Шэрон Стоун похвалила Трусову за особый трюк. Рассказываем, какая красота есть в фигурном катании кроме прыжков
Наш мини-сериал про фигурное катание, который мы делаем вместе с Ozon, продолжается! В прыжках и их технике мы уже разобрались, на очереди – другие, не менее захватывающие элементы фигурного катания.
Несмотря на то, что в современном фигурном катании многие привыкли смотреть только на прыжки (особенно это касается одиночного), в этом виде спорта существует множество других красивых и сложных элементов, без которых программы смотрелись бы блекло и неинтересно.
Например, вращения, спирали, твизлы и различные связующие элементы.
Давайте разбираться, что это и как выглядит.
Вращения
В фигурном катании существует несколько типов вращений – от самых базовых и простых (вращение стоя или сидя), до более сложных (бильман, либела, заклон).
• Бильман. Исполняя его, фигурист вращается на одной ноге, поднимая вторую за спиной и удерживая ее руками за конек. Для исполнения этого вращения требуется великолепная растяжка, поэтому мужчины его делают гораздо реже, чем женщины.
Назван элемент в честь швейцарской фигуристки Дениз Бильман, которая исполняла это вращение с идеальной техникой, большим количеством оборотов и максимальной растяжкой. Интересно, что Бильман вообще большую часть произвольной программы посвящала вращениям – например, в 1981 году в программе она сделала 105 оборотов во всех вращениях со скоростью 1,8 оборота в секунду. А бильман же стал ее визитной карточкой.
Удивительно, но Дениз была далеко не первой, кто исполнил это вращение, хоть оно в итоге и было названо в ее честь. Впервые бильман покорился советской фигуристке Тамаре Москвиной (тогда – Братусь) в 1960-м, то есть почти за 20 лет до швейцарки.
Кто первый исполнил бильман из мужчин – неизвестно, однако в мужском катании выполняется он крайне редко. В 1996-м впервые вращение сделал Евгений Плющенко, позже его исполняли Денис Тен, Джейсон Браун и Юдзуру Ханю.
• Либела (по английски – Camel Spin, то есть «вращение верблюда»). При его выполнении свободная нога фигуриста вытянута назад параллельно льду, образуя с корпусом прямую линию. У этого вращения множество вариаций, которые зависят от положения рук, головы и свободной ноги. В одной из вариаций свободная нога и голова фигуриста соприкасаются, образуя кольцо.
До сих пор не известно, откуда взялось название этого вращения. Одни считают, что оно произошло от названия самолета времен Первой мировой – Sopwith Camel, хотя и не ясно, в чем именно связь (возможно, в том, что положение фигуриста в либеле напоминает положение этого самолета во время полета).
Другие же считают, что элемент изобрел австралийский фигурист по фамилии Кемпбелл, а со временем Campbell spin (вращение Кемпбелла) превратилось в Camel spin (вращение верблюда).
Но самая распространенная теория состоит в том, что вращение изобрела британка Сесиллия Колледж, впервые исполнив его в 1935 году.
Прыжок в либелу (прыжок, после приземления переходящий во вращение) первым сделал американец Дик Баттон в 1940-м. А француженка Жаклин дю Биф случайно изобрела «качающуюся» либелу, когда однажды потеряла равновесие на въезде во вращение.
• Еще два типа вращений – заклон и волчок.
Во время заклона фигурист прогибается спиной и головой назад, свободная нога «вывернута» наружу и тоже вынесена назад. Вариаций у заклона тоже много, одна из них – колечко, когда фигурист рукой держит конек свободной ноги.
Как и, вероятно, либелу, этот элемент изобрела Сесиллия Колледж.
Вращение волчок выполняется из положения сидя на одной ноге – свободная нога вытянута вперед, либо немного согнута.
Волчок – один из самых древних элементов в фигурном катании. Впервые волчок сделал американец Джексон Хейнз еще в конце XIX века. Интересно, что именно Хейнз считается одним из изобретателей современного фигурного катания вообще (он первым совместил танцы и конькобежный спорт, привинтив лезвия коньков к сапогам).
Твизлы
Твизлы (с английского twizzle переводится как «мерцание») – один из способов перемещения фигуриста по льду, своеобразный микс из вращений и дорожки шагов.
Во время твизлов фигурист быстро вращается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки, одновременно перемещаясь вперед или по дуге (в этом их основное отличие от обычных вращений). Один твизл – это полный оборот на 360 градусов. Чаще всего твизлы исполняются в сериях.
В твизлах не должно быть выраженной работы опорного колена или бедра.
В одиночном катании твизлы используются в качестве связки между разными элементами (заход на прыжок, выезд из прыжка, заход на вращение и тд) и просто для украшения и для заполнения программы.
Твизлы исполняют как в одиночном и парном катании, так и танцах на льду, но именно в танцах дорожки (или серии) твизлов являются обязательным элементом. Во время твизлов фигуристы часто меняют направление вращения, положение рук.
В танцах, помимо качества исполнения, в сериях твизлов важна еще и синхронность. При этом твизлы исполняются настолько быстро, что фигуристам приходится надеяться на мышечную память и чувство партнера. К примеру, олимпийская чемпионка из США Мэрил Дэвис призналась, что понимала положение партнера Чарли Уайта во время серии твизлов по звуку коньков на льду.
Спирали
Изначально спирали был нужны, чтобы рисовать коньками на льду сложные фигуры (а в этом и был смысл первых соревнований). Фигурист выполнял элемент так, чтобы чертить на льду плавно изгибающиеся дуги или спирали.
Сейчас рисунок на льду уже не имеет значения, но спирали в спорте остались. Спираль – длительное скольжение на одной ноге в неизменной позе с поднятой свободной ногой. При этом опорная нога стоит на одном из ребер конька (внутреннем или внешнем), за счет чего фигурист едет не четко прямо, а по дуге. Вариантов исполнения спиралей – множество.
Основная спиральная позиция – арабеск. В этой позиции свободная нога фигуриста вытянута назад и вверх (насколько позволяет растяжка), руки расставлены широко в стороны.
К спиралям относят также и длительные скольжения на двух ногах, которые часто используются как связующие элементы и просто в качестве украшений программы. Из них можно выделить следующие:
• Кораблик (по-английски – spread eagle, распростертый орел) – скольжение на двух коньках, поставленных в одну линию пятками друг к другу. Может выполняться как на внешних ребрах, так и на внутренних.
• Ина Бауэр (или просто Бауэр) – элементы названный в честь немецкой фигуристки, которая его изобрела. При выполнении элемента левая нога чуть выставлена вперед, руки вытянуты вверх, корпус прогибается назад.
Интересно, что сама фигуристка Ина Бауэр в фигурном катании почти ничего не выиграла – у нее нет медалей с крупных международных турниров.
• Кантилевер (в переводе с английского – кронштейн или консоль) – исполняется сидя, с широко расставленными согнутыми ногами и глубоким прогибом назад так, что тело оказывается параллельно льду и максимально низко.
Кантилевер был изобретен швейцарскими фигуристами-комиками Фриком и Фраком (Вернером Гробли и Хансруэди Мохом), которые в 1940-х выступали с ледовыми шоу.
Сейчас эффектный кантилевер исполняет Александра Трусова. Недавно ее кантилевер отметила даже голливудская актриса Шэрон Стоун (репостнула в инстаграме видео с показательным номером на песню Game of Survival).
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Да и у парней кантилевер гораздо более выигрышно смотрится, тот же Шома Уно.
Казалось бы, в фигурном катании так много красоты. Да и спортсменок, создающих истинное волшебство на льду каждым своим движением не одна, хотя каждая из них уникальна. Да и статья на самом деле ни разу не о Трусовой.... Не знаю, с каких это пор Шерон Струн считается специалистом по красоте, по фигурному катанию и по красоте в фигурном катании, но очень сомневаюсь, что она знает, что такое кантилевер - ни в микроскопе, ни в фигурном катании. Разве что в прямом и непосредственном значении этого английского слова. Но раз уж сама ШЕРОН СТОУН заявила, что это эстетично, с завтрашнего дня новое движение завоюет все дискотеки мира. И непременном исполнении исключительно в миниюбках.
Что же касается Саши.... Я с огромным уважением отношусь к её трудолюбию. С огромной печалью - к её стремлению выгрызть медаль любыми средствами, не глядя, по каким головам для этого придется пройти. И от раза к разу все больше убеждаюсь, что никакая реклама, никакие деньги, никакие скандалы и отдельные правила не сделают определённые позы, плохо продуманные по контексту программы, музыки и образа уместными и красивыми, резкие и атлетичные движения женственными, отсутствие музыкальности - новой трактовкой старой мелодии, а скандалиста, барыгу и шоумена-инстаграмщика - тренером.
по-моему, вы перепутали с twinkle ("twinkle, twinkle, little star" итд). :) to twizzle -- это, собственно, "вращать", "крутить".