4 мин.

Меритократический миф [2]: Академия «Краснодара»

В предыдущем посте речь шла о том, как и почему принцип равенства возможностей разбивается о системную проблему организации детско-юношеского спорта. Кратко можно суммировать так: в России родившиеся в первые три месяца года дети имеют большие шансы стать профессиональными футболистами. Это не связано с талантом. Просто на детском уровне тренеры отдают предпочтение более развитым игрокам, а для маленьких спортсменов разница в возрасте даже в несколько месяцев – существенна («эффект относительного возраста»). В дальнейшем чуть более взрослые игроки привлекают большее внимание, получают большее игровое время, наслаждаются большим доверием тренеров, что способствует их лучшему развитию («эффект Матфея»). Так, срабатывает самоисполняющееся пророчество: некоторое ошибочное представление («старшие» дети более талантливы) корректирует поведение участников системы, что воплощает изначальную ошибку в реальность (родившиеся в начале года чаще становятся профессионалами).

После того, как я разместил пост на sports’е, я задумался: будет ли проявляться эта закономерность, если посмотреть на систему, в которой проповедуется правильный подход к воспитанию молодежи (не сиюминутный результат детской команды, а подготовка качественного профессионала) при сильных тренерах. Собственно, в российском футболе такая система есть – это Академия «Краснодара». По оснащению – это одна из лучших академий Европы; тренеры здесь – квалифицированные специалисты (насколько я понимаю, лицензия UEFA для «Краснодара» необходимое условие даже рассмотрения резюме); наконец, владелец клуба, Сергей Николаевич Галицкий, неоднократно говорил о том, что цель Академии – подготовка игроков для основной команды.

Пока я готовил базу (всю информацию о воспитанниках Академии можно найти на сайте), мне казалось, что явного перекоса нет. К сожалению, даже в топовой академии топовые тренеры склонны совершать эту стандартную ошибку смешения развитости и талантливости (пусть и в меньшей степени, чем в среднем в нашем футболе).

Диаграмма 1.

В шести командах академии «Краснодара» (ребята 2000–2005 гг. рождения) всего один (!!!) игрок, родившийся в декабре. 31 январский именинник,  21 – февральский, 27 – мартовский. Еще один месяц-лидер – это июнь с 18 игроками. Все остальные месяцы от 9 до 14 игроков. Неужели, действительно, январские – более талантливые футболисты, чем декабрьские? Это абсурд. Или, может быть, в январе рождается в десятки раз больше детей, чем в декабре? Это не так.

Думаю, такая ситуация вполне позволяет говорить о специфическом когнитивном искажении (cognitive bias), характерном для работы детских тренеров. Когнитивные искажения – это «систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга» (можно подсмотреть еще тут). В футболе, да и вообще в спорте, когнитивные искажения – не новость. Так Купер и Шимански в «Футболономике» рассказывают о том, что скауты одного крупного английского клуба регулярно предлагали покупать футболистов-блондинов (просто белоголовые игроки выделяются среди других), а Били Бин, лидер «информационной революции» в спорте, рассказывает, как бейсбольные скауты закрывали путь в большой спорт на основании чудных предрассудков о внешности (питчеры должны быть красавцами).

Что можно посоветовать в этом случае? Понятно, что систему детских соревнований у нас вряд ли изменят. Но ведь и Академия «Краснодара» рассматривается в этом посте отдельно, как автономная система.

Первый совет чисто механический: необходимо разбить прием детей в Академию на два периода. Так, ребята, родившиеся в середине и конце года смогут получить большее внимание.

Второй совет логический: необходимо четко объяснить тренерам, что существует такое когнитивное искажение и оно ощутимо влияет на их работу. Как убедительно объяснил Ханс-Георг Гадамер, предрассудки имеют позитивную роль для нашего мышления, главное – критически к ним относится, т.е. понимать как именно они влияют на нас.

Третий совет организационный: тренеры команд должны ротироваться чаще чем раз в год (а лучше – 3-4 раза за год в команде одного возраста). Это, в теории, должно помешать систематическому воспроизведению искажения, потому что новый тренер не обязан следовать за решениями предшественника (фактически, это попытка исключить еще одно искажение, т.н. loss aversion). Например, в Академии «Аякса» такая сменяемость возведена в принцип.

***

Если Вам понравился этот материал, пожалуйста, поставьте плюс, подпишитесь на блог и расскажите друзьям. И буду очень рад узнать Ваше мнение в комментариях!

 

P.S. Если, все же, Вам кажется, что «водолеи» лучшие футболисты, чем «стрельцы», то спешу разочаровать вас: с 1990 года не было ни одного обладателя «Золотого мяча», рожденного в январе, а в последние 4 месяца года (9 игроков) их родилось больше, чем в первые 4 (7 игроков)

Фото:  Юга.ру/Елена Синеок