3 мин.

Вольфганг Пихлер: «Я ищу ядерные бомбы»

Вольфганг Пихлер носит синие брюки, синий пиджак с желтыми полосками, красный рюкзак на спине. С 1995 года он тренирует шведских биатлонистов, а недавно продлил контракт с федерацией до 2014 года. Пихлер – особая разновидность «домашнего» тренера. Его дом с мансардой находится в немецком Рупольдинге.

С помощью скайпа он наблюдает за подопечными, которые тренируются преимущественно в Рупольдинге. Другой подход невозможен. 55-летний специалист работает офицером немецкой таможни на границе Австрии и Германии. Биатлон, по его словам, лишь хобби.

С 15 часов до полуночи он ловит контрабандистов. По трассе A8 в Зальцбург проходит около 2000 машин – 10-15 процентов из них проверяют таможенники.

«Я ищу ядерные бомбы», – на полном серьезе заявляет Пихлер. Сотрудники таможни останавливают все машины, идущие в Иран. Осмотрев еще одну машину, Пихлер так и не находит оружие у турецкого экспедитора, везущего свой товар в Тегеран.

Пихлер с ужасом вспоминает службу до 1995 года – до вступления Австрии в ЕС. «Во время балканской войны это была «дикая» граница. Никто не хотел стоять на дороге в Венгрию и в Австрию. Здесь проходил балканский маршрут из Стамбула и Афганистана. Наркотики, сигареты, женщины, дети... Было очень много преступников. Раньше на этом посту работало 300 человек, сейчас справляемся силами 50 сотрудников», – рассказывает Пихлер.

За время работы ему приходилось принимать роды у женщины. Среди пассажиров балканского автобуса была беременная. «У нее отошли воды. Моя жена родила двоих детей, поэтому я знал, что надо делать», – говорит он с гордостью. Пихлер помогал женщине до приезда скорой медицинской помощи.

***

Отчет его работы в таможне начинается с 33-х лет. До этого он пятнадцать лет занимался лыжными гонками. Как и всех немецких биатлонистов и лыжников после завершения карьеры его ожидала военная служба, работа в полиции или таможня. Пихлер выбрал последний вариант.

Работая на полставки, он находит время для утренних занятий теннисом и тренировок. «Мои дети почти выросли. На таможне я работаю для себя. Я делаю это, потому что там моя свобода», – заявляет Пихлер.

200 дней в году Вольфганг находится в неоплачиваемом отпуске. Самоучка, одержимый биатлоном. И стремлением к успеху. Под его руководством Магдалена Форсберг стала самой успешной биатлонисткой всех времен, Анна-Карин Олофссон-Зидек выиграла Олимпийские игры в Турине, а Хелена Юнссон – Большой хрустальный глобус. Надо признать, у него лучше получается работать с женщинами.

«Женщины больше работают в принципе, они более последовательны, более серьезны, чем мужчины. Женщины на 100 процентов доверяют тренеру», – уверен Пихлер. Но рост результатов наблюдается и у мужчин – Бьорна Ферри и Карла Юхана Бергмана.

Его секрет успеха? Если Пихлера спрашивают, то в ответ получают триаду: «Работа, работа, работа». Он фанат дисциплины, другие называют его диктатором.

***

В его распоряжении было не так уж и много, когда он приехал в Швецию почти 15 лет назад. Ни целенаправленной поддержки, ни способных спортсменов, да и сам биатлон был придатком лыжных гонок. Но был талант – Магдалена Форсберг. С 1997 по 2002 годы она шесть раз выигрывала общий зачет Кубка мира. Сегодня биатлон в Швеции – это уже не шоу одного спортсмена. Появилась структура, база. Биатлон стал популярнее.

И все же это неравная борьба. «Как столярная мастерская против IKEA», – любит повторять Пихлер. Мануфактура против империи. Швеция выигрывает у России, Германии, Норвегии, стран, о бюджете которых Пихлер только мечтает. «У норвежцев бюджет в десять раз больше, чем наш», – объясняет Пихлер. Не забывая напомнить, что в его распоряжении примерно 400 тысяч евро.

Пихлер, который уже рассматривался в качестве тренера по лыжным гонкам женской сборной Германии, сейчас упоминается в качестве возможного приемника Уве Мюссигганга. Он и не скрывает, что это заманчивое предложение. А пока Пихлер дает такие нагрузки, что спортсмены других стран называют их «чрезмерными», помогает компаньону открыть ресторан в Рупольдинге и следит за всеми питьевыми запасами команды во время этапов Кубка мира. Вдруг кто-то подсыплет запрещенные препараты.

По материалам Aftonbladet, Stuttgarter Zeitung, Siste