Игрище миллионов. Сколько стоят «Спартак», «Зенит» и «Анжи»
В минувшее трансферное оконце футбольный клуб «Анжи» потратил чуть больше, чем 50, 5 миллионов долларов. Это по данным transfermarkt.de. В моей уютной вселенной компания, которая раз в год (а то и два) позволяет себе такие траты, должна стоить по меньшей мере миллиард. Хотя и понятно, что это инвестиции, которые никогда не окупятся.
И все равно интересно, сколько могут стоить российские футбольные клубы. «Зенит», который тратит гигантские миллионы на Халка и Витселя, «народный» «Спартак», клубы из нижней части турнирной таблицы. Вон, Андрей Пашков приобрел кипрский оффшор, которому де-юре принадлежат самарские «Крылья», за 80 тысяч рублей. Мы сейчас опускаем все этические детали этой сделки и смотрим на нее лишь с экономической точки зрения. И все ведь – болельщики, журналисты – возмущались. Дескать, как такое может быть, как можно стать владельцем клуба РФПЛ за 80 тысяч рублей? Оказывается, можно.
В эту пятницу в программе удалого Миши Фишмана «И так далее» вышел сюжет о том, за сколько можно было бы купить российские футбольные клубы. При условии, что их владельцы решили избавиться от них #прямосейчас.
Честно говоря, меня эти суммы слегонца шокировали. Потому что они маленькие. Итак, почему «Спартак» стоит 220 миллионов долларов, а «Зенит» – 340?
Стоимость клубов считают Дима Навоша и Андрей Червиченко. Первый предлагает совершенно новаторский способ производить расчеты, исходя из стоимости «Манчестер Юнайтед» и количества болельщика команды Алекса Фергюсона. Второй подходит к делу эмпирически, как-никак на своем веку он продал два футбольных клуба.
Червиченко первым делом считает стоимость инфраструктуры клуба. Стоимость футболистов – основного актива любого ФК – слишком условна: «Сегодня он стоит 15 миллионов, завтра он сошел с ума / влюбился / сломал ногу». Тем более, на большинство из них отсутствует устойчивый спрос.
В принципе, со стадионами похожая история. В строительство стадиона «Спартак» Федун вложил-вложит 500 миллионов доларов. Если продавать клуб вместе с ним, то это гигансткие деньги. Да вот незадача, стадионы в нашей стране не покупаются и не продаются, покупательский спрос на них отсутствует. Зато аокруг стадиона, на принадлежащих ему 122 га земли, компания Федуна сможет построить элитное жилье, торговый центр и еще кучу всего и таким образом отбить все деньги, потраченные на клуб.
Кстати, с этой точки зрения самым перспективным выглядит проект стадиона «Динамо» – «ВТБ Арены». Расположение с лихвой компенсирует количество квадратных метров Тушинской поймы. Там действительно очень многообещаюший с экономической точки зрения район – в радиусе нескольких километров нет ни одного крупного ТЦ, зато много гостиниц и жилых домов. Такую схему постройки, как вы помните, мечтал осуществить еще Юрий Заварзин, гендир «Динамо» с 2002 по 2006 год. Поэтому мне совершенно непонятно, почему строительство «ВТБ Арены» не идет полным ходом.
Конечно, полученные нами цифры несколько условны. Реальная стоимость, например, «Спартака» станет известна, только когда клуб выйдет на IPO. Наверняка, она будет отличаться от нашей на небольшое количество миллионов. Но мы уже привыкли, что миллионы, не миллиарды, – сущие копейки для нашего футбола, разве нет?
PS. Смотрите “Дождь”. Как говорит Герман Ткаченко, “мы интересные”.
PPS. В эту пятницу, пока я погружалась в экономические дебри росфутбола, в студии «Спорта на Дожде» состоялся важный разговор: «РФС vs футбольные агенты. Кто пилит деньги в российском футболе». Участники – Костя Генич, Алишер Аминов, агент Роман Орещук и Никита Белоголовцев.
Футбол в России - меньше чем футбол