9 мин.

Газ-тролли

Корреспондент PROспорт, наблюдая за выставочными матчами КХЛ – НХЛ, услышал много «хрусть!», нашел оправдания поражениям «Каролины» и рижского «Динамо», а также увидел, как в хоккей играет бронтозавр.

Чья игра

До матча СКА — «Каролина» было минут 15, церемония открытия с танцами и скрипачами клонила в сон — и когда свет в зале наконец включили, я от нечего делать стал смотреть в ноутбук петербуржского журналиста: «Суперматчу предшествовало красочное шоу, которое также можно назвать с приставкой «супер-». Лазерное шоу сменилось выступлениями акробатов, которые сменились инстоляциями (?! — PROспорт), предвещающими настоящую ледовую битву. СКА не стал позволять сопернику осваиваться…» — тут запись обрывалась, и, стоит заметить, обрывалась почти вовремя: она несколько опережала действительность, ведь матч еще не начался.

Как ни странно, намного веселее стало во время торжественных речей. Главный тренер СКА Айван Занатта два месяца назад говорил PROспорт: «Для победы надо научиться иметь дело с поражениями. Всегда должна быть боль», — и на старте сезона показал себя человеком слова: СКА, прежде блиставший в регулярке, начал учиться иметь дело с поражениями и дома проиграл три матча из пяти. Вот председатель совета директоров клуба Александр Медведев и уколол Занатту, за 10 минут до начала игры с «Каролиной» спросив у 12-тысячного дворца: «Ну что, петербуржцы, соскучились по хорошему хоккею?»

А глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что хоккей — наша игра. Что примечательно — американцам эту речь не переводили. Среди игроков «Каролины» стоял Антон Бабчук — он бы, конечно, мог перевести сам, но счел нужным промолчать. А может, был согласен.

Кто крепче

Первые два периода матча — пожалуй, самый вкусный хоккей этого сезона. «Хрусть!» — Лароуз впечатал одного хоккеиста СКА. «Хр-р-р-русть!» — другого. Это Лароуз, в котором 80 кг! И поначалу СКА как-то даже робел отвечать — ну нет в КХЛ команд, способных играть в полный контакт на протяжении всего матча. Думалось, что Петербургу очень не хватает на льду Дарюса Каспарайтиса, с этого сезона перешедшего на тренерскую работу с защитниками армейского клуба.

— У нас вообще не так много в лиге ребят, готовых играть в настоящий силовой хоккей, — говорил Дарюс накануне игры. — В силовой борьбе все идет от ног. Вы помните, какие раньше были хоккеисты? Сразу было видно — атлеты. Сейчас смотришь порой — у молодежи ноги как спички.

СКА раскачался, и вот уже пошли по бортам раскаты грома от силовых приемов Вишневского, Рыбина. Рыбин так вообще оказался самым заметным игроком матча: это он забил второй гол и это он, выключив из игры лидера «Каролины» Стаала, стал главным врагом американцев до конца игры — Стаал травму в столкновении с армейцем не получил, но от греха подальше был снят с игры.

— Это хоккей, тут бьют. Если бьют тебя, должен бить ты, — в два предложения уместил суть игры нападающий СКА Максим Афиногенов.

После эпизода с атакой на Стаала оставалось полчаса игрового времени — и за Рыбиным охотились каждую секунду, что он находился на льду. Первое появление Максима вызвало среди игроков «Каролины» ажиотаж: они пошли на него втроем. Двое вели его под силовой прием Лароуза. А Лароуз уж исполнил, как умеет. И что — сник после этого Рыбин? Ничуть.

— За вами же гонялись всю игру, — говорили ему.

— Гонялись, гонялись, но не догнали, — пожал плечами Максим.

Кто первый начал

Защитник Алексей Петров обычно в тени звезд СКА — не так-то много поводов проявить себя. «Каролина», в которой чистого тафгая нет, дала такой повод: один из ее лидеров Том Глисон начал бить клюшкой в спину Максима Сушинского. Один раз ударил, другой. Третий раз не успел, потому что на него накинулся Петров. Драка закончилась падением Алексея, но не от удара — Петров наступил на свою же клюшку.

— Александр Юдин вроде доступно всем объяснял, как драться на льду: первым делом надо отбросить подальше краги, клюшки, — говорю Петрову.

— Вот-вот. Но все произошло очень быстро: я увидел, что этот тип бьет Максима, — и бросился на выручку не раздумывая. Клюшку просто уронил себе под ноги. Ну и наступил на нее в конце концов, поскользнулся. Разок я Глисону все равно хорошо попал.

— Боялись?

— А что его бояться — он меня съест, что ли?

Защищенный Петровым Сушинский после этого забил «Каролине» дважды. Что там говорите, вредят драки хоккею?

На последней минуте игры сцепились Игорь Головков и Джей Харрисон. 20-летний Головков провел на льду за весь матч 1 минуту 44 секунды — и до этого запомнился тем, что ругался с финном Питканеном, удалялся и однажды отдал передачу из-за своих ворот на крюк сопернику. Вот как бы вы наказали Игоря, будь вы тренером защитников СКА? Я поступил бы, как Дарюс Каспарайтис (хотя вполне возможно, что ни о каком таком наказании Дарюс и не помышлял).

— Мне Дарюс сразу сказал: «Финн не будет драться. Если видишь на льду 44-го — он твой», — рассказывал Игорь. — Все ребята слышали слова Дарюса. И когда мы пересеклись на льду с 44-м, я не мог не пойти на него. Я ему проиграл, да. Если бы сцепились сразу — может, еще были бы варианты. А так мы катались, катались… Ну а у меня и опыта-то в боях нет.

Бой Головкову и правда не удался. Игорь сам кинулся на Харрисона, снял только одну крагу, не нанес ни одного удара и довольно быстро упал.

— Я ведь не знал, на кого он идет, — сказал отец Игоря, бывший президент «Динамо» Михаил Головков. — Игорь молодец, что не побоялся. Такие вещи лишь закаляют.

А вот у Риги с «Финиксом» драк не было, хотя у «койотов»-то как раз тафгайчик есть: Пол Биссоннетт к своим 25 годам дрался на льду 142 раза. Он покрыт татуировками, его ударная рука только заживает после последней битвы, и он знает про чеховский «Витязь».

— А что, правда Стаала атаковали в матче СКА — «Каролина»? — спросил Пол. — Если так, то я не удивлен, что были драки. Кто бился?

— Харрисон — Головков.

— И кто выиграл?

— Харрисон.

— Предсказуемо, — хохотнул Биссоннетт. — Я слышал, что хозяин одного клуба КХЛ любит таф-стайл и собрал в команде Грэттона, Сагдена и Саймона.

— И еще Веро.

— Веро? Этот немножко ку-ку, — Биссоннетт покрутил пальцем у виска. — Вот Сагден — реально крутой. Это убийца, мы так его и называли. Я дрался с ним дважды — один раз скорее вничью, один раз проиграл.

В чем они хороши

Энхаэловский хоккей — это прекрасное катание, умение вести силовую борьбу, поиск кратчайшего выхода на позицию для броска, прием шайбы, который всегда осуществляется в движении. И давление на ворота: все три гола «Каролины» состоялись из-за того, что СКА забывал вовремя зачистить пятачок. А Марк Хартиган из рижского «Динамо» отлично понимал, какую опасность таит присутствие Шэйна Доуна на пятачке, — и выпихивал его оттуда, выпихивал. Хартиган выглядел человеком, взявшимся толкать поезд: Марк потел, упирался, падал, а поезд не двигался ни на миллиметр. Энхаэловцы — даже чисто зрительно — атлетичнее.

Единственное, что осталось неясным: то ли молодой Джейми Макбэйн не проснулся, то ли он всегда такой. Короче говоря, он показал, как выглядел бы средний североамериканский защитник, если б на эволюционном пути ему однажды не повстречался европейский нападающий. Если решите пересмотреть матч — последите за их 4-м номером. Проворность бронтозавра! Макбэйн за прошлый сезон заработал $180 000 — и если он каждый матч так играет, то это тысяч на 250 больше, чем заслуживает.

В этой связи — как же хороша была армейская молодежь! Чего стоит игра 19-летнего защитника Георгия Бердюкова, подвиги которого почему-то не особо впечатлили послематчевую прессу. Бердюкова не оказалось даже в программке к матчу. Но если бы не он, «Каролина» в первом периоде забила бы дважды.

Чем оправдывать

— У нас принято считать это противостояние историческим. А как вы думаете, для клубов НХЛ это просто выставочные матчи — такие же, как у них бывали в Финляндии и Швеции? — вопрос защитнику СКА Сергею Зубову за час до начала матча с «Каролиной».

— Это их последние предсезонные матчи, для них главное — успешно начать чемпионат. Но Северная Америка — Россия — это всегда рубка. И, наверное, если кто-то в «Каролине» не заведен на матч — его заведут на льду игроки СКА.

Так оно, в общем, и было. Но клубы НХЛ не уставали напоминать, что это для них только выставочные матчи. Словно подчеркивая это, и «Каролина», и «Финикс» меняли своих сильнейших вратарей по ходу матча, давая поиграть дублерам: дублер Уорда пропустил от СКА с первого же броска, а дублер Брызгалова от Риги — со второго. «Каролина» прилетела в Петербург за два дня до матча, сбила биоритмы — и в третьем периоде просто встала. «Финикс» поступил рассудительнее: прилетел в Ригу за четыре часа до игры.

— Это напоминает наши путешествия в Хабаровск, — говорит защитник «Финикса» Максим Гончаров, в прошлом сезоне еще игравший в ЦСКА. — Мы также прилетали в день матча, сразу играли — и улетали обратно. Так организм не начинает привыкать к местному времени — и не раскисаешь. В Ригу мы прибыли на большом комфортном самолете. Захотел прилечь — нет проблем: там и кровати есть.

Динамовцам пришлось намного тяжелее, чем «Финиксу»: игра против американцев стала пятым матчем за 11 дней для рижан, вернувшихся с выезда по маршруту Ханты-Мансийск — Астана — Омск — Москва. В результате «Финикс», например, смог запереть Ригу в ее же зоне на минуту — в равных составах.

Два выставочных матча не объяснят, чей хоккей лучше, это удел суперсерий. Но что этот вопрос теперь не стоит рядом с «Кто сильнее — марсианин или Брюс Ли?» и клубы двух сильнейших лиг мира сходятся на одном льду — уже неплохо.

Брунелески

Бруно Алвеш, самый дорогой защитник в истории российской премьер-лиги, объясняет, почему он играет в «Зените», а не в «Барселоне», чем Грозный похож на остальной мир и как сборная Португалии умудрилась пропустить четыре гола от Кипра.

Рапсод

Главный специалист по футбольному андердогу и создатель незабвенного новороссийского «Черноморца» снова в России и снова сыплет анекдотами, которые – быль. PROспорт побеседовал с тренером «Терека» Анатолием Байдачным, вспомнил Бескова, пожурил Адвоката и пустил ностальгическую слезу.

НХЛ

PROспорт представляет 10 главных сюжетов нового сезона НХЛ: тут и дешевые вратари, и акция «Отдам чемпионский состав в хорошие руки» от «Чикаго», и Малкин, которого в «Питтсбурге» сделали крайним.

«Майнц» и кампф

Рассказ о том, как «Майнц» из города Майнца стал лидером, сенсацией и открытием сезона. Семь побед подряд в первых семи турах — и вот уже тихий прежде «Майнц» лидирует в Бундеслиге. Впечатленный PROспорт анализирует происхождение, характер и привычки главного героя начала сезона и предвкушает развитие сюжета.

Техник молодежи

Берт ван Линген, правая рука Адвоката и главный по молодежному футболу, говорит о таланте, деньгах и тренерах-девелоперах.

Сергей Карякин: «Сравнение с Карлсеном уже достало»

Новый лидер шахматной сборной России — о закономерной победе Украины, об удивительном президентстве Илюмжинова и о том, как африканец орал на Каспарова.

Вечная мерзлота

PROспорт проник на хоккей с мячом и понял, что в него, в отличие от футбола, нужно играть только летом.

«Все будущие теннисные звезды начинали карьеру бол-боями»

Мифы о Кубке Кремля комментирует советник президента ОКР Марат Сафин.