6 мин.

«Роналду сказал, что я забью победный гол». Сказочный герой финала Евро

Владислав Воронин – об Эдере, который никогда не забивал за Португалию в официальных матчах.

alt

Три месяца назад португальские болельщики освистали Эдера как последнего позорника. Это случилось во время товарищеского матча против Бельгии (2:1), стоило бедному форварду подняться со скамейки и выйти на последние полчаса. Главное, что тонна бешеной ярости скатилась на Эдера не из-за какого-то отвратительного поступка или ошибки. Просто он давно казался всем карикатурным португальским форвардом-неудачником, который много носится по полю и мало забивает, а фанаты так отчаялись в ожидании нового Нуну Гомеша, что выплеснули всю многолетнюю боль и разочарование. Накипело.

Эдер как раз только выползал из длительного кризиса. В первой половине сезона-2015/16 он поражал АПЛ вопиющей бесполезностью: в 13 матчах за «Суонси» – 0 голов, 0 голевых передач, всего 4 удара, только 1 в створ. Когда на излете зимнего трансферного окна Эдер вдруг переехал в «Лилль», руководству французского клуба даже пришлось обосновывать странный выбор перед смущенными болельщиками. Топ-менеджер Жан-Мишель Ван Дамм докладывал: чудес не ждем, но экономически такой риск оправдан, потому что парень может раскрыться.

Все так и получилось. Рядом с Софианом Буфалем и Морганом Амальфитано Эдер будто проснулся: он умело использовал скорость и мощь для рывков в штрафную; несмотря на габариты (188 см, 85 кг), носился по всем зонам атаки; и, в конце концов, настрелял 6+4 в 13 играх. В мае «Лилль» выкупил Эдера у «Суонси» и подписал с ним 4-летний контракт.

«В Англии я сначала никак не мог привыкнуть к новому чемпионату, потом получил травму, а после этого еще сменился тренер, – перечислял сложности Эдер. – В общем, я был не в порядке, а во Франции снова проявил многие качества, которые будто ушли в спячку».

Эдер выкарабкивался и из более драматичных ситуаций, так что было бы странно, если бы он скис после полугодичного провала в Уэльсе.

Он родился в Гвинее-Бисау, около трех лет вместе с семьей переехал в Лиссабон. Мама и папа бежали от африканской разрухи и бедности, но никак не могли найти достойную работу. Чтобы гарантировать сыну приличное образование, пришлось отдать его в специальный интернат O Girassol на окраине Коимбры. Там Эдер прожил с 8 до 18 лет: каждый день вставал в семь утра, ездил в колледж на желтом детском автобусе, а по возвращении делал уроки под присмотром воспитателей, занимался музыкой, рисованием и развлекался другими развивающими активностями. По сути очень похоже на детский дом – только родители живые и адекватные, всех пацанов отдавали в интернат исключительно из-за проблем с деньгами. Мамы и папы надеялись найти хорошие зарплаты, но, как правило, оставляли детей в интернате до самого выпуска.

«Расти не в семье было сложно, но очень полезно и для созревания личности, и для футбольной карьеры. Да, было сложно, когда я видел, что почти все сверстники живут в полноценных семьях, но зато я все узнавал сам – сам ошибался, сам делал выводы. О Гвинее-Бисау я уже ничего не помню, потому что мне было два с чем-то года, когда мы уехали. Всю жизнь я провел в Португалии, так что логично, что я выбрал именно ее сборную», – отмечал Эдер.

В интернатовские времена Эдер поклонялся Роналдо и воображал себя бразильским магом, отбивая все стены колледжа мячом. Иногда сказывался недостаток техники, и мяч соскальзывал с траектории, разбивая окна на первом этаже – за это воспитатели прописывали хлесткие подзатыльники, таскали за ухо и запрещали смотреть телевизор перед отбоем. Но португалец не унимался и снова пинал мяч.

Когда Эдеру стукнуло 11, его заметил тренер маленькой академии из Коимбры. Руководство интерната не особо впечатлилось этой идеей, но все-таки отпустило Эдера на просмотр, а потом разрешило кататься на тренировки. Если парень забивал в контрольных матчах, владелец местной мясной лавки дарил ему сочный кусок мяса, что считалось невероятной удачей.

В восемнадцать Эдер получил первый профессиональный контракт, но хорошие стейки по-прежнему оставались для него роскошью: команда третьего дивизиона «Туризенсе» давала 400 евро в месяц, триста из них португалец отправлял матери, а 100 оставались на мелкие расходы. В низших лигах Эдер забил 18 голов и пробился в крупнейшую команду региона – «Академику», с которой в 2012-м выиграл Кубок Португалии. Потом прогремел переход в «Брагу».

«В «Браге» все начиналось сказочно: я забил 13 голов и сделал 3 ассиста в первых 18 играх, меня вызвали в сборную. Когда позвонил тренер, я собирался обедать, но сошел с ума от услышанной новости и забыл о голоде. В следующие два-три часа просто не мог есть. Вскоре после этого случилась травма крестов, я пропустил полгода, и следующий сезон был уничтожен другими повреждениями. Началась черная полоса, я не мог найти свою игру», – рассказывал форвард.

alt

До финала Евро-2016 Эдер ни разу не забивал за сборную в официальных матчах – стрелять удавалось только в товарищеских (трижды). Впервые Эдер отличился за Португалию в игре против Италии в июне прошлого года (1:0). В тот день Криштиану Роналду дали выходной: накануне он оформил хет-трик и в одиночку победил Армению (3:2). «Каждую команду, где играет Криштиану, всегда будут называть Роналдузависимой. Но мы показали, что мы настоящая команда», – сказал тогда тренер Фернанду Сантуш.

Спустя год Португалия снова играла без Роналду, и снова забил Эдер – только на этот раз это был финал чемпионата Европы, а лучший португалец современности получил травму и нервничал на скамейке.

«Криштиану сказал мне, что я забью победный гол. Роналду придал мне уверенности, сил и позитивной энергии, – рассказал Эдер в микст-зоне «Стад де Франс». – Да, возможно, мы были не самыми зрелищными и техничными на турнире, но мы пахали, работали друг за друга. Португальский народ заслужил такое счастье».

До финала Эдер сыграл на Евро-2016 только 15 минут: семь против Исландии, восемь – с Австрией; во всех матчах плей-офф он безвылазно сидел на скамейке. Не сойти с ума от напряжения помогало чтение работ по нейропсихологии и развитию личности. Их Эдеру порекомендовала Сюзана Торрес – ментальный наставник и тренер по личностному росту из банковской сферы. С ней португалец работал на протяжении полугода.

Тренер Фернанду Сантуш после финала объяснил, что заставило его выпустить Эдера в такой важный момент: «Травма Криштиану немного изменила наши планы. Я делал ставку на то, что Нани будет действовать впереди, а Куарежма – слева. Но в середине второго тайма понял, что надо выпустить именно Эдера, потому что он может придержать мяч впереди и продавить защитников. И у него все получилось. Из гадкого утенка он превратился в прекрасного лебедя».

При сумасшедшем праздновании гола Эдер нашел время для традиционного маневра: достать спрятанную (то в гетрах, то на скамейке) белую перчатку, натянуть ее на руку и поприветствовать трибуны. Кто-то ищет в этом секретные символы или поклонение Майклу Джексону, а португалец настаивает, что никакой загадки нет. Он делал это и в «Браге», и в «Лилле». Просто традиция.

alt

Забавно, что перед стартом Евро Эдер почти не верил в свой успех и даже шутил на эту тему.

– Я стану лучшим бомбардиром. Почему нет? – со смехом сказал он на пресс-конференции 11 июня. – А если серьезно, то здесь много сильных игроков – Роналду, Левандовски, другие ребята.

Теперь португальцам наверняка будет стыдно за тот свист в конце марта. В ночь на понедельник Эдер стал легендой.

Роналду стал тренером и выиграл Евро-2016

Фото: Global Look Press/Bai Xuefei/ZUMAPRESS.com, Panoramic/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst