Денисов – собака – СПБ
Несколько историй из жизни Игоря Денисова – человека и собаковода
Краткое предисловие, в котором автор объясняет выбор своего героя и жанра, в котором будет идти повествование
У каждого поколения свои герои. Кто-то из болельщиков «Зенита» вопил в свое время с трибун стадиона имени Кирова: «Бурчалкин, дави!» Кто-то мечтал заиметь ребенка от Володи Казаченка. Кто-то восхищался напористостью Вернидуба. Я начал сознательно болеть за «Зенит» тогда, когда еще не растративший обаяния Властимил Петржела размашисто выписал путевку в жизнь сразу нескольким молодым футболистам. Из того призыва в команде до сих пор играют двое: Владимир Быстров и Игорь Денисов. Макарова подвели колени, Николаева — агент, Власов получает зарплату в «Тереке», Лобов, по сути, сгинул.
Самый неоднозначный парень в этом списке — Денисов. Гарик. Человек с двумя бурбулями, одно имя которого способно стимулировать надпочечники фанатов половины команд премьер-лиги, ускоряя выброс адреналина. PROспорт составлял однажды список его подвигов: тут и выяснение отношений с Карпиным, и потасовка с Радимовым, и скандал с автоинструктором. Но, наблюдая за Денисовым вблизи уже восьмой год, я могу заверить: образ «всадника без головы» вообще никак не соотносится с реальным Игорем.
В одном легенды не врут — Денисов не разговаривает с журналистами. За восемь лет профессиональной карьеры он дал ровно четыре интервью. Видимо, для того, чтобы убедить Гарика пятый раз в жизни подойти к диктофону, надо обладать свойствами всех Людей Икс оптом. Поэтому я пошел длинным путем — поговорил с теми, кто сопровождал Игоря на протяжении его карьеры. К самому Денисову я пришел последним. Рассказал, что беседовал для статьи о нем с самыми важными в его футбольной карьере людьми. Игорь удивился и спросил: «А зачем вам это?» Я попытался объяснить. Денисов выслушал и сказал: «Спасибо».
История первая, о том, как герой танцевал на дискотеках и менял тренера
Максим Александрович Шаров, первый тренер Денисова, школа «Турбостроитель»: «В начале 90-х мы ходили по обычным школам и искали там способных. Однажды наш тренер Валентин Костыгов зашел в очередной класс и задал вопрос: «Пацаны, кто тут из вас лучше всех в футбол играет?» Встал светловолосый мальчишка и скромно так заявил: «Я играю лучше всех в школе. Если надо, то и вас заодно могу обыграть!» Потом пришел к нам на тренировку и стал лидером и капитаном команды 1984 года.
С дисциплиной у Игоря все в порядке было. А пошутить я и сам, слава богу, люблю. Знаете, я всегда стараюсь вникнуть в интересы моих подопечных. Узнать, чем они увлекаются. Понять, что такое рэпы-рейвы всякие. Да и разница у нас в возрасте не такая уж большая была — 13 лет всего. В лагере на дискотеки вместе ходили. Танцевал Игорь на уровне. И с девчонками у него всегда все в порядке было. Рубаха-парень! Но если серьезно, то кроме футбола Игорь практически ничем не увлекался».
Василий Александрович Костровский, директор Академии «Зенита» (бывшая СДЮШОР «Смена»): «С Игорем я познакомился, когда ему было лет 10, — мы играли товарищеский матч, «Смена» против «Турбостроителя». Естественно, мы победили, но мне сразу приглянулся капитан соперников, который пытался играть до конца в любом эпизоде, тащил команду за собой, подсказывал. В общем, показал те качества, которые присущи Игорю до сих пор. Уже через год я пригласил его в «Смену». Были ли тогда у Игоря бурбули? Бурбулей точно не было. Кажется, у мамы была какая-то маленькая собачка, вроде кокер-спаниеля».
Шаров: «Скажу откровенно: тогда мне обидно было. Растишь, лелеешь игрока четыре года, а потом он уходит в другую, более сильную школу. Но я понимал, что для Игоря так будет лучше. В «Смене» он тренировался под руководством Василия Костровского, который в Денисова точно не меньше моего вложил. Кстати, в подтверждение одержимости Гарика футболом вспоминается такой случай. Мы с «Турбостроителем» были в летнем лагере, и тут вдруг Игорь приехал: «Можно я с вами буду пока тренироваться? А то у нас в «Смене» месячный перерыв, а я по футболу соскучился». Всю смену с нами отпахал».
История вторая, о том, как тренеры обнаружили в игре героя массу недостатков, но все же взяли в дубль
Анатолий Викторович Давыдов, чемпион СССР — 1984, главный тренер дублирующего состава «Зенита» в 2001 году: «Я посоветовался с Костровским, спросил, что есть интересного среди ребят 1984–1985 годов рождения. Тот посоветовал мне Денисова с Быстровым. Ребята сразу показались характерными, что было странно в том возрасте. Лидерские качества не могут появиться сами по себе: это врожденное, это генетика. Игорь всегда мог сыграть жестко, неуступчиво на тренировках. Никогда не стоял на поле, всегда большой объем работы делал. Требовательный мальчишка — мне это очень понравилось. Обратил внимание только, что у Денисова не был поставлен правильный футбольный бег, бег игровика: он был тяжел на ногу. Он занялся работой с легкоатлетом, который помог поставить игровой бег. Спустя год наступания через пятку стало меньше».
Костровский: «После окончания школы 10 человек из моей команды подписали контракты с «Зенитом». И капитан, конечно, тоже. Во время просмотра, кстати, был интересный момент. Денисов впервые вышел в составе дубля, волновался и много ошибался. Недалеко от меня стоял Юрий Морозов, который, глядя на то, как Игорь порет, сказал: «А кто этого толстопопого сюда привел?» Я готов был провалиться сквозь землю».
Давыдов: «Мы готовились к чемпионату. И эта сверхвозбудимость Игоря сказалась — Морозов был недоволен Денисовым. Мол, небольшого росточка, неуклюжий. То же самое касалось и Быстрова, кстати: один неуклюжий, а второго, как говорил Морозов, ветром сдувает. Мне даже посоветовали от таких футболистов избавляться. В итоге я пошел к Мутко, объяснил ситуацию. Мутко меня поддержал, сказал, пусть остаются и работают».
История третья, о том, как герой дорос до лидерства в дубле, а потом заскучал
Тут без пояснений не обойтись: тот дублирующий состав, который в 2002 году выиграл серебряные медали — соответствующий кубок и сегодня в фойе базы в Удельном, — собирал тысячи зрителей на стадионе «Смена». Болельщики со стажем любят козырнуть впроброс, как они ходили смотреть на молодого Вовку Быстрова, или небрежно признаться, что видели матч с 18-летним Денисовым-капитаном.
Вячеслав Михайлович Мельников, чемпион СССР — 1984, главный тренер дублирующего состава «Зенита» с 2002 по 2003 год: «Я впервые увидел Денисова, когда он играл за дубль у Давыдова. По большому счету с тех времен он почти не изменился. Такой же замкнутый, с таким же сумасшедшим характером. Его участие в тренировках — большое благо для тренера. Бывает, приходишь на занятие — у кого-то настроения нет, кто-то вразвалочку в «квадрат» играет, а Игорь сразу приводил всех в рабочее состояние. В любом столкновении он всегда показывал, что настроен тренироваться, а не отдыхать. У него всегда было такое выражение лица, как будто он сейчас кого-то покусает. Причем относилось это как к соперникам, так и к своим».
Алексей Александрович Стрепетов, тренер дубля «Зенита» в 2003–2005 годах: «С Денисовым я познакомился в 2002-м. Игорь, честно говоря, не производил хорошего впечатления. Он не одаренный футболист. Было видно, что у него неправильная посадка, что он неправильно бежит и это замедляет его работу, он не очень хорошо координирован. Но во многом это компенсировала его целеустремленность. Денисов в тот период ничем особенным не выделялся. Играл за сборную города, причем неважно. Объем работы выполнял небольшой. На турнире Гранаткина установил антирекорд — не забил три пенальти. Но рвение и желание пробиваться выше у Игоря было огромное. При этом нужно помнить, что, когда Игорь играл за дубль, с деньгами были трудно. Ребята получали по 3000–4000 руб. Я приходил в бухгалтерию и просил выписать Денисову хоть небольшую премию: парню жить было не на что. В юношах Денисов очень хотел попасть в сборную. Но ему надо было изменить движение при беге. И он много работал над этим. А когда первый раз приехал в сборную, тренер Юрий Смирнов, который изначально не очень верил в Игоря, сказал с восхищением: «Я таких ребят не видел». Так что первое, что можно отметить в Игоре, — это трудолюбие, он очень упертый. Еще он был настолько серьезен, что даже тренерскую ласку не принимал. Например, я несколько раз пробовал называть его Диней. А он мне отвечал: «Я не Диня, я Игорь».
Давыдов: «Как раз в то время я, можно сказать, спас карьеру Денисову: я перешел из дубля во вторую лигу, в Липецк. Собрал команду и пригласил из Петербурга Сашу Петухова. А они очень с Игорем дружили. Денисов не то чтобы дал слабинку, а, наверное, хотел просто эту дружбу сохранить и попробовать себя не в дубле, а во втором дивизионе. И он был готов уехать из Петербурга, зарабатывать другие деньги. Часто звонил Саше, Петухов передавал его просьбы забрать в Липецк. Я в итоге позвонил Денисову и сказал, что он должен играть в «Зените». Нельзя было взять и пойти на понижение. Я думаю, что это знаковый момент для его карьеры».
История четвертая, о том, как Петржела попытался дублеров подставить, да не смог
Владимир Боровичка, тренер «Зенита» в 2003–2006 годах: «Помню матч, после которого было принято решение привлечь Денисова к основному составу. Дубль играл в Элисте на запасном поле. Денисов действовал отлично — здорово боролся, никому не уступал на поле. Мы сразу же решили: этого парня мы возьмем. Впрочем, тогда мы взяли сразу несколько молодых игроков — Власова, Быстрова, Макарова, Николаева».
Стрепетов: «Поворотным в карьере Игоря Денисова стал матч дублирующих составов «Зенита» и «Уралана». Кстати, за «Уралан» тогда играли Денис Колодин и Дмитрий Голубов. А тренировал Леонид Слуцкий. В общем, у них тогда приличная была команда. А за «Зенит» играли Чонтофальски, Недорезов, Мицейка, Ефимов, Лобов, Коноплев, Быстров, Левандовский, Денисов, Макаров, Власов, Николаев, Мельников. Так вот, из этого состава девять человек были привлечены в основную команду».
Боровичка: «Могу сказать, что приход той группы молодых игроков был очень полезен для команды в целом. С Денисовым лично мне общаться было легко, хотя у некоторых контакт с Игорем не налаживался. Я всегда прямо говорил Игорю все, что думаю. Мне кажется, он это ценит. Готов подтвердить слова Аршавина о том, что Денисов — тот человек, который никогда не предаст и не подведет».
Стрепетов: «Я считаю, что Петржела забирал игроков для того, чтобы показать — дубль нулевой. Он так делал всегда. Как-то раз перед матчем на Кубок взял Рогова. А я его перед этим на неделю отстранил. У меня несколько ребят было отличных, а Петржела поставил Рогова, а потом сказал: «Взяли у Стрепетова лучшего игрока, а он никакой». Так вот, когда брали после матча в Элисте ту группу игроков, замысел, как мне кажется, был такой: продемонстрировать, что в дубле никого нет и нужно купить новых футболистов. А оказалось, что резервисты-то в порядке!»
Мельников: «С Петржелой у Игоря не всегда все было хорошо. Пару раз Власта швырял в сторону Денисова бутылки с минералкой, Игорь как-то не хотел даже на тренировки приходить. Потом состоялся разговор с Петржелой, и конфликт был исчерпан. Так и получилось, что вскоре заиграла целая группа ребят из дубля: Быстров, Макаров, Лобов, Астафьев, Власов».
Стрепетов: «Для Денисова было очень важным то, что он попал в «Зенит», когда там уже играли Кержаков и Аршавин. Они его приняли и помогли ему. Если бы они не сделали этого, его судьба могла бы сложиться по-другому».
Мельников: «Почти все ребята из того набора сгинули в низших лигах, а Игорь — молодец, сдюжил. Нужно еще отметить, что он практически не травмируется. Остальным, наверное, здоровья не хватило. К тому же после серебряного сезона был сделан акцент на зарубежных футболистах, и этот выбор привел к тому, что из той молодежи в «Зените» сейчас остались только Быстров и Денисов. Ну, Игорю и характер, конечно, помог. Деньги для него не так важны, совершенствоваться ему помогает именно внутренняя мотивация. Потолок у него, что стало для меня сюрпризом, оказался достаточно высок».
История пятая, о том, что герой хотел играть как Радимов, а стал как Тимощук
Костровский: «Денисов начинал атакующим полузащитником. Он всегда играл впереди, единственный раз на позиции опорника я попробовал его в финале первенства России в Камышине. Даже согласия было добиться непросто, но отыграл он хорошо. Те длинные передачи, которые мы сейчас видим, всегда были в его арсенале. Правда, когда он был молодой — по меркам основной команды, — его главной задачей было отобрать мяч и отдать его Радимову, который имел право на ошибку».
Стрепетов: «Опорника из Игоря сделал Адвокат. Это очень трудная позиция, но перед глазами у Денисова был отличный пример — Анатолий Тимощук, который и играл во вратарской, и закрывал центральную зону. Игорь усвоил урок. Спаллетти тоже внес большой вклад в становление Игоря: сейчас он играет как современный европейский опорный полузащитник».
Мельников: «Он считал, что его место — под нападающими. Пришлось долго объяснять, что полузащитники тоже должны принимать участие в оборонительных действиях, вступать в единоборства. А вот забивал он достаточно много, было у него голевое чутье. Жаль, что сейчас оно не задействовано, а тогда он в стиле Зырянова умел неожиданно открыться вблизи ворот, здорово врывался в штрафную. Когда Адвокат передвинул его в опорную зону, мне показалось, что Игорь много потерял в атакующем плане.
В сентябре 2006 года в фойе владивостокской гостиницы помощник Адвоката Кор Пот попросил меня перевести установку на матч для Игоря. «Открывайся, играй агрессивней, не стесняйся бить по воротам — у тебя хороший удар». Я тогда, чего скрывать, припух от содержательности поставленных задач. Поэтому вовсе не удивился, что в 2007 году Денисов играл нечасто: сейчас об этом мало помнят, но «золотой» сезон Денисов провел практически в запасе. Поворотным стал матч с «Марселем» на «Петровском», когда Денисов впервые в еврокубках 2008 года вышел в старте и сыграл так, что разговоры об уходе из «Зенита» прекратились. А возможности такие были».
И еще пара историй о характере Игоря Денисова
Стрепетов: « У нас в дубле был мальчишка, играл левого защитника. Но не проходил медицинские тесты. Я решил его из команды отчислить. Денисов и Быстров тогда ко мне приходили, заступались за товарища, даже наехать пробовали. Правда, не получилось».
Костровский: «Денисов всегда отличался бойцовскими качествами, но грубияном не был. Взять ту же стычку с Радимовым — такое бывает по пять раз в неделю. Просто так вышло, что за той тренировкой наблюдали журналисты, поэтому все и вышло за пределы базы. На самом деле это абсолютно нормально и бывает в любом клубе. А вот обостренное чувство справедливости — это про Игоря. В моей команде он был единственным человеком, который никогда не боялся высказать тренеру собственное мнение об игре. Между прочим, он ко всем людям так относится. Денисов очень верный товарищ, но если его кто-то хоть раз предаст или обманет, общение с этим человеком закончится».
Стрепетов: «Игорь не дает интервью, потому что один журналист оскорбил его семью, сказав, что отец, мягко скажем, выпивает. Тот журналист вообще за свои слова заслуживал, чтобы ему начистили физиономию. Так что Денисов абсолютно прав в своем решении».
Шаров: «Просто Игорь себя так поставил во взаимоотношениях со СМИ. Не хочет выносить личную жизнь на суд общественности. Привык доказывать все на поле, а не на словах. У него отличная семья, много друзей. Да и у меня в команде он одним из главных весельчаков был».
Мельников: «Денисов всегда самосовершенствовался. Тогда дубль тренировался на «Смене», и поля были не первой свежести. Придумать на таком газоне какие-то интересные упражнения было сложновато, но Игорь своими эмоциями заряжал людей, и тренировки проходили достаточно энергично. Он же во всех командах становился капитаном. Лидерские качества подмечали все тренеры, к тому же для него, как и для Быстрова, не было авторитетов. 18-летние пацаны выцарапывали абсолютно проигранные матчи, и то, что зенитовский дубль тогда шел в лидерах, — заслуга Денисова».
Вместо постскриптума, нефутбольный эпизод, который характеризует героя
В 2004 году, будучи уже игроком основы, Игорь сыграл три партии с гроссмейстером Петром Свидлером. В 2010 году Свидлер вспоминал: «Я готов повторить: уверен, выбери Игорь в свое время шахматы — он добился бы в этом виде спорта очень многого. Ведь как человек, который не занимался шахматами профессионально и не получает тренерской помощи, он играет просто здорово. Две партии я выиграл, а третью — нет. Причем в ходе этой партии в равной позиции предложил Игорю ничью, но он не согласился. Посмотрел на меня чуть ли не с презрением и сказал: будем играть дальше. В итоге закончили мы ее все же вничью. Но то, что Игорь не пошел на мировую сразу, и то, как он потом действовал, очень многое для меня прояснило. Когда играешь с известными людьми, находишь в какой-то момент повод предложить ничью, которая, как правило, с благодарностью принимается. А у Денисова идея состояла совсем не в том, чтобы формально зафиксировать ничью, а чтобы ее действительно сделать на доске. И он добился-таки своего. Причем исходя из ситуации по ходу партии — с позиции силы. На меня все это произвело огромное впечатление».
История бурбулей
Бурбуль — порода, не признаваемая Международной кинологической федерацией, которая считает бурбулей одной из разновидностей мастифов. Бурбули — крупные (рост до 70 см, вес до 90 кг) псы, которые изначально должны были выполнять охранные функции и участвовать в охоте. Стоимость щенка из питомника — около $1500.
Родина бурбулей — Южная Африка. В большинстве рекламных брошюр питомников этой породы приводится легенда о том, что свою родословную эти собаки ведут от «булленбейзеров», высадившихся в 1652 году на мысе Доброй Надежды вместе с голландскими поселенцами.
Русская версия «Википедии» сообщает о трех случаях нападения бурбулей на людей, Google цитирует сообщения о 32 подобных случаях, произошедших в России и странах СНГ в 2000–2011 годах. В ряде стран они подлежат обязательной регистрации как бойцовые псы.
Игорь Денисов является владельцем двух бурбулей — Афанасия и Брунгильды.
А Игорь - наш Скоулз! )