6 мин.

Почему Майкл Джордан не набирал бы по 40 очков в современной НБА

Блог «Планшет» разбирает защиту «Голден Стэйт» против Леброна Джеймса.

alt

Люди, далекие от баскетбола, сформулировали распространенный, но в корне ошибочный стереотип: якобы в современной лиге, менее жесткой и не допускающей возможности контролировать атакующего игрока руками, звездам прошлого было бы гораздо легче. Часто можно услышать, что они набирали бы то по 50 очков, а то и по 200.

На самом деле, помимо запрета на «хендчекинг» в защитных правилах НБА произошло гораздо более значимое изменение: с сезона-2001/02 в лиге по сути легализовали зонную защиту.

Ранее лига заставляла защищаться один на один: в случае если защитник пытался выйти на подстраховку и отойти от своего визави больше, чем на два шага, следовало техническое замечание.

Соответственно команды, обладающие суперзвездами, использовали это правило: команда отходила на слабую сторону и оставляла половину площадки звезде для обыгрыша один в один.

alt
alt

Лига и до этого предпринимала разнообразные незначительные меры, чтобы уйти от медленного и малорезультативного «изоляционного баскетбола», но в 2001-м пошла на радикальный шаг – отказалась от запрета на зону. Это объяснялось тем, что баскетбол один в один не казался особенно привлекательным, тогда как большее использование зонной защиты и смешанной защиты заставляло команды больше двигать мяч, задействовать всех игроков (и тем самым делать баскетбол более эстетичным). Как и любое изменение правил, эта реформа породила и конспирологическую теорию: кто-то был убежден, что свобода использовать зону была введена из-за доминирования Шакила О’Нила, другие – видели в этом попытку обуздать буйный талант Аллена Айверсона.

Лига убрала запрет на зонную защиту и оставила лишь единственную поправку, сохраняющую понятие «нелегальная защита»: по современным правилам игрок обороняющейся команды не может оставаться в трехсекундной больше трех секунд. Каждые 2,9 секунды он должен выходить из «краски», в противном случае соперник получает право на технический фол и штрафной. Это сделано для того, чтобы центровые («рим-протекторы») двигались, а не оставались под кольцом все время.

Из практически разрешенного в полностью разрешенное состояние зонную защиту перевел Том Тибодо. Будучи помощником тренера и руководителем защиты «Бостона» в сезоне-2007/08, он придумал новую оборонительную тактику, уничтожившую любые исключения. «Большой» (сначала Кевин Гарнетт, а затем в «Чикаго» Жоаким Ноа) каждые 2,9 секунды делал шаг из «краски», затем входил туда вновь, – и таким образом на сильной стороне, на стороне мяча, у «Бостона» оказывался дополнительный страхующий игрок. На слабой стороне против трех игроков оставались два защитника, но смысл такой обороны состоит в том, что защищающиеся игроки должны успевать перестраиваться быстрее, чем двигается мяч.

Эта стратегия доказывала свою эффективность против главных звезд лиги. «Бостон» всегда останавливал Леброна Джеймса до его переезда в «Майами». Затем «зона» «Далласа» остановила Леброна Джеймса в финале 2011 года. То же самое с определенными нюансами против Джеймса делали в своих финалах и «Сан-Антонио», и «Голден Стэйт».

На фоне поражений Леброна изоляционный баскетбол практически ушел из основных комбинаций, используемых в лиге – гораздо больший вес приобрели всевозможные двойки, пик-н-роллы или пик-н-попы, и лучше использующие их маленькие игроки. Более того, если раньше смысл был в том, чтобы оставить «большого» против уступающего ему в габаритах игрока, то теперь наоборот – предпочтительнее иметь шустрого защитника против неповоротливого здоровяка.

В этом году защитные наработки последних восьми лет вновь доказывают свою исключительную эффективность. Во втором матче финальной серии Джеймс потерпел одно из самых болезненных поражений в карьере и выглядел крайне неубедительно – 7 из 17 с игры, лишь 4 штрафных, 7 потерь.

Что же делают «Уорриорс» против лидера «Кливленда»?

Общих правил тут несколько.

Во-первых, понятно, что желательнее видеть против Джеймса Андре Игудалу – защитника, которого он не может продавить за счет массы.

Остальные могут сдержать Леброна и попихаться с ним, но когда против Джеймса оказывается кто-то вроде Барбозы, Карри и Ливингстона, остальные сконцентрированы на том, чтобы помешать лидеру «Кливленда» реализовать этот «мисмэтч». Если же не получается, то его останавливают «не пробивным фолом».

Во-вторых, против Джеймса – помимо основного опекуна – практически всегда помогают еще два дополнительных.

С одной стороны, это кто-нибудь с периметра, кто делает шаг назад и мешает Леброну набрать скорость, заставляет его взять мяч в две руки.

С другой, страхующий – чаще всего Дрэймонд Грин, который успевает встретить Джеймса, даже если тому удается затолкать опекуна.

В-третьих, заслоны под Леброна «Уорриорс» обходят «снизу», позволяя Джеймсу бросать. В нескольких ситуациях он этим воспользовался, но так как процент с дистанции в этом сезоне у Леброна хуже некуда, то здесь «Голден Стэйт» чувствует себя весьма вольготно.

Главные силы команды тратятся на то, чтобы помешать Джеймсу проходить под щит – в этом компоненте он опаснее всех в лиге.

В целом, важно понимать, что против Джеймса – как и ранее против Дюрэнта – защищаются всей командой, лишают его пространства, мешают набрать скорость, заставляют прекращать ведение, выставляют дополнительного игрока между ним и кольцом.

В 90-х ничего этого не было. Современные правила усложняют жизнь звездам, способным разорвать соперника в одиночку, но облегчают шутерам и другим ролевым специалистам.

Именно поэтому советы Фила Джексона, призывающего Джеймса «включить Майкла Джордана», кажутся довольно странными. Даже когда ему удавалось добраться до кольца на скорости, это получалось зачастую спонтанно и предполагало недостаточную концентрацию всех участвующих защитников.

Гораздо логичнее то, о чем рассуждал в трансляции Джефф Ван Ганди – использовать больше пик-н-роллов вокруг Кайри Ирвинга и двигать мяч, а не скатываться к «героическому баскетболу» прошлого века.

Фото: REUTERS/Bob Donnan-USA TODAY Sports