Кери Ярусси. Американский тренер на Урале
Координатор нападения «Уральских Молний» Кери Ярусси – об отличиях американского футбола в США и России, подготовке уральских спортсменов и своих приключениях в чужой стране.
– Расскажите немного о себе. Почему решили хотя бы отчасти связать свою жизнь с Россией?
– Я родился и вырос в маленьком городе на северо-востоке штата Огайо, который называется Янгстауном. Мне недавно исполнилось 22 года, но я уже закончил университет, в котором изучал политологию и русский язык. Откуда импульс к изучению русского – не знаю. Когда поступал на факультет международных отношений, мне надо было выбрать регион, на котором в будущем я бы специализировался, и я случайно выбрал Евразию и, соответственно, русский язык. Выбор получился хорошим, поскольку мне сразу стала нравиться сложность русского.
– Как вы попали в Екатеринбург?
– Когда я закончил университет, было очевидно, что мне надо больше практиковаться в русском, особенно в устной речи, поэтому я искал возможности работать в России. Самое главное было – находиться в вашей стране. Я нашел компанию, в которой сейчас работаю преподавателем английского через интернет. После окончания программы, по которой я учился русскому языку в Казани прошлым летом, я на три недели вернулся в США, а потом улетел в Екатеринбург.
– Идея найти местную футбольную команду пришла сразу, или что-то натолкнуло вас на эту мысль?
– Сначала я не относился к этому всерьез, но однажды сел за компьютер, нашел страницу «Молний» и обратился к тренерам с предложением помощи. Остальное, как говорится, уже история.
– Когда вы впервые оказались на тренировке «Уральских Молний», что вы увидели? Оправдались ли какие-то ожидания или опасения относительно того, как выглядит футбольная команда в России?
– В это время я вообще не имел понятия, что такое футбол в России. Честно говоря, я ничего странного не увидел. Более того, был впечатлен тем, насколько развита команда. Конечно, каждому из игроков было много над чем работать, но этого как раз можно было ожидать.
– Расскажите об играх, на которых вы присутствовали в России. Что вы можете сказать об уровне игроков и организации матчей, сравнивая их со школьными и студенческими соревнованиями в США?
– Комментировать эстетику и антураж стадионов и прочих вещей я не буду, потому что популярность футбола в двух наших странах несопоставима. Также надо понимать, что студенческий футбол у нас даже на уровне третьего дивизиона гораздо сильнее, чем футбол в России. Это вне зависимости от места, опыта игроков или присутствия американских игроков и тренеров.
В России я присутствовал всего на нескольких матчах, но то, что сразу бросается в глаза – низкая скорость игры. Но если в США по школьному полю бегают 16-летние ребята, то здесь, в среднем, 30-летние, так что это как-то объяснимо.
Кроме того, хотя организованность российских команд довольно высока, в плане уровня подготовки к конкретной игре и сопернику россияне отстают. В США даже у не самых сильных школьных команд имеется штат тренеров, которые просматривают и анализируют каждый розыгрыш оппонента. Потом они готовят план на игру и расписание тренировок на неделю. Мой отец, который много лет на школьном уровне является координатором нападения и тренером линейных, обычно субботу и воскресенье проводит не дома, а на разборе вместе с другими тренерами.
В-третьих, техника у российских игроков порой далека от идеала. Это тоже вполне объективно и понятно: большинство американцев начинают играть с детского возраста, поэтому базовая техника им давно знакома. Плюс, у них есть доступ к общению с тренерами, к тренировочным лагерям и методической информации на родном языке. У большинства российских игроков этого нет.
– Как вы оцените состав «Молний»? Много ли по-настоящему талантливых ребят? Успешно ли они учатся игре? Чем им не хватает для прогресса?
– С первого дня я был впечатлен составом «Молний»: футболисты хорошо понимают игру, есть высокий уровень организованности на поле и вне поля благодаря старшим опытным игрокам. Здесь хорошая, братская атмосфера и талантливые спортсмены. После моего отъезда им нужен будет тренер, который сможет помогать с нюансами техники и стратегии, потому что все остальное для высоких результатов у них уже есть.
– Вы специализируетесь на игроках линии нападения. Можете назвать принципы, которые важны для этой позиции? Что нужно делать, чтобы играть в о-лайне хорошо?
– Линейные, как правило, должны быть умнейшими игроками на поле, то есть они должны знать все аспекты нападения и комбинаций. Плюс, надо понимать, что делает защита и как реагирует на нападение. Самое главное, надо уметь «пользоваться» углами, чтобы блокировать как можно эффективнее. Интеллект на этой позиции в конце концов важнее силы. Техника тоже крайне важна. Как говорится, линейный стоит столько, сколько стоит его техника. Больше всего линейным надо тренироваться по шагам (ты ведь всегда блокируешь ногами) и эффективному использованию рук. Что касается техники, то есть еще одно верное правило – игрок, который оказывается ниже, выигрывает при блокировании.
– Как складывается ваша жизнь в России? Вызывает ли удивление окружающих тот факт, что вы американец? Не встречаетесь ли с каким-то негативом на фоне непростых отношений двух стран?
– Я живу здесь комфортно. Раньше я учился в Питере и Казани, но мне больше всего нравится Екатеринбург. Город спокойный, чистый и красивый, а местные, по-моему, самые добрые и спокойные люди в России. Что касается антиамериканизма, то здесь я его лично не встречал. Скорее, наоборот, екатеринбуржцы относятся ко мне положительно и гостеприимно. Люди ценят то, что я довольно хорошо знаю русский и стараюсь говорить на нем как можно чаще. Тем не менее, если бы я был в Санкт-Петербурге или Москве, я уверен в том, что периодически сталкивался бы с неприятностями из-за своей национальности.
– Сейчас у команды межсезонье, а летом вы покинете «Молний». Что бы вы хотели оставить после себя? Какую футбольную идею вы пытаетесь донести до игроков?
– Я все это время старался строить фундамент, на котором «Молнии» будут развиваться в будущем еще быстрее. В его основу входят базовая техника по разным позициям, упражнения по улучшению техники и стратегия, которая подходит персоналу «Молний». Также я хотел бы дать понять команде, как надо тренироваться и готовиться к матчам. После каждой тренировки мой отец напоминает игрокам: «Если ты не становишься лучше, то ты становишься хуже, но никогда не остаешься таким, как был».
– Расскажите о своей семье. Что такое футбол для вас? Как родители относятся к тому, что вы пытаетесь помочь в развитии американского футбола в нашей стране?
– Мой отец играл и много лет тренирует команды, я играл и тренирую, и младший брат, который учится в 9 классе, играет, притом, гораздо лучше нас с папой. Даже мама хорошо понимает игру и безумно болеет за «Мичиган», а мы с братом и отцом – за «Нотр-Дам».
Когда у нас семейный обед или ужин, мы бесконечно разговариваем и спорим о футболе. Это, кстати, вряд ли так уж уникально там, где я живу. Футбол у нас – больше, чем игра.
Семье кажется забавным то, что я занимаюсь футболом здесь. Но они помогают мне. Стоит отметить, что помогает не только семья, но даже друзья и тренеры, с которыми работает отец. Если честно, я очень соскучился по семье и хотел бы скорее увидеться с ними.
– Какие у вас планы на ближайший год-два? Будете ли вы продолжать делать что-то для популяризации футбола в будущем?
– Летом я вернусь в США и отправлюсь в лингвистический лагерь дальше учиться русскому. Также я собираюсь провести какое-то время с семьей и друзьями в родном городе и даже навестить друзей и преподавателей из университета.
Осенью я на год поступлю в магистратуру в Европейский университет в Санкт-Петербурге, в котором буду изучать политико-энергетические отношения в Евразии. Кстати, я уже контактирую с петербургскими футболистами и не планирую расставаться с футболом.
Оригинал материала: Сообщество Am-Football.ru