Наступившее завтра. Как «пистолетное» нападение меняет НФЛ
Примерно три года назад Грег Роман, тогда еще занимавший пост координатора нападения в университете Стэнфорда, ехал в город Рено, штат Невада, чтобы познакомиться с главным тренером местного университета Крисом Олтом и узнать побольше о его так называемом «пистолетном нападении» (англ. Pistol Offense).
Перед сезоном 2005 года Олт, недовольный эффективностью нападения своей команды, предложил тренерскому штабу новую идею – вариант формации «шотган» (англ. shotgun – квотербек стоит в 7 ярдах позади центрового и после снэпа не забирает у цетрового мяч из рук в руки, а ловит короткий пас), основная отличительная особенность которого состояла в том, что квотербек стоит всего в 4 ярдах от линии скриммиджа, а у него за спиной (и это важно, ведь в «шотгане» хафбек стоит рядом с пасующим), в 7 ярдах позади линейных располагается тэйлбек. Новый вариант нападения был назван «пистолетным» – возможно, по причине того, что новое нападение стало укороченное версией «шотгана» т.е. «дробовика».
Таким образом, в «пистолете» соединились выносная игра из обычной ай-формейшн (англ. I formation) и рид-опшн (англ. read option – наличие у квотербека после снэпа выбора отдавать ли мяч бегущему или оставить мяч у себя и отдать пас принимающему или попробовать продвинуться вперед самостоятельно) из «шотгана».
«Все подумали, что у меня вконец ум за разум зашел», – вспоминает Олт. Но применяя такой «пистолет» Невада выбилась из подвала к вершине своей конференции по части эффективности нападения и следующие несколько лет медленно добавляла некоторые детали, чтобы сделать атаку еще более опасной.
Действенность нападения Олта достигла своего пика в сезоне 2009 года, когда в команде сразу трое игроков набрали на выносе более 1000 ярдов – двое раннинбеков и долговязый третьекурсник Колин Каперник, который к выносу добавил еще и 2000 ярдов пасом и 20 тачдаунов. В межсезонье Роман – как и множество других тренеров со всей страны – встретился с Олтом. Он хотел узнать, как можно добавить нападению Стэнфорда, которым руководил Роман вместе с главным тренером Джимом Харбо, черты «пистолетного» нападения Олта. По словам Романа, в течение встречи Олт был «очень любезен, и ему было действительно интересно как тренеру узнать что-то абсолютно новое». «Время было потрачено не зря», – добавляет Роман.
В следующем же сезоне Стэнфорд добавит новые элементы нападения, но не будет фокусировать на них свое основное внимание. И так сложилась судьба, что сегодня Роман, уже в должности координатора нападения «Сан-Франциско», также под руководством Джима Харбо тренирует Колина Каперника, выбранного «Найнерз» во втором раунде драфта 2011 года. И сегодня он снова и снова просматривает записи, сделанные во время визита в Рено.
И все же, даже после изучения атаки Олта и с Каперником в составе, Роман и Харбо не сразу решились доверить все молодому квотербеку. С учетом неоднозначных результатов подобных экспериментов в «Каролине Пантерз» и «Денвер Бронкос» с Кэмом Ньютоном и Тимом Тибоу на позициях квотербека в 2011 году (обильное использование рид-опшн в обоих случаях), только после начала этого сезона и с приходом Роберта Гриффина III в «Вашингтон» многие тренеры НФЛ начали осознавать, насколько ценными могут быть идеи Олта. «Редскинс» используют их чаще других», – говорит Роман. «Мы же пока только начинаем применять их».
Гриффин, выбранный под вторым номером на драфте 2012 года, – необычайно одаренный игрок с прекрасной техникой броска, умением принимать правильные решения на поле и скоростью олимпийского спринтера. В колледже Бэйлора под началом тренера Артла Брайлса Гриффин руководил быстрым ноу-хаддл нападением, в котором ресиверы располагались как можно шире. И, хотя Гриффин часто сам выносил мяч и в играх за Бэйлор, «пистолет» использовался редко.
В НФЛ, направляемые главным тренером Майком Шэнаханом, координатором нападения Кайлом Шэнаханом и Гриффином на позиции квотербека, «Редскинс» несколько расширили задумки Олта. Будучи главным тренером «Бронкос» Майк Шэнахан использовал West Coast offense и зонную блокировку в нападении, (сторонником которой был тренер оффенсив-лайн Алекс Гиббс) и выиграл с их помощью два Супербоула (в 1997 и 1998). Эти же схемы и сегодня остаются основой нападения Шэнахана и «Редскинс». Братья Шэнаханы, в попытках ярче раскрыть талант Гриффина к тактике зонного блокирования, которую они сделали известной еще 20 лет назад, прибавили «пистолетное» нападение и сделали его краеугольным камнем своей атаки.
И ведь все это работает. Несмотря на дырявую защиту (377.7 пропущенных ярдов в среднем за игру в прошлом сезоне – пятое место с конца в лиге) и неудачи в играх на равных (в четырех поражениях из шести в прошлом сезоне итоговая разница составила тачдаун и меньше), они являются одной из наиболее эффективно атакующих команд в лиге: они заняли пятое место по количеству ярдов в сумме в среднем за игру (383), стали лучшими по количеству ярдов в среднем за розыгрыш (6.2) и количеству ярдов за игру на выносе (169.3). Их новичок Альфред Моррис, выбранный в шестом раунде драфта, набрал в дебютном сезоне 1613 ярдов на выносе и стал вторым в лиге после сами-знаете-кого, а Гриффин стал третьим в лиге по пасовому рейтингу – выдающееся достижение для квотербека-новичка. И, хотя схемы «пистолетного» нападения уже стали значительной частью образа «Редскинс», они не остаются единственным вариантом. Ключ к успеху состоит как раз в том, что Шэнаханы нашли способ сочетать новые схемы с теми, которыми они добивались успеха в НФЛ еще много лет назад и создать нечто идеально подходящее их чрезвычайно талантливому квотербеку.
«Никаких фокусов в нашем нападении нет», – объясняет главный тренер университета Невады Крис Олт. «Когда появился «шотган», мне доставляло удовольствие наблюдать, как команды двигают и распоряжаются мячом. Но мне не понравилась идея, что раннинбек, получив мяч, может после этого двигаться только по направлениям запад и восток (выносить изначально параллельно линии скриммиджа). Мы всегда строили вынос по схеме север-юг (вынос перпендикулярно линии скриммиджа)».
Вся суть «пистолетного» нападения Олта в том, чтобы комбинировать лучшие черты «шотгана», вроде того, что использовал Чип Келли в Орегонском университете с традиционным мощным напором атаки в стиле север-юг, который Олт проповедует уже более 20 лет. «Пистолетное» нападение – это смешение старого и нового.
Несложно понять, почему именно версия нападения Олта прижилась в НФЛ лучше, нежели схемы восток-запад Чипа Келли или других гуру спред-оффенс. Лига заботится о своем имидже, и, несмотря на эффективность любого нападения, оно должно также в первую очередь совпадать с мышлением и размахом НФЛ, чтобы прижиться в ней.
Спустя годы сопротивления любого рода изменениям, НФЛ внезапно начала повсюду использовать новейшие и лучшие идеи. Три из десяти лучших нападений НФЛ по сумме ярдов и четыре из лучших десяти по числу ярдов за розыгрыш в какой-то степени опираются на те или иные инновационные схемы. Почему же НФЛ начала меняться именно сейчас? По той же причине, согласно которой и происходят обычно изменения в футболе: футбол подошел к той точке, в которой встретились новые идеи и новые таланты, готовые эти идеи воплотить в жизнь. В будущее лигу тянет целый ряд молодых и универсальных квотербеков, которые умеют и бросать и бегать (а не либо одно, либо другое поодиночке).
Звездный час «пистолетного» нападения настал именно в плей-офф этого года. «Сан-Франциско» во главе с, возможно, первым адептом этой системы квотербеком Колином Каперником продемонстрировали во всей красе все достоинства новой расстановки, и вышли в Супербоул, используя данную формацию почти в половине (49.2%) всей розыгрышей после того как в ходе регулярного сезона этот вариант нападения был задействован ими всего в 70 случаях из 969 розыгрышей).
Рассмотрим же именно на примере почти чемпионского похода «Сан-Франциско» конкретные случаи использования «пистолетного» нападения.
Матч дивизионного раунда против «Грин-Бэй». «Найнерз» используют один из вариантов «пистолета» (Pistol-ace, 2WR-2TE-1RB) с их основным бегущим Фрэнком Гором на позиции тэйлбэка
На плане с зачетной зоны можно увидеть, что Гор (№21) располагается точно позади Каперника (№7), что делает эту расстановку похожей на несколько растянутую вдоль I-formation
После снэпа Каперник не спешит отдавать мяч Гору и следит за действиями лайнбекера Дезмана Моузеса. Тот продвигается чуть вперед, Каперник передает мяч раннинбеку, а блок от тай-энда Дилэйни Уокера (№46) отсекает сэйфти от игрока с мячом.
«Пэкерз» в растерянности, Гор набирает 26 ярдов.
ВИДЕО (на NFL.com)
На следующем примере, взятом из финала конференции против «Фэлконс», Фрэнк Гор также остается на позиции тэйлбэка, а Брюс Миллер встает справа от Каперника на позицию фуллбека.
После снэпа Каперник следит за действиями лайнбекера Стивена Николаса. Вернон Дэвис (№85) блокирует игрока периметра, Миллер берет на себя лайнбекера второго уровня защиты.
Николас концентрирует внимание на квотербеке, мяч оказывается в руках Гора, 5 ярдов, тачдаун.
На еще одном примере «Найнерз» используют расстановку Pistol-far, Гор на позиции тэйлбека, Миллер – фуллбека со слабой стороны.
Каперник смотрит на действия и позицию Джона Абрахама, Миллер меняет край и убирает лайнбекера с дороги Гора
Абрахам нацелен на Каперника, Гор в итоге получает мяч и прорывается сквозь коридор к тачдауну на 9 ярдов
Подобные розыгрыши заставляют тренеров соперника привлекать больше игроков для защиты от выноса «вовнутрь» ближе к линии скриммиджа, что дает простор движения самому Капернику. Его действия также зависят от поведения тай-энда, но само наличие варианта с выносом от атлетичного и скоростного квотербека дает защите противника дополнительный повод для головной боли.
Пример снова взят из матча дивизионного раунда против «Пэкерз». ЛаМаркус Джеймс – на позиции тэйлбэка позади Каперника, Миллер – с правой стороны.
Каперник ловит мяч, делает вид, что передает его Джеймсу и следит за действиями Клэя Мэттьюса. Миллер уходит налево и лайнбекеру путь к игроку с мячом.
Мэттьюс принимает трюк с передачей мяча за чистую монету и готов остановить Джеймса, но Каперник оставляет мяч себе и бежит сам по левому краю. Прекрасный блок Миллера, 16 ярдов ногами от пасующего.
Та же игра. Джеймс на позиции тэйлбэка, Миллер – фуллбэка.
После снэпа Каперник имитирует передачу и ждет реакции Эрика Уолдена (№93).
Уолден, благодаря отличному обманному движению и блоку Миллера (№49), теряет всякую ориентацию в происходящем и упускает Каперника, что приводит к забегу последнего на 56 ярдов и тачдауну.
«Пистолетное» нападение мгновенно превратило «Найнерз» в блестяще набирающую ярды по земле команду. Это серьезным образом повлияло и на построение пасового нападения команды. Опасность выноса заставляет лайнбекеров противника смещаться ближе к линии скриммиджа, что значительно облегчает глубину поля и предоставляет ресиверам достаточно свободы для получения мяча. Каперник, тем временем, в плей-офф (без учета Супербоула) набирал в среднем 9.5 ярдов за попытку паса при 63% реализации.
В следующем примере из матча с «Атлантой» «Сан-Франциско» использует уже знакомую расстановку, но все внимание теперь будет на занявшего позицию слот-ресивера Майкла Крэбтри.
После снэпа Каперника имитирует передачу мяча Гору, что привлекает внимание лайнбекеров соперника и выманивает их к линии скриммиджа. Крэбтри бежит вглубь поля по диагонали в свободную зону за спинами лайнбекеров.
Следует пас от Каперника, Крэбтри набирает 33 ярда.
Главным двигателем изменений, происходящих в НФЛ, являются не тренерский гений, не желание стать революционером игры и не чье-нибудь внезапное тактическое прозрение, но сами игроки и их таланты и способности, для реализации которых и становятся необходимы новые идеи. В описанном выше случае игру движет необходимость найти способ использовать по максимуму возможности нового поколения талантливых игроков вроде Колина Каперника или Роберта Гриффина. НФЛ продолжит брать на вооружение все новые идеи до тех пор, пока в лигу будут приходить игроки, готовые и способные эти идеи претворять в жизнь. Как сказал писатель-фантаст Уильям Гибсон «Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено».
* * * * * * * * * *
Bucky Brooks Colin Kaepernick, San Francisco 49ers maximizing Pistol offense
Chris B. Brown The future is already here: How the Pistol Offense is changing the NFL
ага-ага
будущее
настпило
грифинна ужде поломали - в этом сезоне доломают
копернику тоже не долго бегать