Как научиться кататься на сноуборде
Как научиться кататься на сноуборде новичку? Рассказываем все, чему научились сами, и советуемся с опытным райдером – Женей «Жун» Ивановым, фристайлером и руководителем клуба New Star Athletes Club на фестивале спорта и музыки New Star Camp.
Почему важно учиться кататься с инструктором
Мы настоятельно рекомендуем обучаться с инструктором – так вы сразу учитесь правильной технике, а профессиональный учитель проводит вас по методике, раскладывая сложные элементы на простые и загружая вас только такими задачами, которые вы в этот момент можете выполнить.
Многие, кто начинают кататься с друзьями или самостоятельно, медленно прогрессируют и «закатывают» ошибки. Чем позже вы обратитесь к инструктору, тем больше времени ему потребуется для исправления устойчивых ошибок в технике. В конечном счете большинство тех, кто попробовал кататься самостоятельно, все равно обращается к инструктору. Чем раньше это сделаете, тем быстрее пойдет прогресс в катании.
Тем не менее, ниже вы найдете пошаговый план для правильного освоения сноуборда.
Несколько базовых советов
Не начинайте занятия со сложных элементов или высоких склонов. На всех горнолыжных курортах есть «инструкторские» или «учебные» трассы, которые предназначены специально для тренировки новичков. Длина такого склона – 60-150 метров, перепад высот – 15-25 метров, и этого достаточно, чтобы научиться правильно кататься.
Не катайтесь в джинсах и другой неподходящей для склона одежде. Теплые носки, непромокаемая мембранная куртка, штаны и перчатки – обязательны. Если не можете пока купить горнолыжную одежду, лучше взять ее в прокате. Обычно на самих курортах в прокат дают только оборудование, ботинки и шлем. Если нужна одежда, лучше обратиться в прокат в городе – так вы еще и сэкономите.
Не покупайте свою доску сразу. Первый сезон можно кататься на прокатных досках, пока не почувствуете разницу между разными бордами по геометрии, жесткости и прогибу. В прокате дают доски, которые легко прощают новичку ошибки, сглаживают недостатки его техники катания. Лучше потратить деньги на аренду, чем купить доску мечты по внешнему виду и потом обнаружить, что не можете ею управлять. О том, как подбирать доску под разные типы катания, мы писали в отдельном материале – эти знания вам пригодятся и до покупки своего борда, чтобы сравнивать ощущения от разных досок.
Никогда не катайтесь без шлема. Также рекомендуется надевать остальную защитную экипировку: наколенники, налокотники, протекторы для запястий, защитные шорты.
Выбор ведущей ноги
В досочных видах спорта важно, чтобы впереди была та нога, которой вы можете так хорошо управлять, чтобы задавать направление борду и выруливать в опасные моменты.
Ведущую ногу определяют с помощью воображаемых и практических тестов. Какая нога будет впереди, если вы после разбега прокатитесь по замерзшей луже? Какую ногу выставите вперед, чтобы не упасть, если вас кто-то подтолкнет в спину? Какую ногу ставите вперед на самокате, скейте или во время серфинга? Нога, которая оказалась впереди – ведущая, сзади – опорная. Это влияет на то, как вам выставят крепления на борде и какой стороной вы будете кататься.
Если выставляете вперед то левую, то правую ногу, попробуйте покататься обоими способами и на практике поймете, как вам удобнее.
Разминка
Перед первым спуском нужно хотя бы 5 минут уделить разминке, чтобы разогреть мышцы и связки. Базовая разминка начинается с шеи: выполняем наклоны головы вперед-назад и влево-вправо, растягивая мышцы.
Дальше переходим к плечам: махи руками влево-вправо, круговые вращения рук в плечевых суставах, вращение рук в локтях, вращение кистей.
Дальше идет корпус: наклоны влево-вправо, круговые вращения тазом. Ноги: подтягивание коленей к груди, выпады влево-вправо и вперед-назад с легкой динамикой, как будто вы пружините; приседания и несколько прыжков на месте с подъемом рук вверх.
Как правильно встать на сноуборде
Чтобы встать в базовую стойку, необходимо правильно закрепить ботинки в креплениях. Ногу нужно поставить максимально глубоко, вплотную к стенке крепления, в идеале – чтобы пятка ботинка прижималась к креплению и там не оставалось свободного расстояния. От этого будет зависеть ваше дальнейшие управление бордом: если нога болтается, вы не можете полноценно давить на крепление и не можете своим весом направить доску в поворот.
Первым крепится ботинок, надетый на ведущую ногу. Нужно застегнуть большую клипсу, убедиться, что нога не съезжает вперед, потом пристегнуть клипсу около носка. Удобнее делать это сидя, особенно первое время, но некоторые инструкторы советуют сразу учиться делать это стоя. В этом положении проще протолкнуть пятку к креплению и правильно поставить ногу, и умение делать это стоя сэкономит вам много времени и даст больше возможностей в дальнейшем на склоне.
Если пристегиваетесь сидя, придерживайте доску, чтобы она не съехала. После того, как пристегнете второй ботинок (в том же порядке), начинайте аккуратно подниматься в полный рост, балансировать и помогать себе руками, чтобы не упасть.
Правильная стойка
Правильное положение, когда вы стоите на сноуборде: плечи – вдоль линии сноуборда, ноги чуть согнуты в коленях, вес – примерно посередине доски. Если стоите на склоне – смотрите прямо перед собой, если едете – взгляд направлен в сторону движения. Нагрузку распределяем в соотношении 50:50 на каждую ногу. Если вы стоите на наклонной поверхности и начнете переносить вес на ведущую ногу, то начнете скатываться.
Стоять в таком положении на неровной поверхности долго не получится: придется балансировать, опираясь на задний кант, что чревато падением назад. Поэтому сноубордисты редко стоят после того, как пристегнули борд, обычно они сразу начинают спускаться. На склоне стоять еще сложнее – вас неудержимо будет тянуть вниз; поэтому если хочется отдохнуть на полпути, нужно сдвинуться к краю трассы, где вы не помешаете другим катающимся, и сесть на склон.
Даже на вершине склона есть места, которые кажутся плоскими, но такими не являются. Поэтому всегда ставьте доску поперек линии спуска, так как склон может быть направлен не строго сверху вниз, а иметь боковой уклон.
Езда на заднем канте сноуборда
Первый шаг – освоить спуск на заднем канте. Это упражнение также называется «плуг». Нужно перенести вес на пятки, чтобы сноуборд врезался в снег острым задним краем (кантом). В таком положении вы никогда не поедете быстро вниз, потому что буквально тормозите себя о склон. После вас на снегу должна оставаться ровная полоса шириной с борд, как будто вы ножом срезали масло.
Во время спуска давите в пятки. Если перенести вес ближе к носкам, то вас опрокинет вперед. Чтобы затормозить, нужно еще больше надавить назад.
Нужно спуститься на заднем канте так много раз, пока не почувствуете, что контролируете доску на протяжении спуска, она не «гуляет» под вами.
Езда на переднем канте
Следующий шаг – освоить спуск плугом на переднем канте. Для этого нужно сначала оказаться на переднем канте, лицом к склону. Можно развернуться спиной к спуску еще на плоской части склона, пристегнуться сидя, после чего встать и легкими прыжками или скатом на «плоской» доске вбок переместить себя к уклону. Еще один вариант – пристегнуться в обычном положении, сидя лицом к спуску, после чего оттолкнуться доской, перевернуться на живот прямо по снегу, и встать, отталкиваясь от склона.
После этого нужно спускаться вниз, соскабливая склон. Повторить столько раз, пока не уйдет страх упасть.
Женя Иванов: «После того, как освоите задний кант, нужно учиться «скоблить» на переднем. Лучше, конечно, делать первые шаги под чутким руководством инструктора. Как правило, хорошие инструкторы помогут и при необходимости придержат вас за руки во время скольжения вниз спиной на переднем канте, и вы будете кататься так и пытаться прочувствовать передний кант до тех пор, пока не появится уверенность и не пропадет страх».
Спуск на плоской доске
Плоская доска – положение, когда доска всей поверхностью скользяка касается склона. В этом положении вы быстро катитесь вниз, когда располагаете борд вдоль линии спуска.
Начните спускаться на плоской доске с самого низа склона, поднявшись буквально на 5-10 метров вверх по склону. Перепад высоты должен быть очень маленький. Можно спускаться только с одной прикрепленной ногой (ведущей), опорная нога вам здесь не понадобится. Нужно оттолкнуться опорной ногой от склона и перенести ее на борд, поставив сбоку от крепления «внутри», ближе к ведущей ноге. То есть в момент спуска обе ноги находятся на доске.
Небольшой наклон тела позволит вам направить доску влево или вправо. Главное – не сгибаться в пояснице, а наклонить весь корпус в нужную сторону. Спуститесь так несколько раз, пока не почувствуете уверенность. Этот навык поможет вам потом легко доезжать до подъемника на почти плоской части склона, когда спуск уже закончен, а также поможет в поворотах.
Спуск скольжением вбок
В этом упражнении нужно ехать на заднем канте, но не соскабливать склон прямо вниз, а ехать вниз и вправо, потом остановиться, сменить направление и спускаться вниз и влево. В момент остановки можно даже акцентировано затормозить, перенеся вес на пятки.
Для скольжения вбок нужно сильнее задавить пятку той ноги, что находится по направлению движения, не важно – опорная она или ведущая. Если надавить на пятку правой ноги, сноуборд поедет в правую сторону. Если перенести вес на левую ногу, доска поедет влево. Со стороны выполнение этого упражнения выглядит как падение листа с дерева.
Частая ошибка в этом упражнении – разбалансировка стойки. Колени должны быть чуть согнуты, вес равномерно распределен по центру. Спина должна быть прямой без прогиба в пояснице. Чтобы начать движение, вес переносится по направлению движения, но в момент езды возвращается возвращается обратно. Не нужно «зажимать» вес на передней ноге все время спуска, от этого просто сильнее увеличится скорость, а стойка испортится и вы запомните неправильное положение.
После того, как освоите спуск боком на заднем канте, то же упражнение выполняется на переднем канте.
Перекантовка, переход с заднего канта на передний и с переднего на задний
Чтобы перейти с заднего канта на передний при спуске, нужно сначала загрузить переднюю ногу, чтобы сноуборд поехал вбок и вниз. Причем в этом случае нужно выбирать сначала направление, совпадающее с вашей ведущей ногой. Если ведущая – правая, начинаем движение вправо.
В месте, где вы собираетесь повернуть, нужно начать давить на правый носок ботинка, по диагонали, одновременно подавая все тело немного вперед и сильнее сгибая колени. Продолжайте давить на носок правого ботинка, пока не почувствуете, что доска начинает идти по радиусу, закругляя траекторию. Вас автоматически развернет лицом к склону. В этот момент вы выравниваете вес обратно, а ноги распрямляете, возвращаясь в базовую стойку.
Соответственно, если ваша ведущая нога – левая, давить нужно на носок левого ботинка. Если не понимаете, куда именно давить, попробуйте давить не на носок, а голенью в верхнюю часть ботинка. Чтобы облегчить движение, можно также вытягивать руку в сторону спуска в момент поворота и следовать за рукой. После того как доска снова развернется поперек склона, руку нужно убрать вниз.
Чтобы перекантовываться с переднего канта на задний, нужно встать на передний кант, лицом к склону, и выполнить все то же самое в новом положении. Сначала вы начинаете спускаться скольжением вбок и вниз в сторону ведущей ноги – например, правой. В месте, где хотите перекантоваться, начинаете давить на правую пятку, сильнее сгибаете колени, вытягиваете руку в сторону поворота, продолжаете давить, пока доска заворачивается по радиусу, переходя на задний кант. Не забывайте после этого перенести вес обратно в центр, распрямиться, расслабить руки.
Для ведущей левой ноги нужно давить по диагонали влево в пятку, пока доска поворачивает через задний кант.
Повороты на сноуборде с переносом веса и связная езда
Полноценное катание на сноуборде – это последовательное выполнение предыдущих упражнений: сначала спуск скольжением вниз вбок на заднем канте, потом поворот перекантовкой с заднего канта на передний, спуск скольжением вбок на переднем канте, и, без остановки, перекантовка с переднего канта на задний и так далее.
Женя Иванов: «Залог хороших связанных поворотов – это плавность перекантовки. Плавность нарабатывается посредством того, что вы учитесь удлинять свои повороты, не боясь переносить вес с двух ног на переднюю во время совершения поворота (и обязательно возвращая вес на обе ноги после завершения поворота) и отпускать себя вниз по склону, набирая скорость, а затем не спеша переходить на другой кант и чувствовать, как кант доски врезается в снег, а радиус талии сноуборда начинает «рисовать» поворот.
При правильном выполнении таких поворотов вы не будете набирать скорость и сможете контролировать траекторию, выбирая свою линию, где при необходимости сможете «зарезаться» вверх по склону, тем самым сбрасывая скорость, и набирать ее, при необходимости «отпуская» себя вниз по склону на плоской доске.
В целом сноубординг учит нас «отпускать» и «доверять». Чем больше вы сопротивляетесь, тем больше совершаете ненужных, лишних движений, ваше катание выглядит рваным».
После того, как освоите связанные повороты, вы сможете полноценно управлять своей траекторией движения: кататься по всему склону по ширине, делать короткие прокаты и быстро съезжать короткими поворотами, объезжать лыжников, обгонять и притормаживать в любой момент.
Как тормозить на сноуборде
Чтобы затормозить при спуске на заднем канте, нужно перенести вес на пятки, поставив сноуборд на кант. При спуске на переднем канте наоборот, переносим вес на носки, закантовывая доску. Скорее всего, вы не сможете устоять в этот момент и через несколько секунд вас потянет вперед – будьте готовы согнуть ноги, присесть и мягко опуститься на склон, опираясь на колени.
Если вы несетесь вниз на плоской доске, когда скользяк полностью расположен на снегу, чтобы затормозить, нужно увести сноуборд вбок. Начните переносить вес на переднюю ногу, как при перекантовке, сноуборд уйдет в поворот. Если после того, как доска будет расположена поперек склона, не переносить вес в центр, выравнивая борд, а продолжить зажимать носок, то борд продолжит поворот по радиусу. В этот момент доска затормозит, так как вверх она проедет лишь несколько десятков сантиметров по инерции, а затем упрется в градиент склона.
Женя Иванов: «Важно понимать, что во время катания мы постоянно работаем коленями (не спиной!), они у нас как подвески машины. Входя в поворот, мы приседаем в коленях, выходя из поворота, разгибаем их, возвращаясь в комфортное положение. Компрессия сменяется декомпрессией.
Чем ниже вы окажетесь и компактнее будете при торможении, тем проще вам будет контролировать скорость, когда вы будете ставить доску на кант. При необходимости вы сможете очень быстро оттормозиться, распрямляя ноги в коленях и работая против скорости и силы притяжения».
Как правильно падать при езде на сноуборде
Женя Иванов: «Падения часто происходят, когда человек расслабился, устал или отвлекся. Падать нужно «вскользь», при этом не разбрасывая руки в разные стороны, а закрывая ими голову во время падения. При этом я всем рекомендую кататься в шлеме и в защите».
Чаще всего, падая назад, люди приземляются на руки и копчик. При таком падении нужно прижать подбородок к груди, округлить спину, быстро присесть, согнув ноги в коленях и сжаться в комок, а руками прикрыть голову или прижать их к груди. Чем ниже высота падения, тем меньше сила удара о землю.
Падая вперед, люди чаще всего приземляются на колени и выставляют вперед руки – и именно в этот момент ломаются кости запястья. Чтобы избежать этого, нужно сжать кисти в кулаки, прижать их к груди (или закрыть ими лицо) и быстро согнуть ноги. Чтобы смягчить падение, в момент, когда тело уже очень близко к склону, нужно вытянуться как пружина вперед, чтобы вместо удара вы проскользили по снегу на предплечьях.
Ошибки начинающих
Женя Иванов: «Самая распространенная ошибка, когда человек всегда едет с весом на передней ноге. В этот момент таз смещен вперед, соответственно смещен центр тяжести. Обычно человек пытается рулить, эпизодически «шкрябая» задней ногой. Как правило, все это сопровождается закрытым корпусом, то есть верхняя часть корпуса и плечи всегда остаются параллельны сноуборду, что сильно усложняет переход с переднего канта на задний. Все движения выглядят рваными и резкими. Не понимая, в чем проблема, люди могут кататься и мучаться так всю жизнь».
Сложно ли кататься на сноуборде и как быстрее научиться
Многим кажется, что научиться кататься на сноуборде – очень тяжело, гораздо сложнее, чем на лыжах. Лыжи действительно более естественны для человека: при катании лыжник смотрит вперед и двигается симметрично. На борде ехать нужно боком, часто сгибая ноги в коленях и выполняя несимметричные движения. Несмотря на то, что встать на горные лыжи можно за одно занятие, правильную технику придется оттачивать так же долго, как и в сноубординге. За счет этой простоты многие лыжники все время катаются неправильно, так как лыжи легче прощают ошибки.
Но есть и преимущество сноуборда: он развивает чувство координации, потому что постоянно нужно держать баланс. С этим связано большинство лайфхаков, которые упрощают обучение. Чтобы быстрее научиться, нужно просто не мешать доске тебя везти, расслабиться и не препятствовать ей силой.
Женя Иванов: «Сноубординг – это немножечко кунг-фу и немножечко танец. У тех, у кого все в порядке с балансом, у кого регулярно присутствует спорт в жизни в любом его проявлении, – больше шансов быстрее «понять» и освоить сноуборд.
Я обычно делю людей на две категории – теоретики и практики. Теоретикам прежде чем что-либо попробовать, необходимо разложить каждый элемент на составляющие подэлементы, разжевать, что за чем и почему. Они будут долго спорить, что уравнение в их голове не сходится с моими словами, и после аккуратных, математических доводов, примерно после 30 минут дебатов они попробуют сделать то, что нужно. Как правило, 90% таких людей будут радоваться результатам, улыбаться и спрашивать себя, зачем они спорили.
Куда легче людям-практикам – тем, кто умеет доверять и не боится совершать ошибки. Без ошибок в этом виде спорта никак… Падать – это нормально, главное делать это правильно. Невозможно научиться кататься на сноуборде без падений, поэтому чем раньше вы это примете и научитесь спокойно относиться к этому, тем скорее пойдет прогресс.
Баланс – это краеугольный камень в катании. Да и в жизни ведь все точно так же: нет баланса – полный хаос. Кататься в хаосе – сомнительное удовольствие.
Если баланса нет, есть множество упражнений, которые помогут его приобрести. Не нужно мучаться, у каждого упражнения есть подводящее упражнение. Главное – иметь чуткого наставника, который поможет обратить внимание на те или иные моменты в вашем катании.
Безусловно, мышцы и физическая форма тоже важны. Сноубординг – экстремальный вид спорта и без падений не получится научиться. Соответственно чем атлетичнее человек сложен, тем проще справляться с падениями. Чем выносливее, тем лучше, ведь большая доля катания проходит в статике».
Как понять, что вы научились, и что делать дальше
Женя Иванов: «Когда человек способен самостоятельно без риска для окружающих совершать спуски на трассах любой сложности, умеет контролировать свою скорость и знает как быстро оттормозиться в экстремальной ситуации, можно переходить к продвинутому катанию.
Кому-то нравится карвинг (очень быстрые спуски с поворотами малого радиуса, когда сноубордист буквально ложится на склон – прим. Sports.ru), кто-то тащится от прыжков и фристайл сноубординга, другим нравится фрирайд… Найдите то, что «вставляет» вас. Залог успеха при любом обучении – не бояться совершать ошибки».
Этот пост мы сделали совместно с нашими друзьями – спортивно-музыкальным фестивалем New Star Camp. В 2024 году он пройдет в Сочи в 15-й раз. С 25 по 31 марта гостей фестиваля будут ждать концерты Cream Soda, Антохи MC, Найка Борзова и других музыкантов, соревнования, кинопоказы, лекции и воркшопы.
Читайте также
Как одеваться для сноуборда? Какие аксессуары обязательны? Нужна ли защита?
Как выбрать маску для сноуборда? Какие бывают горнолыжные маски?
Как выбрать сноуборд? Руководство по подбору доски под разные стили катания
Лучшие горнолыжные курорты России: где покататься на лыжах и сноубордах этой зимой
Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»
Фото: newstarcamp.ru