Реформа МВД
Посмотрев на главное открытие плей-офф – подмосковный ХК МВД, который с 21-м в КХЛ бюджетом вышел в финал Западной конференции, PROспорт обнаружил в составе пятерых игроков, помнящих высшую лигу, увидел тренера, у которого есть медаль «За охрану общественного порядка», и выслушал рассказ о том, много ли проблем клуба министр Нургалиев разрешил.
Мент на поле — зэк на воле
Честно? Вы можете уснуть, впервые увидев, как играет ХК МВД. Не то чтобы это произойдет непременно, просто такую возможность исключать нельзя. Балашихинский хоккей — он тягучий, вязкий, со вкусом жвачки, которую челюсти молотят уже второй час. Но при этом — жизнеспособнее 20 хоккеев из представленных в КХЛ.
За шесть лет своего существования ХК МВД играл в трех лигах — в высшей, в той, что была супер-, а вот теперь в континентальной. И квартировал клуб в трех городах — Твери, Подольске и Балашихе.
Приучить народ по собственной воле кричать: «МВД! МВД!» — задача трудновыполнимая, но хоккейному клубу удалась. В Твери, правда, на это ушел почти сезон. «На трибунах была театральная тишина», — рассказывает защитник Максим Великов, который в клубе уже шестой год.
— Первое, что нам в Твери прокричали с трибун: «Пока мент на поле — зэк на воле!» — рассказывает генеральный директор клуба Андрей Сафронов. — В конце сезона, когда мы выиграли высшую лигу, весь зал скандировал: «ХК МВД!»
Вообще клуб до этого сезона запоминался больше нехоккейным. В 2005-м соперник ХК МВД по плей-офф высшей лиги хабаровский «Амур» прилетел в Москву на ответные матчи — и ему стало не до хоккея: милиция сначала трясла команду на предмет перевозки сильнодействующих препаратов, а потом — уже по дороге — искала в автобусе гексоген. Та история как-то замялась.
Через год скандал был уже в самой команде: забастовали игроки.
— Говорили, что вы тогда грозили неприятностями забастовавшим игрокам — Срюбко, Антоненко, Чистову.
— Собака лает, караван идет. Угрожает тот человек, который сделать ничего не может. Зачем я буду угрожать, если я что-то тебе могу сделать?
Из этого довольно сложно было понять — то ли угрозы были, но ничем не подкреплялись, то ли угроз не было, но что-то случиться могло. Но Андрей Сафронов продолжил — и следующим предложением снял вопросы:
— За что я мог угрожать игрокам — за то, что клуб должен им денег? Отмечу: мы выплатили им все. Никого никогда не обманывали. Виктору Гордиюку, помню, премиальные за выход в суперлигу заплатили через восемь месяцев. Он позвонил удивленный: «Спасибо», — говорит.
Наконец, осенью 2007-го случилась потрясающая история с нападающим Денисом Карцевым. За ХК МВД он провел шесть матчей, ничего не забил и не отдал, заработав только показатель полезности «минус пять» и четыре минуты штрафа. Клуб расторг с ним контракт по обоюдному согласию, но как-то так получилось, что летом 2008 года Карцев отсудил у ХК МВД больше 5 млн руб. То есть каждый его матч стоил почти миллион.
После того ХК МВД повзрослел и по глупостям в ленты новостей старается не попадать.
За охрану общественного порядка
«Грамота.ру» советует фамилию Знарок склонять без выпадения гласных, но Знарок, чувствуется, при случае порекомендует «Грамоте.ру» таких советов больше не давать. В интервью клубному журналу «Хоккейный патруль» главный тренер ХК МВД будто специально несколько раз говорит о себе в третьем лице — и называется исключительно Знарком. Ну и мы, пожалуй, будем его так называть.
Олег Валерьевич — человек, мягко сказать, жесткий. Гонял судей и чужих игроков. О главной потасовке в жизни, когда в 1988-м в рижском ресторане он спиной к спине с отцом бился против 10 уголовников, рассказывает скупо: нас, говорит, изрезали, но с ног сбить не смогли, официанток уголовники душили телефонными проводами, а весь зал сидел под столом. Изрезанному в той битве Знарку дали медаль «За охрану общественного порядка», а драка попала в проект «Криминальная Латвия»: двое из тогдашних оппонентов Знарка в 90-е стали людьми очень авторитетными.
Предсезонка-2009 от Знарка была такой, что доходило до обмороков. В сезоне тренерский штаб ХК МВД силен на выдумку. На тренировки хоккеисты выходят в свитерах со стилизованной под дорожный знак надписью на спине: «Уважай партнера!» Игроки признают идею хорошей: лишнее напоминание, что своих на тренировках калечить не надо и в спину лучше не бить.
А еще перед каждой серией тренеры вывешивают в раздевалке краткие характеристики на каждого игрока соперников: что он умеет делать, чего не любит. Так было с ЦСКА, рижским «Динамо», а теперь изучен и «Локомотив».
«Мы знали, как будет играть Рига, кто на какую точку встанет», — говорит Алексей Угаров, который пять минут назад отправил Ригу в отпуск, прыгнул на заградительное стекло, что-то кричал трибунам, наконец был смят радующимися партнерами и вот только-только отдышался. Попытка поговорить со Знарком о матчах плей-офф натыкается на глухую оборону из «мы играли в свою игру, они — в свою».
— Летом догадывались, что так все обернется? — вопрос тренеру напоследок.
Знарок впервые за разговор улыбается.
— Сначала как-то и не думали об этом. А потом зацепились. Ребята притерлись друг к другу, что важно: у нас ведь состав обновился.
Гендиректор Сафронов объясняет более развернуто:
— Коллектив, дисциплина, раздевалка бьют сейчас всё. Я команде сказал: «Ребята, вы все — сбитые летчики. Ваша задача — сесть в новый самолет, поднять его в небо и переп… в смысле перебить всех».
Миллионеров нет
ХК МВД — один из самых скромных клубов лиги.
— Из 24 команд у нас 21-й или 22-й бюджет, — вносит ясность Сафронов. — В глаза говорю вам это, не стесняюсь. ЦСКА игроков премировал больше, чем мы премировали за проход ЦСКА. У нас нет в команде ни одного долларового миллионера. И половинку получают единицы. Просто так в этой команде никто денег не зарабатывает.
Через все переезды и все сезоны ХК МВД прошли пять игроков: Максим Великов, Максим Соловьев, Алексей Цветков, Денис Кокарев и Владимир Горбунов. Цветков с Кокаревым сейчас в плей-офф — два главных эмвэдэшных бомбардира.
— Вся история клуба прошла перед моими глазами, — говорит Великов. — Я вырос с ХК МВД — вместе с ним я шагнул в большой хоккей. Раньше, помню, гаишники остановят, увидят удостоверение, что ты хоккеист ХК МВД, спросят: «А что это за команда? Есть же «Динамо». А сейчас уже большинство знает.
Не знать трудно, потому что министр внутренних дел Рашид Нургалиев матчей ведомственной команды старается не пропускать.
— Одним своим вниманием, надо думать, Нургалиев разрешил много клубных проблем? — вопрос Сафронову.
— Министр не для того, чтобы решать проблемы клуба. Но его внимание очень многое значит для команды, если вы об этом. Мы созваниваемся по два-три раза в день. Он понимает хоккей.
Министр и в раздевалку заходит. Но с началом плей-офф хоккеисты попросили свое руководство обойтись без этих визитов — до окончания каждой стадии плей-офф. Руководству заходить хотелось после каждого матча, но поделать с этим оно ничего не могло. Уперлись — и все тут.
Президент ХК МВД (он же генерал-лейтенант милиции, он же первый заместитель директора ФМС) Михаил Тюркин в хоккее первый год — и тем увлекательнее говорить с ним о клубе. Формулировки пока не отшлифованы до скучного лоска — и нет-нет да услышишь что-нибудь вроде:
— Мой спектр задач? Я занимаюсь всеми вопросами. Нет такого дела в клубе, которого я бы не знал.
— Но в тренерский процесс вы, конечно, не вмешиваетесь.
— Почему же, вмешиваемся.
Заметив удивление, Тюркин поясняет:
— Но это происходит корректно, с пониманием. После каждой игры мы общаемся с тренерами, высказываем им то, что мы видим как дилетанты. А иногда позиция дилетанта лучше, чем позиция профессионала. Я говорю им: «Ребята, в большинстве надо забивать. И «пять на три» тоже надо забивать. И вот этот хоккеист у вас сегодня не играет». И такое мнение президента клуба — это уже звоночек тренеру. Он говорит игроку: «Президент сказал, что ты сегодня не играешь». И пусть думает. Мне кажется, это правильно.
Вопрос, конечно, как намерен ХК МВД сохранять свой состав. В клубе определились со стратегией.
— Сегодня бюджеты серьезно завышены, — говорит Михаил Тюркин. — Клубы идут на поводу у игроков, тренеров, агентов. Это путь в никуда. Вот у нас нет ни одного игрока, который не стоит своих денег. И не будет. Мы выполняем свои обязательства — и платим человеку то, что он заслуживает. А начнется шантаж, значит, распустим этих игроков и наберем новых, соотношение «цена — качество» которых будет нас устраивать.
— Агентам с вами трудно, судя по всему.
— Нам очень легко с ними разговаривать. Мы действуем с позиции здравого смысла. Те, кто сейчас останется в команде, узнают, что такое реальные победы. А кто побежит за контрактами — через два года про них могут и не вспомнить. При этом я с большим удовольствием оставил бы всю команду и тренерский штаб. Но без резкого увеличения расходов.
Есть богатые бестренерные клубы — и уже идут разговоры, что одному из них понадобился Знарок. PROспорт пытался пугать этим руководство ХК МВД. Никто почему-то не пугался.
— И что тренера уведут, не боитесь? — спрашиваю Тюркина.
— Не боимся, я же говорю вам.
— Считается, что это команда Знарка.
— Это неправильно считается. Результата добилась вся команда. Знарок в прошлом году занял 18-е место. Ничего не изменилось ведь. Вы только, когда будете писать, не допускайте провокаций. При моем хорошем отношении к Знарку его роль… Поверьте, та же самая команда в другом моральном состоянии может и провалиться. А сейчас мы поймали волну.
Без школы
Если неотрывно глядеть на верхний этаж высотки, которую заканчивают строить впритык к балашихинской арене, шею сведет через минуту.
— Понятия не имею, что в этом здании будет, — говорит Михаил Тюркин. — Вроде бы какая-то гостиница. Мы обращались к городу, чтобы нам там выделили помещения, — бесполезно. Я недоволен позицией главы города. Вот перед матчем с Ригой наконец появились рекламные растяжки — спасибо ему за это, конечно. Но это же я ему сказал! А неужели самому не понятно, что командой надо гордиться — и поддерживать ее. Создается впечатление, что руководству Балашихи клуб не особенно нужен.
Инфраструктура ХК МВД развита слабо. В частности, у клуба нет спортшколы. На «Балашиха-Арене» тренируются дети, но под чужой вывеской.
— Надо создавать нормальную ДЮСШ. Порядки в существующей нас не устраивают. Когда при бюджете в 5 млн от города школа собирает деньги с родителей — я этого понять не могу, — слова Тюркина.
ХК МВД — пример того, как грамотно расходовать средства. Можно, конечно, хохотнуть, услышав, как Михаил Тюркин на полном серьезе говорит в 10 диктофонов: «Теперь наша цель — выиграть Кубок Гагарина». Но когда клуб, всей зарплатной ведомости которого хватит только на Яромира Ягра и Алесея Яшина, находится в двух прыжках от звания чемпиона страны — такой клуб нельзя не уважать.
— Как вы сами себе объясняете, почему Ягр, Федоров, Яшин, Куляш и Зубов уже не играют в плей-офф, а Цветков, Кокарев, Горбунов, Великов и Соловьев — играют? — спрашиваю Максима Великова.
— Ну вы же видите — у нас есть команда.
Журнал PROспорт N 6 (145) 5 – 18 апреля 2010
ИЗ ПУШКИ НА ЛУНУ
Сеск Фабрегас рос в «Барселоне», а вырос в «Арсенале», мечтал быть героем солнечной Каталонии, а в итоге покорил дождливый Лондон. PROспорт рассказывает почти жюль-верновскую историю о том, как испанец стал символом английского клуба, отражением его философии и доказательством его статуса.
ЭКРАН ПОКАЖЕТ НАШ
Наш футбол, каким мы этой весной видим его из космоса на канале «Наш футбол». Блюдо на спутниковых тарелках, которое требуется разогреть и приправить, то есть сделать аппетитным.
ИНТЕРМЕДИЯ
В короткий промежуток между матчами ЦСКА и «Интера» PROспорт успел отловить трех самых неприятных армейскому болельщику футболистов миланского клуба. Первый забил ЦСКА на «Сан-Сиро», второй обещает забить в ответном матче, а третий был и будет главным препятствием на пути мяча в ворота «Интера».
ВКП(б)* *Владимир Кличко + Поветкин = Бой
PROспорт заявляет, что следующим боем в супетяжелом весе должен стать бой Кличко – Поветкин, и объясняет, почему.
ИЗ РУК ВОН
Тимур Дибиров, левый край «Чеховских Медведей» и гандбольной сборной России, – о завышенных ожиданиях, ежегодных провалах и знаменитой ссоре с Владимиром Максимовым из-за золотых кроссовок.
РЕФОРМА МВД
Посмотрев на главное открытие плей-офф – подмосковный ХК МВД, который с 21-м в КХЛ бюджетом вышел в финал Западной конференции, PROспорт обнаружил в составе пятерых игроков, помнящих высшую лигу, увидел тренера, у которого есть медаль «За охрану общест венного порядка», и выслушал рассказ о том, много ли проблем клуба министр Нургалиев разрешил.
ГЕРОЙ ДЗЕРЖИНСКОГО
Беседа с олимпийским чемпионом о лыжах, голоде, открытых письмах и отдельных недостатках.
ЗАКРУГЛИЛИСЬ
На финише трудного сезона PROспорт грустит о звездах, которых мы больше не увидим на лыжне, и вспоминает главное, что случилось с ними в биатлоне.
АНДРЕЙ ТИХОНОВ: «Если бы не «Химки», мог закончить с футболом»
Старый-новый капитан «Химок» – о футбольном счастье, о первом дивизионе, о Лиге чемпионов и о том, можно ли играть в 40 лет.
«МОУРИНЬО НЕ ОСОБЕННЫЙ»
Мифы о главном тренере «Интера» комментирует бывший игрок «Порту» Сергей Юран.
О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР
Как интернет-трансляции меняют спортивный рынок (колонка Дмитрия Навоши).
Гон, по-моему.
Кузня, Витязь, Лада - меньше как минимум.
Да и у той же Риги, к примеру, явно бюджет меньше - менты переманили их бывших легов.
Вот это человек реально не понимает о чем говорит.
12-ое место.
В том же сезоне лига опубликовала зарплаты хоккеистов. http://www.championat.ru/hockey/news-144845.html
Там конечно ситуация похуже, но так или иначе.
Кстати, про Знарка на Грамоте.ру - гон. )))
А так, хороший текст ))
А после 17-го места ВТБ туда стал меньше вкладывать.
«А после 17-го места ВТБ туда стал меньше вкладывать.»
Это имело бы какое-то значение, если бы клуб до 17 места чего-то добивался. Да и тут, по-моему, тупо зависит от связей рулил МВД во главе с Нургалиевым)
Сафронов сказал: «Говорю вам в глаза, не стесняюсь».
Я был под гипнозом.