. Как советский прыгун в воду решил остаться в Канаде, но передумал уже через три недели
Нынешний американец Сергей Немцанов, который каких-то должен был защищать цвета советского флага на грядущей Олимпиаде в Монреале, едва не стал канадцем ещё в 1976-м. Да не просто захотел, а с ходу остался в Северной Америке, вопреки всем обстоятельствам – слишком юному для самостоятельной эмиграции возрасту, запретам со стороны СССР и своим карьерным перспективам.
За золотом Игр в 17 лет
Немцанов, который в прыжки в воду пришёл по собственной инициативе, подавал большие надежды уже в 13 лет. Ему, а точнее его бабушке, даже «настоятельно посоветовали» переехать из Сахалинской области в место, где спортивная дисциплина Сергея была более развита. Бабушка, которая сама растила мальчика при живых родителям, прислушалась, и Сергей совсем скоро оказался в бассейне Алма-Аты, где его развитием занялась тренер Галина Михеева.
Тандем наставник-подопечный сложился. Уже через три года тренировок Немцанов обошёл всех своих конкурентов на национальном первенстве 1975 года среди юниоров. Зрители чемпионата СССР тогда увидели сложнейшую программу, с которой Сергей справился просто отлично. Олимпийский сезон-1976 должен был стать новым этапом в карьере молодого спортсмена. В том году 17-летний прыгун успел проявить себя ещё до Олимпиады – победил на турнире «Канамекс», проводящемся в Северной Америке. Все с нетерпением ждали Игр.
А Сергея на Играх ждал провал. Никто так и не понял, что произошло с восходящим чемпионом, но на вышке он посыпался. Его пределом стало девятое место в квалификации, тогда как его партнёры по команде Владимир Алейник и Давид Амбарцумян, которых он регулярно обыгрывал, вышли в финальный раунд.
Отличный способ притупить горечь поражения
Уже через день после поражения в отборочном раунде советского прыгуна не было на территории Олимпийской деревни. В тот же день во всех канадских СМИ сообщили, что Немцанов якобы уже сидит в кабинете важного государственного представителя и просит предоставить ему убежище как политическому беженцу.
Сам Сергей никак не комментировал случившееся по прошествии лет, но основная версия заключалась в том, что на спортсмена повлияли его новые друзья и любимая девушка. Ещё во время «Канамекса» прыгун подружился с группой молодых людей, в которую входила и она – Кэрол Линдер, дочь одного очень влиятельного североамериканского предпринимателя. Была ли это настоящая история любви или предмет фантазий журналистов – непонятно, однако с Кэрол и Сергей действительно проводили время вместе.
«Я выбрал свободу, я выбрал свободу», – не уставал повторять Сергей, о намерениях которого сразу прознали в СССР. Побег Немцанова мог бы стать иссиня чёрным пятном в истории Советского Союза, а потому власти сделали всё от них зависящее. В первую очередь в деле спортсмена была зацепка в виде его возраста. Спортсмену только недавно исполнилось 17 лет, а предоставление убежища несовершеннолетним по закону невозможно. Более того, в КГБ, который занимался этим делом, знали на какие рычаги давить. Немцанову была передана запись, сделанная его бабушкой: пенсионерка просила внука вернуться поскорее и помочь ей.
Сработало. Сергей сразу заявил: «У меня комок в горле, говорю канадцам: плевать я хотел на всё – своё будущее, карьеру — поехали в посольство».
На осознание «ошибки» спортсмену потребовалось всего три недели.
Автоматически реабилитирован
По возвращении на родину Сергей продолжил свою обычную жизнь — на него не было наложено даже минимальных санкций.
Он снова пришёл в бассейн, только теперь выступал без былого блеска. Его самым большим достижением после победного «Канамекса» стала виктория на первенстве СССР в 1979-м. Уже через год после неё он завершил карьеру и ушёл служить.
В его дальнейшей жизни не осталось и следа от больших спортивных перспектив. Сергей начал вести классическую жизнь семьянина, но и с ней не всегда справлялся. Первый брак Немцанова распался из-за его пристрастия к алкоголю. Второй, к счастью, оказался более удачным.
Мысли об эмиграции, тем не менее, не покидали экс-спортсмена, и он решился на отъезд в США с новой семьёй и сыном от первого брака Денисом, которого он сам привёл на вышку.