Глазами гонщика. Как устроена кабина автомобиля GT
Пилот серии Blancpain Endurance Михаил Лобода рассказывает о предназначении всех рычагов и кнопок в автомобиле GT.
Кабина гоночного автомобиля сильно отличается от салона обычного серийного авто. В современных гоночных машинах высокого класса, таких как GT, много систем, обеспечивающих помощь пилоту в управлении автомобилем. В данной статье мы разберем бортовую панель и органы управления Mercedes SLS AMG GT3, на котором наш экипаж выступает в Blancpain Endurance Series.
1) Flash – кнопка, незаменимая в гонках на выносливость, где в заездах одновременно принимают участие машины в разных по скорости классах. После нажатия на кнопку фары вспыхивают несколько раз – это позволяет предупредить об обгоне более медленного пилота.
2) Radio – служит для обратной связи с инженером или менеджером нашего экипажа. По радио мы сообщаем важную информацию по машине или по ситуации на трассе, а с пит-уола обычно получаем информацию о стратегии на гонку.
3) Pit-limiter – ограничитель скорости на пит-лейн. Очень важно для высокого результата не получать штрафы по ходу гонки, поэтому, дабы избежать наказуемого превышения скорости, мы используем эту кнопку при заезде и выезде с пит-лейн.
4) Neutral – кнопка, служащая для переключения полуавтоматической коробки передач в нейтральное положение.
5) 6) Лепестки, служащие для переключения коробки передач вниз и вверх, слева – вниз, справа – вверх.
1) Light – обычный свет.
2) Light 2 – более яркие фары, используемы на длинных гонках в ночное время суток.
3) Rainlight – свет, используемый во время дождя, аналог противотуманных фар.
4) AC – кондиционер, но в нашей машине он не используется и не нужен, отлично хватает прямого воздушного обдува.
5) Fan – обдув. Скорость потока зависит от скорости автомобиля. Некоторые пилоты при движении свыше 200 км/ч закрывают визор шлема, потому что из-за ветра начинают хуже видеть.
6) Fuel-reset – используется для обнуления датчиков. На пит-стопе, после дозаправки автомобиля, необходимо обнулять датчик топлива, чтобы компьютер корректно высчитывал и отображал на дисплее остаток топлива в баке.
7) MAP – переключатель между тремя режимами работы двигателя. Служит для контроля расхода топлива. 1 – самый экономичный режим, используется, например, во время выезда на трассу машины безопасности. В этом режиме мощность двигателя сильно снижается. 2 – менее экономичный, может использоваться по ходу гонки, чтобы сохранить топливо до планового пит-стопа. Мощность двигателя немного ниже обычного. 3 – боевой режим работы двигателя.
8) ABS – переключатель режимов работы системы ABS. Имеет 10 уровней. 10 – минимальная помощь в работе ABS. 1 – максимальная помощь при торможении. В квалификации на новых покрышках, переключатель устанавливается на десятый режим, дабы уменьшить помощь системы ABS на торможении, что позволит сократить тормозной путь. При износе покрышек в гонке для того, чтобы избежать блокировок на торможении, переключатель сдвигается на несколько режимов ниже. В дождь переключатель устанавливается в положении от 1 до 5.
9) ABS reset – кнопка, перезагружающая систему ABS при возможных сбоях.
10) ASR – переключатель режимов системы traction control. Имеет 10 уровней, как и ABS. Соответственно 10 уровень – минимальная помощь при пробуксовке, 1 – максимальный уровень ASR. Как и в случае с ABS, выбор режима варьируется в зависимости от износа покрышек и состояния трассы (сухо или мокро).
11) Driver ID – так как в экипаже едет несколько пилотов (в нашем случае три), для корректного отображения фамилии на экранах live timing каждый пилот имеет свой номер. Садясь в машину, пилот переводит переключатель на свой номер, и фамилия на экранах меняется.
12) ASR on/off – используется для включения/выключения системы ASR. При въезде на пит-лейн система ASR должна быть выключена, чтобы облегчить старт от бокса. При выезде с пит-лейн включение системы обязательно.
13) ABS on/off – используется для включения/отключения системы ABS.
14) Тумблер зажигания
15) Start engine – стартер.
16) Рычаг включения задней передачи.
17) Включение-выключение массы. Масса – это весь корпус авто, к которому подходит минусовой провод с акб.
18) Аварийка
19) Кнопка включения системы пожаротушения.
20) Рычаг, используемый для настройки педального состава. Позволяет настроить расстояния до педалей, индивидуально под каждого пилота.
21) Кнопки используются инженерами и механиками для настройки систем автомобиля.
МИХАИЛ ЛОБОДА
Скажите, пожалуйста, а белая с черной точкой по середине это тоже кнопа управления? Или же элемент декора, хотя вряд ли )) с декором и удобство судя по картинкам там полный нуль!
Это то, чего многим так не хватало! Прекрасный информативный материал, а не новые сплетни из паддока!
Большое спасибо!
Да, еще интересно, это полноприводной автомобиль или привод задний?
Далеко от автолюбителей-практиков, но как большой поклонник автогонок читал, рассматривал все с большим увлечением!
Спасибо огромное!