16 мин.

Серия А: чем порадовал и удивил сезон 2022/23?

Хедлайнерами минувшего сезона Серии А, на мой скромный взгляд, стали отнюдь не «партенопейцы», чьё шествие за титулом в ускоренном темпе порой нивелировалось невысокой яркостью футбола. Пускай приз зрительских симпатий и отправится вслед за скудетто в копилку трофеев «Наполи», качественный рывок с позиций визуальной привлекательности чемпионат совершил именно благодаря новой тренерской школе. Та, в свою очередь, дробится на три лагеря: ревнителей традиций золотых времён кальчо, представителей новых веяний и коучей, чей футбольный интеллект и тактическая лабильность (в хорошем, разумеется, смысле) позволяет им лавировать между двумя течениями.

Параллельное содействие укреплению авторитета всей лиги оказывала поступательная экспансия представителей Серии А в еврокубках. Успехи целой плеяды молодых (и не очень) тренеров оценивались не в вакууме, как это было раньше, а на фоне выступлений в ЛК, ЛЕ и ЛЧ. Рекордно высокое представительство клубов с Апеннин в полуфиналах евротурниров (5 из 12) и не менее рекордное в финалах (3 из 6) всерьёз заставило, будем надеяться, скептиков пересмотреть своё отношение к «лиге фермеров». Немаловажный в своей визуальной притягательности аспект – широкий спектр тактических рисунков у команд-участников еврокубков. Если раньше усреднённая итальянская команда колесила по Европе, демонстрируя архетипический футбол c большим количеством игровых рудиментов, то теперь у каждой есть свой узнаваемый, пусть и не всегда яркий (привет, «Рома») стиль.

Завершить этот потрясающий сезон хотелось бы магией цифр, сопутствующей ей статистикой, а также футбольными проектами, которые, на вкус автора, могли приковать внимание как опытного тактического гика, так и простого любителя кальчо.

Цифры.

В сезоне 2018/19 «Аталанта», играющая без оглядки на свои ворота, начала разжигать голевой огонь в Серии А. В том розыгрыше лига сделала качественный рывок в сторону результативности, впервые за долгое время пробив показатель в 2,5 гола за игру в среднем (2,68). В чемпионате, напомню, как раз только-только подвизался Роналду, Иммобиле дал старт своим голевым свершениям, а Белотти являлся праймовой версией самого себя. В следующем розыгрыше главные зачинщики голевого спектакля в лице «бергамасков» прославились на всю Европу, явив свету безапелляционно-атакующий стиль имени Гасперини, а заодно и сформировав визуальную привлекательность Серии А для зрителя извне.

Розыгрыш 2019/20 оказался самым конкурентным. За скудетто бодались сразу четыре коллектива, а итоговая разница между первым и четвёртым местами составила лишь 5 баллов! Голевая феерия, особенно обострившаяся в пандемию, вывела итальянское первенство на качественно новый уровень: 1154 гола за чемпионат (сезоном ранее лишь 1019), фантастические 98 мячей на счету «Аталанты» (первый показатель в Европе) и 36 голов у Иммобиле (первый индивидуальный показатель в Европе). Средний же показатель забитых мячей за игру оказался равен 3,04!!! Невероятный скачок за один год, сделавший некогда скучнейшую европейскую топ лигу одной из самых смотрибельных. Примечательно, что подросла и конкурентность прежних аутсайдеров. Теперь уже не в 53%, а в 62% матчей отличались обе команды.

Пиковых чисел результативности(3,06) итальянский футбол добился сезоном позднее, но вместе с голевым апофеозом в лиге сонаправленно проистекали и другие процессы: «Ювентус» переставал быть гегемоном, а против «Аталанты» и её персонально ориентированного прессинга научились играть как топы, так и некоторые коллективы средней руки.

К чему, собственно, я сделал столь продолжительное лирическое отступление? Напомнить, что пресловутое ныне «Calcio is back» уходит корнями в ту эпоху. Уже на тот момент зачатки конкурентной лиги со множеством игровых идей сходят, казалось бы, с бумаги на футбольные поля. Время показало, что тенденции к оздоровлению чемпионата не оказались фикцией: Серия А встала на нужные рельсы, однако в последующие три года пережила ряд концептуальных пертурбаций. Так, например, результативность стала вновь падать, но с той разницей, что качество футбола отнюдь не просело, а напротив, – возросло, плавно приближаясь к золотым стандартам 90-х. Последнее, разумеется, спорно, но итальянскому первенству уже хочется выдать авансом звание правопреемника той великой эпохи. Прямо сейчас лига как будто бы делает реверанс в сторону своего прошлого. Изумительно маленькая цифра в 2,57 гола за матч, 23% преимущества в домашних поединках и обилие игровых моделей, мимикрирующих под классические каноны катеначчо.

Ренессанс оборонительного футбола отчетливо прослеживается в показателях xGa: Серия А является лидером топ лиг по количеству команд, превзошедших ожидания по пропущенным мячам – 11. В число особых везунчиков вошли «Лацио» (+12,65), «Эмполи» (+14,94), а также «Салернитана» (+10,61). На ней, к слову, мы еще остановимся подробнее.

O любимом (и не очень) PPDA. Ниже представлена инфографика, наглядно демонстрирующая необходимость контекстного погружения в метрику интенсивности прессинга: «Интер», если отбросить и OPPDA, и рисунок игры команды, мнимо кажется коллективом, выходящим из-под высокого давления хуже условного «Милана». На деле же парни Индзаги дадут фору своим соседям, ведь их тройка ЦЗ в лиге уступает лишь неаполитанской, но главное – другое. Высочайший OPPDA свидетельствует о безнаказанности «нерадзурри» после перехвата мяча. Благодаря подвижным латералям, которые в билд-апе активно участвуют в разгрузке центра обороны, «Интер» умело выходит со своей трети во вторую. Более того, те, кто следит за «змеями» весь сезон, однозначно обращали внимание на характер передач в начальной фазе: игроки используют лишь короткий пас в вертикальных продвижениях, и только бровочники задействуются для среднего паса.

Что касается плачевной реализации «нерадзурри», особенно характерной для зимнего периода, график показывает андеррейт команды: били чаще всех клубов в лиге, а забивали одно время чуть ли не меньше всех в большой четвёрке. Кроме того, «Интер» стал меньше закупориваться, что отразилось и на допущенных ударах по своим воротам – в большой семёрке чаще дозволяли беспокоить своих киперов лишь «орлы» и «бергамаски».

Оба графика позаимствовал здесь, спасибо автору.

Спасение года.

Геройства Монтипо, дошедшие до кульминации в стыковой игре со «Специей», по праву заслуживают характеристики «и один в поле воин», а также номинации на чудесное спасение от вылета. «Верона», однако, как минимум на бумаге с самого первого тура являлась далеко не первым претендентом на понижение в классе. Кроме того, «мастифы» при Марко Заффарони не совершили какого-то глобального рывка в качестве, а тем более не баловали нас сумасшедшим очковым камбеком.

По-настоящему же восставшей из пепла, словно Феникс, а может даже и ярче, следует назвать «Салернитану». Не столь принципиально, кто же в итоге стал флагманом ренессанса «коньков»: Соуза, очень точечно имплементировавший свои игровые установки, но глобально, что примечательно, не ставший реформатором; Очоа, решивший перенести опыт геройства на ленточке с ЧМ на локальное первенство, или же монструозный Булайе Диа, чей КПД лично я нахваливал уже не раз. Героев из Салерно оказалось много, перечислены же были лишь фронтмены потрясающего камбека. Куда важнее то, насколько команда преобразилась с позиций психологии и умения выгрызать искомый результат, что особенно поразительно, учитывая реноме Соузы не как тренера-мотиватора.

Забавно, но португальский специалист набрал ровно столько же очков, сколько и его предшественник: Давиде Никола в 22 турах наскрёб 21 балл, расставшись с тренерским креслом в феврале этого года. Как вы понимаете, аналогичного достижения Соуза достиг уже за 16 матчей, причём Паулу даже умудрился достичь положительного баланса игр по итогам сезона: 4 победы, 3 поражения и 9 ничьих. 52-летний наставник фактически передвинул лишь одну деталь в общекомандном пазле, доверив Диа роль безальтернативной чистой «девятки». Справедливости ради, по части результативности сенегалец заметно прибавил: те же 8 мячей на отрезке при Соузе, что и при Николе, однако всего за 12 поединков (при Давиде Диа забил 8 за 21 игру).

3-4-2-1, в рамках которых пересматривалась роль вингеров и позиция экс-краснодарца Тонни Вильены, – отдельная история. Номинально, как я и говорил раньше, Паулу видоизменил формацию, сместив акцент в сторону атаки и сузив рисунок в финальной трети. Фактически же Соуза поигрался со схемой лишь в первых играх, быстро осознав, что принципиальная проблема «коньков» кроется в самоотдаче, а не схеме. То, что было дальше – уже комедийная драма, связанная с потрясающим оверперформом по всем фронтам (смотрим таблицу сверху), невероятной удачей, возросшей посещаемостью на буйном «Ареки» и уверенном сохранении прописки в элите. Красивая, в общем, история.

Прорыв года.

Пожалуй, «Фиорентина». Кандидатов со знаком «плюс» предостаточно, но именно «фиалки» оставили неизгладимое впечатление, виной чему послужило как долгожительство во всех турнирах, где парни Итальяно принимали участие, так и смелые идеи самого Винченцо. О футболе последнего говорили много, поэтому лишний раз распространяться о том, что и так на слуху, не стану. Ниже отмечу лишь те аспекты, которые побудили лично меня сопереживать флорентийцам в этом сезоне.

1) Смелый и энергозатратный стиль при короткой скамейке.

Дрессировка центра поля – одна из самых бросающихся в глаза заслуг Итальяно. Одинаково полезные и при высоком отборе, и при позиционных атаках футболисты второй трети стали при Итальяно краеугольными камнями футбольной философии «Фиорентины». Амрабат, Мандрагора, Кастровилли и другие были вынуждены примерить на себя новые функции на поле, сделавшими их одними из наиболее универсальных ЦПЗ во всей лиге. При этом нельзя сказать, что расширение пула обязанностей игроков коррелировало с падением качества их базовых умений. Напротив – каждый преуспел в несколько видоизменённом амплуа. Амрабат так и вовсе расцвёл столь сильно, что на катарском ЧМ казался ничуть не хуже многих именитых опорников, и уж точно лучше остальных по части трудолюбия. Все эти новшества сосуществуют с имеющимися кадровыми проблемами в каждой из линий: полноценно заменить Влаховича не получилось, выкупать контракт системоопределяющего Торрейры не стали, а не слишком мобильный центр защиты подчас тормозит темп игры. Словом, подводные камни есть, но Итальяно старается их купировать и у него, надо сказать, получается.

2) Нехарактерная для итальянцев заточенность на доминирование.

Взять в свои руки ход игры, а затем делать ставку на то, чтоб до её конца не отпускать инициативу – не очень-то итальянское футбольное кредо, согласитесь. «Фиорентина» по итогам сезона вошла в десятку (!!!) самых доминирующих команд Старого Света с процентом времени, проведённом в финальной трети, в 34 (это вообще третий результат после «Сити» и «Арсенала»).

3) «Фиалки» мощно поддавливают оппонента.

Теряя мяч, флорентийцы тут же стремятся отобрать его, чтобы не дать противнику продвинуться с ним ни на метр. Если вернуть снаряд в первые 6 секунд не вышло, парни Итальяно просто включаются в персональный прессинг с расчётом на то, что визави вынуждены будут сделать пас не вперёд или в бок, а исключительно назад.

Следить за такой «Фиорентиной» оказалось сплошным удовольствием. До конца сезона не покидало чувство сюрреализма происходящего, ведь при своеобразной кадровой политике клуб умудрялся со своим ростером играть в нескольких турнирах, доходя до самого конца. Браво, Итальяно и Ко!

Удивление года.

Тоже со знаком плюс. И это «Монца». На роль приятной неожиданности могли также претендовать симпатичная «Болонья» Мотты или внезапно трансформировавшийся «Лацио» Сарри, но «Монца» недавно почившего Берлускони – дебютант, как-никак, поэтому спрогнозировать яркий взлёт коллектива из одноимённого города было сложнее, а оттого приятнее лицезреть их итоговое положение.

История красно-белой братии отнюдь не тождественна сказке про Золушку. «Бьянкоросси» обладали колоссальным (как для дебютанта) бюджетом, грамотными функционерами на ролях скаутов, гендира и спортдира, а также могли похвастаться самой массовой контрольной закупкой перед стартом сезона: целых 23 ногомячиста пополнили ростер команды летом. Более того, имена купленных и арендованных говорили сами за себя. Новичков нельзя было назвать звёздами Серии А, но футболистами средней руки, которые всегда на слуху, вполне: Петанья, Пессина, Ровелла, Раноккия, а также Стефано Сенси. Другое дело, что столь радикальная перестройка подразумевала разрыв игровых связей, тактическую перестройку и бардак на старте чемпионата. Так оно, разумеется, и получилось. Крепкая на бумаге, но по-младенчески беспомощная «Монца» провела стартовый отрезок чемпионата даже хуже мертвейшего «Кремонезе», после чего был уволен Джованни Стропе, которого, безусловно, жаль, ведь бедняга стал лишь заложником ситуации.

38-летний  Палладино, которому вверили бразды правления футболистами, казался не более чем временщиком, чьё пребывание в клубе продлится недолго. У него, впрочем, имелся явный плюс: Рафаэле – человек системный, знакомый с внутренней кухней «Монцы» не понаслышке, так как занимался молодёжью последние два года. Палладино на одной из первых пресс-конференций заявил, что ему импонирует философия Гасперини, поэтому играть по его лекалам для него принципиально важно. Изменения пошли сразу по всем фронтам: Петанья, несмотря на грузность, стал разыгрывающим форвардом (вот ведь амплуа!), значение приобрели вингеры, так как Рафа перешёл к формации 3-4-2-1, в то время как его предшественник котировал схему 3-5-2. Фуллбэки стали чаще подниматься во вторую треть при позиционных атаках, позволяя партнёрам играть выше. Главное же новшество – попытка нивелировать вражеский прессинг путём растягивания линии соперника. Нечто похожее практикует «Интер» Индзаги, где, на секундочку, играют самые эффективные латерали всей лиги.

Палладино стал всё чаще использовать трюк с освобождением зон в центре и атаке. Наставник «бьянкоросси» стремился избегать прямой борьбы за мяч, овладев техникой бесконтактного боя. Как это работало? В билд-апе футболисты используют короткий пас, постепенно выбираясь из-под прессинга в шахматном порядке: сделал пас – перебежал вперёд на пару метров, снова принял, отдал, а затем вновь поменял позицию на более высокую. Таким образом соперник вынужден стягивать к перепасовывающимся всё больше сил, освобождая как коридоры, так и полноценные зоны на своей трети. Этим и пользуются подопечные Палладино, забрасывая мяч в группу атаки. Скрин ниже – яркая иллюстрация.

На фоне всех тех игровых рудиментов, что имели место в «Монце» до его прихода, смотрелось очень свежо и перспективно, но главное – приносило плоды. При Палладино дебютанты Серии А набрали 51 балл (до него лишь 1), забрались по итогам сезона на 11 строчку, оверперформнули по всем трёмя показателям (xG, xGA, xPTS) и оставили неизгладимое впечатление. Знать бы только, всё это с заделом на будущее или же клуб-проект окажется клубом-донором.

Разочарование года.

«Ваши ожидания – ваши проблемы». Легендарная фраза нашего современника, вошедшая в анналы истории, вполне описывает неоднозначный сезон «Удинезе». «Фриульцы» не были избалованы вниманием до начала сезона, и, полагаю, мечтали бы его избежать по завершении. Сыграй команда Соттиля в равномерно-посредственном стиле все 38 матчей, привычное место во второй половине таблицы не вызвало бы никакого резонанса. Но старт оказался столь огненным, что не внести команду заранее в список «прорывов года» для многих казалось моветоном. Тем больнее было следить за нисходящей стадией синусоиды «Удинезе».

Скальпировав «Интер», «Рому», «Аталанту» и «Лацио», «фриульцы», казалось, продолжат своё восхождение, но от стартового напора не осталось и следа. В арсенале у Соттиля имелись футболисты-амбидекстры, чья двуногость позволяла ситуативно менять их местами в атаке. Проблема, однако, в том, что до неё перестало доходить. Если помните, наставник клуба осенью частенько практиковал вертикальный футбол, в котором терялись фланги, а полноценные латерали отсутствовали как класс. Обмолвившись в начале чемпионата о силе команды, 42-летний коуч явно переборщил с  оценкой класса подопечных. Как мотиватор он безусловно преуспел, что подтверждал и лидер команды Деулофеу: «Он очень агрессивный тренер, мотиватор. Теперь мы львы. Мы знаем, что должны перебегать соперника». С тактической точки зрения Андреа казался вполне адаптивным современным наставником с идеями, способными замещать друг друга в случае необходимости. Практика показала, что впечатление было ошибочным.

Это, конечно, не камень в огород Соттиля. Просто тренер не хотел отступать от того футбола, который приносил плоды поначалу, а также влюблял в себя стороннего зрителя. В этом смысле Андреа схож с Итальяно, пускай его упрямство носит чуть более патологический характер. В лиге нашлось полно команд, способных противопоставить футболу «Удинезе» вязкую финальную треть и зональную опеку. В конце концов непредсказуемость «фриульцев» трансформировалась в прогнозируемость, а следом упало и качество футбола. Продолжая выискивать огрехи Соттиля путём наложения его стиля на стиль Итальяно, важно отметить ещё одну черту, выгодно отличающую Винченцо от коуча «зебр». Это, конечно, эффективность отбора в высоком прессинге. Если «Удинезе» и старался играть столь же вертикально, динамично и интенсивно, то в случае потери в финальной трети тут же опускался пониже, а это совершенно не соответствует флорентийским стандартам.

Послесловие.

Своей толики внимания заслуживают и другие неординарные (да и вполне заурядные) проекты. Можно было бы порассуждать о ищущей себя «Болонье», гротескном «Лечче», «Сассуоло» (ФК «Берарди»), ведомым лишь сильным тренером и вечно перспективным игроком, или же, например, о ставшей полностью несмотрибельной «Роме», «сарриболе» под новым соусом и т.д. и т.п. В этом, собственно, и прелесть нынешней Серии А, ведь теперь это калейдоскоп авторских команд, тактических гиков и ярких пассионариев на тренерском мостике. Хотя бы абзаца заслуживают все, но формат заставляет вписывать в рамки лонгрида лишь наиболее запомнившиеся лично мне проекты.

Так уместно ли провозглашать реинкарнацию лучшей версии Серии А? Нет, пожалуй. Та эпоха по-своему самобытна, а потому безвозвратно утеряна – под неё можно лишь пытаться мимикрировать. Но нужно ли? Каноны поменялись, тон задают осовремененные игровые модели, их много и они дополняют друг друга, причудливо переплетаясь в философию нового итальянского футбола. Именно поэтому calcio is back.

Мой телеграм-канал

Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать наш блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.