Война Сенны с «Маклареном» вогнала команду в убытки в 93-м. Айртон бастовал без $1 млн за гонку – даже сажал самолет на полпути
От редакции: вы в блоге «На максимальной скорости», где регулярно выходят крутые переводы ретроисторий о «Формуле-1». Подписывайтесь и ставьте плюсы, чтобы радовать автора.
Как Хэмилтон тянул с контрактом почти до начала сезона-2021, так и Сенна в 1993-м долго не мог заключить соглашение с Роном Деннисом. Когда контракт подписали, он покрывал меньше трети сезона. Много позже они смогли договориться и об оставшихся гонках. На протяжение всего года участие Сенны в каждом уик-энде было оговорено отдельным пунктом, из-за которого весь юридический отдел команды постоянно был на взводе. Если команда не заплатит, Сенна в машину не сядет...
Мартин Уитмарш, тогда руководитель операционного отдела команды, вспоминал: «Каждая гонка стоила миллион долларов! За те 24,5 года, что я был в «Макларене», команда всегда приносила прибыль. Кроме 1992-го и 1993-го, когда мы потеряли 1,5 миллиона фунтов, а Айртону платили миллион долларов за гонку».
Задержки с подписанием были вызваны уходом «Хонды»: японцы объявили о нем в Монце в сентябре-1992. Сезон и так был для Сенны непростым, ведь последний двигатель V12 оказался посредственным, а Найджел Мэнселл доминировал за рулем «Уильямс-Рено». А теперь планы «Макларена» насчет двигателей оказались довольно туманными, и Айртон переживал, что машина в целом может быть компромиссной. Уитмарш продолжает: «Когда в «Хонде» решили уйти, Айртон тоже не хотел продолжать. Он хотел заводскую поддержку, и был прав».
Была идея с помощью [владельца саудовской компании Tag – спонсора команды на тот момент] Мансура Ойеха купить «Лижье» и подписать контракт с «Рено». Это могло дать шанс побороться с «Уильямсом», но не сработало. К началу декабря стало понятно: «Макларен» получает клиентские двигатели «Форд». Для «Макларена» переход от заводского двигателя к клиентским «Косворт» за немалую стоимость был большим изменением. Простыми словами, денег для оплаты услуг Сенны оставалось намного меньше.
После финала сезона в Аделаиде в 1992-м он улетел в Бразилию, где традиционно проводил зимний перерыв с семьей. За несколько дней до Рождества он отправился по приглашению друга Эмерсона Фиттипальди [двукратный чемпион «Ф-1» и чемпион «Индикара»] в Аризону на тесты болида «Индикар». Ему очень понравилась поездка, так что Деннис уже не мог быть уверен, что Айртон будет напарником Майкла Андретти в 1993-м. Сенна тогда сказал: «Я пока не связан ни с одной командой и всерьез обдумываю, что буду делать дальше и какой наилучший выбор для моей карьеры. В том числе могу пропустить сезон 1993 или гоняться в «Инди». Сейчас я поеду домой, спокойно все обдумаю и прикину, какие есть возможности для меня в ближайшем будущем».
Сенна вернулся в Бразилию и продолжил отдыхать. Он размышлял не только про 1993-й, но и про 1994-й – хотел попасть в «Уильямс». Отношения с Деннисом испортились, несмотря на совместный успех.
Деннис тем временем думал о команде и подписал Мику Хаккинена, который хорошо себя показал за два сезона в «Лотусе». Финн мог занять место в команде, если бы Сенна так и не вернулся. Но риск возвращения был велик, и тогда бы Мика остался на год тест-пилотом. Деннис подстегивал Хаккинена, говоря о теоретической возможности выставить третью машину и что он так или иначе будет гоняться.
Но больше всего босс «Макларена» хотел решить вопрос с Сенной. Наконец обе стороны встретились в офисе «Мальборо» в Швейцарии. Джакоби вспоминал: «Айртон беспокоился за сезон-1993, ведь у команды был только клиентский мотор «Форд». Первая встреча прошла то ли в конце января, то ли в начале февраля в Лозанне».
На встрече также присутствовали Деннис, главный маркетолог «Мальборо» Джон Хоган и Грэм Богл. Сенна знал, сколько он стоит, и знал, какой «жирный» контракт с «Феррари» подписал его бывший напарник Герхард Бергер. Бразилец не хотел идти на компромиссы.
Джакоби: «Тут всплыло, что даже еще не было договоренности об авансе для Сенны. Рону нужно было платить за двигатели. И он сказал, что у него есть только 5 миллионов долларов, так что он не сможет платить Айртону как раньше. И Айртон сказал: «Хорошо. Я проеду первые пять гонок и все». Так и «родился» миллион за каждую гонку. Он не говорил «миллион за каждую гонку», он просто сказал «я проеду только первые пять гонок». В комнате была тишина. Джон Хоган рассмеялся и посмотрел на меня. Грэм Богл не смеялся, он там был самым серьезным! Рон тоже молчал. А затем Айртон сказал: «Что ж, если потом еще появятся деньги, мы поговорим о следующих гонках после первых пяти». Вот что произошло. Первый контракт включал пять гонок и миллион за каждую. Но у нас в контракте было условие. Айртон сказал: «Но я не поеду на гонку, пока не поступят деньги на мой счет до среды перед уик-эндом».
Новый MP4/8 оказался вполне конкурентоспособным на тестах и на первой гонке в Южной Африке, но «Уильямс» все равно был лучше. Но немного магии и плохой погоды – и Сенна выиграл домашнюю гонку на Интерлагосе и Гран-при Европы в Донингтоне. Его напарник-дебютант испытывал трудности, так что «Макларен» нуждался в Сенне.
Перед Гран-при Сан-Марино Сенна разыграл пункт контракта о предоплате, чтобы напомнить о своей значимости. Джакоби вспоминает: «Первый раз случился в Имоле. Мне всегда подтверждали по телефону или по факсу, что деньги пришли. В среду их еще не было, а Сенна находился в Сан-Паулу. Он так и сказал: «Ок, хорошо, я не сяду за руль». И мне пришлось сообщить команде, что он не приедет. Команда сообщила, что отправила перевод – тогда банки работали не так оперативно. В четверг утром деньги пришли. Я позвонил Айртону, но не застал его. Он ушел куда-то с какой-то девчонкой. Его не было дома, не было в офисе, его нигде не могли найти. Он обнаружился в обед и сел на самолет. «Макларен» отправил Джо Рамиреса в Рим, чтобы забрать его, но он приехал не в тот аэропорт. Айртон прибыл на трассу в пятницу утром и сел в машину посереди первой тренировки. Так это случилось впервые».
Несмотря на две победы, Сенне не нравилось, что команда была лишь вторым клиентом после «Бенеттона». А публичные жалобы выступали дымовой завесой, скрывающей финансовую основу шоу «приедет-не приедет». В конце концов Деннис согласился платить Айртону до конца сезона по той же схеме, что и за первые пять гонок.
Джакоби: «Это был миллион за гонку – в итоге 16 миллионов. Один контракт, но его можно было разорвать в любой момент, если бы деньги не пришли вовремя: к среде перед уик-эндом. Айртон мог дать им второй шанс в четверг, но у него оставалось право прекратить действие соглашения, если деньги не приходили. Так что это был контракт от гонки к гонке. Исполнять обязательства по второму контракту было тяжелее, чем по первому. У Денниса не было 11 миллионов. И ему пришлось выбивать гарантии у Philip Morris, он не хотел подписывать контракт без них».
Третья победа в сезоне в Монако снова доказала важность Сенны: после шести гонок он возглавлял чемпионат. И Айртон придерживался своих принципов. Джакоби: «Второй случай произошел в июле. Мы уже давно оставили позади первые пять гонок, так что это была вторая часть контракта, но условие было то же: если денег нет, Сенна не выйдет из дома.
Кажется, это был Гран-при Франции. Деньги не пришли, Айртон сказал, что не приедет. Я находился в нашем юридическом офисе в Лондоне, и Рон был на линии. Мы сказали, что Айртон не приедет, потому что денег к среде не было. Мы приготовили все возможные черновики заявлений о разрыве контракта. А Рон сказал: «Но вы этого все равно не сделаете, я знаю, что Айртон в самолете, он покинул Сан-Паулу». Через полчаса позвонил Айртон. Мы включили громкую связь. Рон был на другом конце провода, и Айртон сказал: «Я все еще в Бразилии». Деннис ответил: «Нет, тебя там нет, самолет улетел, ты не мог остаться!» И Айртон сказал: «Да, я все еще там. Я в Рио. Я в главном полицейском офисе в аэропорту, и я не сяду снова в самолет, пока ты мне не подтвердишь, что деньги перечислены». Айртон заставил летчика сесть в Рио. Все пассажиры были в самолете, а Айртон вышел в аэропорт. Наверное, Рон дал какие-то гарантии, не помню, но мы решили вопрос».
После этого дела пошли получше. Наконец Сенна подписал контракт с «Уильямсом» на 1994-й и верил, что получит лучшее место на стартовой решетке. Так что он смог насладиться последними гонками за «Макларен» – победил на «Сузуке» и в Аделаиде.
Мартин Уитмарш вспоминает: «В 1993-м у его соперника было на 60 л.с. больше. Когда ты внутри машины и двигатель упирается в отметку 10 500 оборотов, а затем слышишь «Рено» с 13 500 оборотов – это деморализует».
Джакоби: «Я думаю, он всегда хорошо осознавал ограничения. 1993-й был его лучшим сезоном в плане пилотажа, даже несмотря на то, что он не выиграл титул. В этом была виновата машина. «Макларен» была отличной командой, но двигателю не хватало мощности. «Уильямс» с «Рено» были лучше».
Это перевод статьи Адама Купера с сайта motorsport.com от 9 февраля 2021-го.
Другие материалы блога:
Этот блог в соцсетях:
Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Pascal Rondeau
Вот 96 году Вильямс был действительно хорош, хотя даже в тот год Шумми на ведре, три победы завоевал. Собственно если вспомнить Испанию 96 года, то станет понятно почему Шумми великий.
Второго такого не было и, наверное, не будет.
То, что он творил, было за пределами человеческих возможностей.