Вывоз капитала
В минувшие выходные на юге Англии случилось историческое событие: «Челси» Романа Абрамовича сыграл товарищеский матч с «Портсмутом» Владимира Антонова. Иван Калашников съездил в Портсмут и убедился, что встреча двух английских команд с российскими владельцами прошла так, что вспоминать о России не было решительно никакого повода.
«Когда мы купили клуб, после завершения сезона в команде осталось только восемь игроков», – рассказывал Sports.ru один из новых совладельцев «Портсмута» Роман Дубов. На официальном сайте перед товарищеской игрой с «Челси» в составе значилось 14 человек. В заявке на матч обнаружилось 16. Все это выглядело бы довольно печально, если не знать, что два года назад «Портсмут» тратил на зарплаты игроков 91% клубного дохода, а сайт в какой-то момент отключили за неуплату.
Отключение сайта стало далеко не самым болезненным событием в недавней истории «Портсмута» – в конце концов, он не работал всего несколько часов. Куда более серьезный урон клубу нанесла деятельность исполнительного директора Питера Сторри, который, похоже, не работал (а занимался чем-то другим) несколько лет. Неизменно улыбаясь из-под пробора, Сторри по ходу своей карьеры умудрился последовательно развалить хозяйство в «Вест Хэме», «Саутэнде», «Ноттс Каунти» и «Портсмуте». На последнем месте работы Сторри устроил самый впечатляющий бардак: в течение сезона-2009/10 «помпи» пережили чудовищную неразбериху с владельцами, задержки зарплаты, внешнее управление, девятиочковый штраф и вылет в чемпионшип. А потом пришли русские.
Российский владелец английского футбольного клуба – это стереотип, от которого сложно отмахнуться даже владельцу «Челси». Несмотря на то, что деньги Романа Абрамовича стремительно выдвинули «синих» на позиции, которые клуб никогда прежде не занимал, в Англии ему с удовольствием припоминают увольнение Моуринью, покупку Шевченко, назначение Гранта и еще тысячу мелочей. Абрамовича уважают, но считают скрытым эксцентриком, который нет-нет да выкинет что-нибудь раз в год. От Владимира Антонова многие поначалу ждут как минимум того же: болельщик «Челси», сидевший рядом со мной в автобусе, узнав о деятельности компании «Конверс Груп», радостно предположил, что «Портсмут» вскоре приобретет не только дорогущих футболистов, но еще и автогонщика с гольфистом.
* * *
Портсмут – один из тех городов, куда нужно приехать как минимум дважды. Не потому, что он так уж хорош (скорее нет), а потому, что он полностью меняет свой облик в зависимости от погоды. В солнечный день это почти курорт с толпами туристов на набережной, уходящими в сторону континента паромами и теплым по британским меркам морем. В дождь здесь бросаются в глаза только мрачные пабы с объявлениями «Скидка докерам 20%», люди с упаковками пива, выбегающие из супермаркетов (по одной бутылке алкоголь тут не продают), да указатели на дом, где родился Чарльз Диккенс – человек, который знал больше всех в мире слов для описания беды, нищеты и отчаяния.
Впрочем, на футбол тут ходят при любой погоде. У городского собора я встречаю группу довольно решительно настроенных болельщиков с вытатуированными полумесяцами на ногах, а также и внушительное количество полицейских, которых явно много для товарищеского матча. Болельщики внезапно сворачивают с главной улицы в противоположную стадиону сторону, и с криками присоединяются к толпе, размахивающей английскими флагами. Оказывается, по городу идет маршем English Defence League – одна из из тех организаций, участников которой нужно скорее охранять друг от друга, чем от нелегальных мигрантов.
* * *
Несмотря на то, что EDL увлекла какую-то часть фанатов, на 20-тысячном стадионе «Фраттон Парк» все равно собирается 19 345 человек. Матч товарищеский, но в соперниках «Челси» – так что в стоимость билета входит возможность впервые увидеть Андре Виллаша-Боаша, похлопать Лэмпарду, погудеть в адрес Торреса и двадцать минут подряд (!) распевать песню «Terry is a wanker». В первые минуты вообще кажется, что премьер-лига отсюда и не уходила – хозяева и гости играют совершенно на равных, фанаты «Челси» шумят в гостевом секторе, а из знаменитого рва вдоль южной трибуны, знакомому по телекартинке каждому, кто когда-нибудь смотрел Англию, торчат головы запасных.
Но уже на 7-й минуте матча Таль Бен Хаим наносит прицельный удар головой в верхний угол собственных ворот – и как бы разом отвечает на все вопросы: пока «Портсмуту» приходится выставлять в основном составе одного из худших защитников в истории премьер-лиги, до самой премьер-лиги еще далеко. Словно желая подчеркнуть разницу между командами, Виллаш-Боаш меняет в перерыве всю команду, выпуская 11 новых игроков, а установку им дает прямо на поле у бровки – так, что весь «Фраттон Парк» видит, сколько же в «Челси» классных футболистов.
Тем не менее второй тайм – без Торреса, Малуда и Жиркова, но с Дрогба, Лэмпардом и Терри – проходит с преимуществом «Портсмута». Пришедший из «Блэкпула» Люк Варни несколько раз обыгрывает на фланге Босингву, зарабатывает пенальти, но Илариу достает мяч из угла. В принципе, болельщикам этого достаточно – Варни провожают громоподобной овацией, а тренер «Портсмута» Стив Коттерил с довольным видом комментирует матч на пресс-конференции: «Мы забили сами себе, заработали пенальти, не реализовали его – в общем, практически выиграли». А потом приглашает одного из местных журналистов присоединиться к команде в предсезонном турне по Америке: «Ты же видишь, Мэтт, у нас не хватает игроков – а у тебя, я знаю, уже собрана сумка».
* * *
Главное, что становится понятно после посещения Портсмута – тут не происходит ничего необычного. Команда собирает аншлаги. Стадион собираются ремонтировать. В здании клубного отеля строится новый фаншоп. Билеты на дерби с «Саутгемптоном» получат те, кто до этого посетят как минимум три домашних матча. После игры с «Челси» Таль Бен Хаим выходит просить у болельщиков прощения и полчаса раздает автографы. Все идет так, как и должно – и если будет идти так же, то вряд ли кто-то станет вспоминать, из какой страны приехал Владимир Антонов.
возжелать жену ближнего, вола его, осла его, итд
они считают это верхом идиотизма