3 мин.

30 лет назад трансляция матча «Ротор» – «Спартак» прервалась после победного гола. Из-за вооруженного захвата «Останкино»

3 октября 1993 года в Волгограде состоялся матч 30-го тура чемпионата России, в котором «Ротор» принимал московский «Спартак». Хозяева поля одержали победу со счетом 1:0 – единственный гол великолепным дальним ударом забил Александр Шмарко, приведя в восторг забитый под завязку стадион.

Но телезрители не смогли досмотреть эту игру.

Именно 3 октября 1993 года противостояние Бориса Ельцина и Верховного Совета Российской Федерации достигло своего пика, и вечером того же дня противники президента России попытались захватить телецентр «Останкино» с требованием предоставить им прямой эфир.

 В 19:26, сразу после гола Шмарко, трансляция матча «Ротор» – «Спартак» была прервана, и заметно нервничающий диктор «Останкино» Лев Викторов заявил о вооруженном захвате телецентра.

На следующий день Ельцин приказал взять штурмом Дом Советов. Танки расстреляли здание прямо с Новоарбатского моста, а БТРы катались прямо по полю стадиону «Красная Пресня». На турниках, расположенных внутри арены, сквозные дыры от пуль можно было наблюдать еще несколько лет назад.

На этом стадионе проводил домашние матчи футбольный клуб «Асмарал», который тогда играл в высшей лиге. Рассказывает полузащитник Глеб Панферов:

«Когда начались эти события, мы играли на Дальнем Востоке, с «Океаном» и «Лучом». Вернулись: стадион «Красная Пресня» закрыт – там убили кого-то. Когда нас, наконец, пустили на тренировку, мы обалдели: на поле – следы от танков, на стенах – от пуль. По слухам, владелец команды Аль-Халиди поддерживал путчистов, ему заморозили счета, он уехал из России, а нам перестали платить, и вскоре «Асмарал» вылетел».

Фанаты «Спартака», которые приехали в Волгоград поддержать команду, понятия не имели, что происходит в Москве. Вот воспоминания от одного из них:

«Мы не знали, что в ходе матча трансляцию вырубили – о блаженные времена, когда ни пейджеров, ни мобильников ни у кого не было, и мы были не в курсе происходящего. Народ вышел с трибуны и поехал в гостиницу отдыхать, а я решил пройтись по городу. Город праздновал победу, на подножках трамваев стояли и кричали радостные волгоградцы, а я в темноте шёл вперед. Захожу в гостиницу в розе, и меня останавливает дама: «Мальчик, ты из Москвы?» – «Ну да» – «А ты знаешь, что у вас в Москве война идет?» Шок.

Вы когда-нибудь попадали на выезд с нулем рублей в кармане, зная, что в вашем городе идет путч, стреляют и сражаются? Мне не доводилось. Все наши сидели в номерах и, как маньяки, упорно смотрели в телевизор, где показывали тот самый грузовик, который въезжал в двери «Останкина».

Обратный путь прошел отлично, все квасили, не щадя живота своего, и, поверите ли, почти каждый бокал поднимался за Бориса Николаевича Ельцина и за демократию. Наверное, здесь должен был быть рассказ о том, как народ с вокзала отправился к Белому дому и так далее, но его не будет – все очень устали и разъехались по домам».

Московские события октября 1993 года завершились принятием новой Конституции РФ согласно которой президент страны получил значительно более широкие полномочия. Так началась история новой России.

Еще больше настоящего футбола в нашем олдскульном телеграм-канале и Ютубе!