Вернись в Альмагро. Как Папа Римский болеет за «Сан-Лоренсо»
Пабло Мильори был очень неплохой вратарь, да и друг, как теперь выясняется, надежный. Эта надежность ему как раз боком и вышла. Еще до «Сан-Лоренсо» стоял Пабло за «Боку», и связался с нехорошей компанией, в том числе с Макси Маццаро, предводителем местной «фирмы», отморозком, говорят, редким. Этот самый Макси в свободное от суппортерства время промышлял разнообразной уголовщиной и кончил тем, что некоего Эрнесто Сирино забил до смерти. После чего, почуяв, что пыхтеть за это придется всерьез, бросился к другу Пабло: помоги, дескать, шухер пересидеть. Ну, и тот вроде как помог… Макси, между прочим, до сих пор не изловили, зато у Пабло в жизни за последние три месяца событий случилось множество, и все больше таких, вспоминать о которых желания не возникает: сорокодневная отсидка, выход под залог, наконец, разрыв контракта – само собой, «по обоюдному согласию»… Случись такое в другое время, «Сан-Лоренсо», наверное, еще долго бы эту историю припоминали, хотя они, в общем-то, при чем? Но тут, слава тебе Господи, ее другой сюжет перекрыл: всего за три недели до того как Пабло загремел на нары, католический мир обрел нового Папу. А тот возьми да и окажись старинным футбольным болельщиком, и не чьим-нибудь, а именно «Сан-Лоренсо». О том, какие надежды и планы связывают в клубе с этим поистине историческим событием, нам со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA рассказал Себастьян Пикальи, директор по маркетингу.
Пабло Мильори, вратарь «Сан-Лоренсо», теперь уже бывший
Макси Маццаро (справа), лидер фанатской «фирмы» «Боки Хуниорс» La 12, разыскиваемый по подозрению в разбоях, грабежах и убийстве
Вы не знаете, как так получилось, что Папа Франциск стал симпатизировать именно «Сан-Лоренсо»? И каким он был болельщиком в те времена, когда еще не был Папой?
Я думаю, это получилось само собой: Папа родом из этих мест и ни за какой другой клуб болеть не мог. А что касается того, какой он был болельщик, когда был епископом, а потом кардиналом… Я могу вам сказать, что некоторые сейчас удивляются, когда слышат все эти рассказы о его скромности, аскетизме, о том, что он отказался жить в роскошной резиденции, отказался от папамобиля, попросил заменить папский трон на обычное кресло, что он обедает в общей столовой, а иногда даже сам себе готовит…
Папа Римский Франциск, урожденный Хорхе Марио Бергольо, самый известный болельщик «Сан-Лоренсо де Альмагро» в мире
Падре Лоренсо Масса, основатель клуба. Легенда гласит, что однажды святой отец стал свидетелем того, как трамвай едва не передавил мальчишек, гонявших мяч на улице неподалеку от его церкви. Во избежание кровопролития он привел их в церковную ограду, разрешив играть здесь и взяв с них обещание захаживать к обедне. В 1908 году подросшие игроки вошли в первый состав новообразованного футбольного клуба. Во время учредительной конференции встал вопрос о названии. Желая сделать падре приятное, участники мероприятия предложили вариант «Лоренсо», однако тот был настолько скромен, что скорректировал его – официально команда названа в честь Святого Лаврентия Римского. Цветами ее со дня основания являются цвета Богородицы – темно-синий и пурпурный.
Отцу Лоренсо клуб обязан и одним из своих прозвищ – «вороны». Принято считать, что первоначально оно ассоциировалось с черным цветом его сутаны.
Да, так вот, некоторые этому удивляются, но только не мы. Потому, что мы здесь жили и знаем, что Папа такой был всегда, он и здесь, в Аргентине, ездил не на машине с шофером, хотя по статусу ему это было положено, а на общественном транспорте, на автобусе и на метро. И болельщик он был такой же, незаметный – в том смысле, что он не привлекал к себе излишнего внимания, не требовал каких-то привилегий, вип-мест, и так далее. Он также, как все, платил членские взносы, имел свое место на обычной трибуне, он был и остается держателем клубной карты, нашим сосьо, ну, правда, теперь мы добавляем к этому слову слово «почетный».
Леандро Романьоли по прозвищу «Пипи» (Коротышка), одна из главных звезд в 105-летней истории «Сан-Лоренсо». В ранней юности ему прочили славу Ардилеса. Сам Марадона в своей «Автобиографии» писал о нем: «Парнишка меня очаровал. Он, конечно, тонконогий, ему не хватает мышц, не хватает физики, не хватает еще много чего, но его дриблинг, кураж, с которым он лезет на противника, перекрывают все. Словом, ему надо подкачаться, и все будет отлично». В 2001 году «Пипи» в составе аргентинской молодежки выиграл чемпионат мира, а потом вплоть до 2010 –го привлекался в главную национальную команду, проведя за нее в общей сложности 59 матчей. Увы, даже несмотря на это, карьеру его удачной не назовешь: уж слишком велики были авансы, оправдать которые Леандро помешали многочисленные травмы. В 2009-м «Пипи», поигравший в Мексике и Португалии, вернулся в родной «Сан-Лоренсо». Сейчас ему 32. Он только что восстановился от очередной травмы, он готов играть, он скромен как Папа Франсиск – ездит на 308-м Peugeot – и так же как он горячо любим народом
Вам, можно сказать, повезло. До того, как Франциска избрали Папой о «Сан-Лоренсо» за пределами Аргентины мало кто слышал. А теперь о вас знает весь мир, по крайней мере католический. Такой получился бесплатный PR. Вы уже извлекли из него какие –то выгоды?
Наша главная сейчас задача – расширение болельщицкой аудитории клуба, и разумеется, то, что понтификом избран именно уроженец наших мест и болельщик нашего клуба, это для нас – подарок судьбы.
Болельщики «Сан-Лоренсо» перед одним из домашних матчей
11 мая 2013 года. Стадион «Нуэво Гасометро». Аншлаг на матче «Сан-Лоренсо» – «Бока Хуниорс» (3:0)
Мы это осознали очень быстро, поскольку уже через несколько дней после того, как стало известно о решении конклава, мы получили сразу несколько предложений о проведении товарищеских матчей в Европе. Раньше мы таким вниманием избалованы не были, а тут вдруг – Италия, Испания… От каких конкретно клубов были предложения? Я всех сейчас не вспомню, абсолютно точно могу сказать, что обращался «Атлетик» из Бильбао.
Обеими ногами за «Сан-Лоренсо»
11 мая 2013 года. Болельщики «Сан-Лоренсо» празднуют первый гол в ворота «Боки»
Если же продолжать говорить непосредственно о Франциске, то он был лицом нашей последней рекламной кампании. После того, как в марте его избрали Папой, мы нанесли его портрет на игровую форму, в связи с чем продажи футболок заметно выросли. А кроме того, изображениями Франциска был украшен «мобильный ворон», специально оформленный клубный автобус, который этой весной проехал по городам атлантического побережья Аргентины. Это фактически был своего рода передвижной офис, так что любой желающий мог в этом автобусе зарегистрироваться как сосьо «Сан-Лорецо», получить членскую карту и заплатить первый взнос.
11 мая 2013 года. Полиция на ближних подступах к стадиону «Нуэво Гасометро», где близится к завершению игра между «Сан-Лоренсо» и «Бока Хуниорс»
11 мая 2013 года. Стадион «Нуэво Гасометро». Последние минуты матча с «Бокой». Болельщики «Сан-Лоренсо» ликуют по поводу незабитого гостями пенальти
Каковы размеры этих взносов? И насколько успешной оказалась миссия «мобильного ворона»?
Размер взносов колеблется от 90 до 120 песо в месяц и зависит от места жительства сосьо. Если человек живет в Буэнос – Айресе мы в качестве одной из членских привилегий можем предложить ему гарантированное первоочередное право на приобретение сезонного абонемента, если же он житель другого региона и посещать наш стадион не может, то, соответственно, и абонемент ему не нужен, и членство его стоит дешевле.
Что касается миссии «мобильного ворона»… За те три недели, что наш автобус ездил по разным городам атлантического побережья, в члены клуба записались 2800 человек: таким образом, общее количество наших сосьос достигло 46 тысяч и в самое ближайшее время мы планируем довести эту цифру до 50 тысяч. Резервы у нас есть: согласно многочисленным опросам, «Сан-Лоренсо» на данный момент является четвертым по популярности клубом Аргентины после «Боки», «Ривер Плейта» и «Индепендьенте»: за нас в стране болеют около 4 миллионов человек. Впрочем, мы сейчас думаем уже не только об Аргентине: скажу вам честно, у нас есть план отправить «мобильного ворона» в Рим, в Ватикан; насколько мне известно, наш президент рассказывал об этой идее Папе во время недавней их встречи, и Папа ее одобрил.
Я уже говорил, и готов повторить: увеличение числа сосьос для нас сейчас является первоочередной задачей – мы очень рассчитываем на то, что в конечном итоге это позволит нам вернуться в Альмагро, на нашу историческую родину, туда, где находился наш первый стадион, и восстановить его на прежнем месте…
Извините, мы не очень хорошо ориентируемся в здешней географии, но разве сейчас мы не в Альмагро?
Нет, мы сейчас находимся в Боэдо, а Альмагро – это другой район, соседний. Клуб там базировался до конца 70-х годов, там же находился наш исторический стадион, «Гасометро»… А потом и он, и земля под ним были реквизированы, фактически отняты: это было время правления военной хунты и генералы тогда творили все, что хотели… В общем, сейчас на том месте, где был наш стадион, стоит гипермаркет Carrefour, а тот, который вы видите, «Новый Гасометро», был построен в начале 90-х.
«Гасометро», исторический стадион «Сан-Лоренсо», располагавшийся в Альмагро, одном из районов Большого Буэнос – Айреса. Та арена вмещала 60 тысяч зрителей, нынешняя, «Нуэво Гасометро», находящаяся в районе Боэдо - на 20 тысяч меньше
Стадион «Нуэво Гасометро», снимок со спутника
«Нуэво Гасометро» в более традиционном ракурсе
И как же вы намерены вернуться? И вообще: стоит ли возвращаться? Все-таки прошло тридцать с лишним лет, новый стадион у вас есть…
Юридическое решение уже принято. «Сан-Лоренсо» долгие годы судился за возвращение своей земли, и наконец, в прошлом году суд встал на нашу сторону и обязал Carrefour продать клубу участок, на котором находится магазин. Цена вопроса – 90 миллионов песо. Это, конечно, очень большие деньги. Но мы намерены собрать эту сумму и рассчитываем сделать это с помощью наших болельщиков, вот почему я постоянно подчеркиваю, что мы очень, очень сильно заинтересованы в том, чтобы их число увеличивалось.
Вигго Мортенсен в роли Арагорна (кинотрилогия «Властелин Колец»)
Вигго Мортенсен, преданный болельщик «Сан-Лоренсо де Альмагро»
Сбор средств уже идет, и слава Богу, что у нас есть такие болельщики, которые могут себе позволить жертвовать довольно крупные суммы. Вот, например, Вигго Мортенсен – он сейчас большая голливудская звезда, но родился и вырос в Аргентине и с детства болеет за «Сан-Лоренсо» – перечислил средства, достаточные для выкупа 150 квадратных метров земли, по 2780 песо за метр. Чтобы вы поняли, сколько это, я вам скажу, что в Аргентине сейчас средняя месячная зарплата равна 2800 песо…
Участники латиноамериканской стажировки факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA во время встречи с Себастьяном Пикальи, директором «Сан-Лоренсо» по маркетингу
А что касается вашего вопроса, зачем нам возвращаться, и нужно ли это делать, то я, честно говоря, его не очень понимаю. Ну, а как же иначе, если мы называемся «Сан-Лоренсо де Альмагро», если это – наша история, наша родина… Когда тот, старый стадион у нас отнимали, это была настоящая трагедия для болельщиков, и инициатива о сборе средств, она хоть и исходила от руководства клуба, но болельщики ее очень эмоционально поддержали: такие акции ведь помимо воли людей осуществить невозможно.
В общем, мы намерены вернуться. Мы все этого хотим. И мы вернемся.