12 мин.

Ким Чен Ын и еще 24 политика, фанатеющих от баскетбола

Фото: REUTERS/KCNA

Визит Денниса Родмана в Северную Корею акцентировал внимание на любви Ким Чен Ына к баскетболу. Блог «Фонарь» вспоминает других политиков, уважающих игру.

Ким Чен Ын (лидер Северной Кореи)

Когда Ким Чен Ын появился в швейцарской школе под чужим именем Ун Пак, он уже был облачен в фуфайку «Буллс» и всячески фанател от Майкла Джордана. Было это в начале 90-х: культ «Его Воздушества» гремел по всему миру, и будущий диктатор отдался страсти, покорившей многих – он сам играл в баскетбол, представлял себя на площадке тем самым игроком под номером «23» и бредил игрой, подчас забывая обо всем остальном.

Любовь детства осталась с Ким Чен Ыном на всю жизнь. Мечта осуществилась: спустя 20 лет один из кумиров юности Деннис Родман приезжает к нему в гости, называет его своим лучшим другом и трогательно (кошмарно?) поздравляет его с днем рожденья.

Роберт Яворски (филиппинский сенатор)

Роберт Яворски – самый популярный баскетболист в истории Филиппин. Родившись в Польше, он оставался важной частью филиппинского баскетбола на протяжении 23 лет – сначала в качестве одного из лучших игроков (MVP 1978), затем играющего тренера. Помимо всяческих индивидуальных регалий и статуса одного из 25 лучших баскетболистов Филиппин всех времен, (а также прозвища «Большой Я», намекающего на его схожесть с Оскаром Робертсоном) в его коллекции также два золота чемпионата Азии.

В 98-м, проведя последний матч в возрасте 50 лет, Яворски выиграл выборы в сенат и переключился с работы тренера на экономические и политические вопросы.

Лионель Жоспен (бывший премьер-министр Франции)

Баскетбольная карьере Жоспена завершилась еще в университете, но любовь к игре осталась на всю жизнь. И была оценена по достоинству даже Тони Паркером.

Барак Обама (президент США)

Действующий президент США идет по жизни с мячом в руке: плакат с Джулиусом Ирвингом на стене, первый данк в 16 лет, любовь к «Чикаго», обязательная тренировка в день выборов, знакомства с лучшими баскетболистами планеты. Пребывание в Белом доме автоматически сделало его частью НБА: в отличие от других президентов, которые уделяли лиге лишь один день в году (для встречи с чемпионами), Барак Обама присутствует постоянно – получая поддержку, выступая с экспертным мнением, давая прогнозы, появляясь на матчах, тусуясь со звездами и даже страдая от баскетбольных повреждений.

Эшли Джадд (активистка демократической партии)

Известная актриса – непременный участник матчей любимых «УайлдКэтс». Джадд постоянно сидит в студенческом секторе, активно переживает за команду и даже пишет колонки о самых драматичных матчах Кентукки.

Кондолиза Райс (бывший госсекретарь США)

«Железная леди» американской политики не только активно следит за спортивными событиями, но и старается принимать посильное участие в деятельности самых разных лиг. Помимо тесной завязки со студенческой лигой по американскому футболу (не так давно ей даже предлагали стать комиссионером конференции Pac-10), Райс плотно следит за баскетболом (ее сердце разрывается между «Стэнфорд Кардиналс» и «Коннектикут Хаскис») и всячески ратует за продвижение женской НБА. Она даже выступила в поддержку последней в трогательной колонке под названием «Почему я люблю женскую НБА».

Билл Клинтон (бывший президент США)

Обама – не первый президент США, помешанный на баскетболе. Просто у него особенные связи с НБА. Билл Клинтон в бытность президентом тоже сходил с ума, только концентрировался на NCAA, за что даже получил прозвище «президент Мартовского безумия».

Выпускник Джорджтауна совершенно не ограничивает свои интересы лишь альма-матер: ему нравится студенческий баскетбол в целом, и он старается не пропускать ни одного матча «Безумия». Помимо брэкетов, прогнозов и прочего Клинтон участвует в жизни университетского баскетбола и напрямую: то встретится с Джоном Калипари, то нагрянет в раздевалку Луисвилля, то напишет ободряющее письмо Крису Уэбберу.

А еще в середине 90-х Клинтон продвигал проект «ночной баскетбольной лиги», которая позиционировалась им как средство для снижения уровня уличной преступности.

Панайотис Фусулас (бывший мэр Пирея)

Один из лучших «больших» в европейском баскетболе сменил победы на баскетбольной площадке (титул чемпиона Евролиги в 97-м, чемпиона Евробаскета в 87-м) на политические успехи. Яркая харизма особенно пригодилась центровому на выборах мэра Пирея.

Андреас Ловердос (бывший министр здравоохранения, бывший министр труда Греции)

Парламентарий, профессор, президент новой политической партии и бывший министр в прежних правительствах Греции и сам играет в баскетбол, и поддерживает «Олимпиакос» – даже пишет о любимой команде на своем сайте.

Сергей Иванов (глава администрации президента РФ)

Как известно, Сергей Иванов любит в жизни три вещи: балет, леопардов и баскетбол. С балетом и леопардами все нормально (надеюсь), поэтому их можно любить чисто платонически, а вот российский баскетбол таков, что любить его можно, лишь принимая непосредственное участие в процессе (он же не для болельщиков, а для действующих лиц). Потому глава администрации президента использует свое влияние, дабы повысить собственный интерес к процессу – следит, чтобы ЦСКА был по полной обеспечен, вместо местечкового чемпионата России придумает межпланетный турнир под скромным названием лига ВТБ и вообще следит, чтобы никакие там деятели из «Газпрома» не занимались самодеятельностью.

Клод Уизелер (член социальной народной партии Люксембурга, министр в правительстве Жан-Клода Юнкера)

Клод Уизелер из Люксембурга не ограничивает себя политическими амбициями. Будучи министром транспорта и развития страны, он являлся и президентом местного «Расинга».

Сын Уизелера Фрэнк играл в университете Дрэйк и подавал надежды, пока не порвал ахилл.

Джон Эдвардс (бывшей сенатор Северной Каролины, кандидат в президенты)

В 2004-м Эдвардс выдвигался в качестве кандидата в вице-президенты вместе с Джоном Керри. Шесть лет перед этим он провел в Северной Каролине, где заслужил репутацию одного из самых пылких болельщиков «Тар Хилс». По слухам, он даже использовал свой пост, дабы получать билеты на матчи команды Северной Каролины.

Кириакос Мицотакис (министр административных реформ и электронного правительства Греции)

Выходец из семьи греческих политиков Кириакос Мицотакис не скрывает своей любви к баскетболу и играет за команду парламентариев.

Бенигно Акино III (президент Филиппин)

15-й президент Филиппин полностью разделяет страсть своих соотечественников к баскетболу и не стесняется использовать ее для укрепления своего имиджа. Даже в новогоднем поздравлении Акино прозвучала нестандартная мысль: он сравнил прошедший год для островитян с последними двумя минутами баскетбольного матча. И, что самое прекрасное, был правильно понят.

Таль Броди (член партии «Ликуд», посол доброй воли)

Таль Броди всегда старался держаться в стороне от политики, но в 2008 году отозвался на предложение Биньямина Нетаньяху и принял участие во внутренних выборах в партии «Ликуд». Те выборы он проиграл (отметив, что израильтяне предпочитают профессиональных политиков даже таким легендарным персонажам, как он), но с 2010 года обрел себя в качестве посла доброй воли Израиля.

Попытки абстрагироваться от политических процессов в случае Броди выглядят даже странновато. Его заслуги как одного из величайших баскетболистов Израиля и его победы вместе с «Маккаби» неотделимы от истории страны и ее борьбы за признание, а его фраза «Мы на карте, и мы остаемся на карте — не только в спорте, но и во всем!», произнесенная после победы над ЦСКА в финале Кубка чемпионов 77-го уже тогда сделала его видным политическим деятелем.

Борис Тадич (президент Сербии, 2004-2012)

Будучи подростком, будущий президент Сербии занимался водным поло в школе белградского «Партизана». Карьеру пришлось завершить из-за травм, но клубных пристрастий Тадич не изменил и сосредоточился на баскетболе.

Ивица Дачич (премьер-министр Сербии с 2012-го)

Чувства Тадича более чем понятны и Ивице Дачичу. Нынешний премьер-министр Сербии даже занимал должность президента «Партизана» в середине 2000-х.

Фредрик Райнфельдт (бывший премьер-министр Швеции)

Учась в школе, Фредрик Райнфельдт понял ошибочность любви к футболу и целиком отдался баскетболу. Профессиональная карьера не сложилась: потом была армия, членство в партии, алкоголизм, но первая любовь – она же самая сильная.

Михаил Прохоров (Основатель и председатель партии «Гражданская платформа»)

Любовь к баскетболу в Михаиле Прохорове пробудил Александр Гомельский: ЦСКА нуждался в спонсоре, и «папа» после нескольких неудачных лет нашел того, кто вернул клуб на вершину европейского баскетбола. Потом ЦСКА Прохорову поднадоел, и в его жизни появился американский баскетбол в форме бедовых «Нетс».

Именно на этом моменте Прохоров-бизнесмен решил стать Прохоровым-политиком: организовал партию и начал выдвигаться в президенты. Получилось даже так, что политические амбиции пришли в разногласие с его увлечениями: Прохоров собирался попробовать себя в качестве московского мэра и даже был готов расстаться с зарубежными активами (и «Нетс»), но то ли не успел, то ли предпочел баскетбол и бизнес.

Александр Вучич (первый заместитель премьер-министра Сербии с 2012-го)

Один из самых влиятельных сербских политиков сочетает необходимую по должности дипломатичность с безумной любовью к «Црвене Звезде».

Яннис Иоаннидис (член партии «Новая Демократия», заместитель министра культуры и спорта Греции)

Яннис Иоаннидис – член баскетбольного Зала славы Греции и в качестве тренера, и в качестве игрока. Феноменальную карьеру баскетбольного специалиста (18 титулов) он завершил в 2003-м, отработав в национальной сборной, после чего подался в большую политику.

Андрюс Купчинскас (мэр Каунаса)

Мэр Каунаса, со всеми вытекающими отсюда последствиями: сам играет в баскетбол, активно болеет и даже является почетным членом клуба.

Джакайя Киквете (президент Танзании)

В молодости баскетбольные таланты президента Танзании были столь заметны, что его имя до сих ассоциируется с игрой. Побывав у него в гостях, Джордж Буш торжественно вручил ему кроссовки Шакила О’Нила. Ответный визит ознаменовался посещением матча женской НБА.

Мило Дуканович (премьер-министр Черногории)

Действующий президент Черногории начинал свою жизнь в качестве баскетболиста (196 сантиметров роста тому явно сопутствовали), но потом – еще в школе – вступил в партию и зашагал по политической лестнице. Главная любовь детства осталась с Дукановичем на всю жизнь: он по-прежнему болеет за баскетбол и даже возглавлял федерацию баскетбола в Черногории.

Кевин Джонсон (мэр Сакраменто)

Если вынести за скобки Сергея Иванова, то Кевин Джонсон – политик, оказавший наибольшее влияние на баскетбол в мире. Мэр Сакраменто не мог допустить того, чтобы в его городе отсутствовала команда НБА, а потому почти два года не на жизнь, а на смерть бился с братьями Малуфами, искал инвесторов, договаривался с лигой и все же удержал команду, которая уже фактически сидела на чемоданах.

Это было даже посильнее, чем данк через Оладжувона.