Дела амурные. Как не надо относиться к болельщикам в КХЛ
Пока космические корабли бороздят просторы Вселенной, Кубок Гагарина мечется с Востока на Запад и с Запада на Восток, появляются слухи о том, что КХЛ будет придерживаться нового курса своего дальнейшего развития, избавившись от представительства ряда европейских команд вроде «Медвешчака» или «Слована».
А ведь именно эти клубы, клубы с историей, могли бы поучить отечественных деятелей, как находить толковых легионеров за небольшую зарплату или проводить работу с болельщиками. Без «Зиг-Заг Медвешчак» или братьев-близнецов, раскрашивающих бороды к каждому матчу, лига потеряет часть своего обаяния.
Не понимать, зачем нужны такие фишки, способны только люди, чье мировоззрение крутится где-то на уровне «мне все равно, в какой форме играют, лишь бы выигрывали».
К сожалению, в КХЛ еще остаются команды, руководство которых считает, что весь околоклубный маркетинг – никому не нужное дело, приносящее бюджету только дополнительные расходы.
Маскоты? Пфф, вам что, мало группы поддержки?
Развлечения для зрителей? Достаточно самого хоккея. Смешно.
Смешно, если команда, о которой идет речь – хабаровский «Амур. Играет она сами знаете как. А потом все удивляются, почему нет зрителей на некогда всегда полной арене. И руководство клуба решает проблему кардинально, решив уволить отдел маркетинга в полном составе – в количестве целого одного человека. Посчитали, что он не справляется с прямой задачей: привлечь зрителя на трибуны.
При этом руководство «Амура» явно забывает про два фактора:
Первое: народ начал покидать «Платинум Арену» после увольнения Йортикки, и в той истории так никто ничего болельщикам не объяснил, посчитав, что они не должны ничего знать. С таким отношением смотреть на игру команды под руководством Попихина могли лишь истинные мазохисты.
Люди себя все-таки уважают, вопреки мнению господина Павлинова об уровне умственного развития фанатов.
Второе: подняли цены на билеты, особенно на матчи против топовых команд. И это сделал не отдел маркетинга.
А что, собственно, сделал отдел маркетинга «Амура»? Он обновил сайт (пусть к нему есть некие претензии, но если вы видели предыдущий вариант, то должны прочувствовать всю разницу) и уговорил нужных людей на редизайн. Господин Павлинов, правда, в одном из интервью обмолвился, что редизайн – его идея. Но это нормально, когда шеф присваивает себе идеи подчиненных.
На этом все дальнейшее благоприятное сотрудничество закончилось с формулировкой «от вас одни расходы». Интересно, а расторжение контрактов со всякими Ниинимяки, которых приглашал в команду явно не отдел маркетинга, тогда что? Доходы?
Что получается? Блестящий менеджмент клуба в межсезонье опять наошибался с составом и тренерским штабом, но предпочитает срывать злость на тех, кто под руку попадется.
Господа Цуриков и Павлинов боятся лишиться единственной оставшейся у них кормушки. Но принимают одно неправильное решение за другим.
Очередные (третий год подряд) ошибки в летней селекции приводят к необходимости отказываться от услуг тех или иных игроков. И тренеров. С выплатой некоторой компенсации за причиненные неудобства. А экономят всегда на болельщиках.
Простой пример, просочившийся в интернет, на одну из гостевых книг болельщиков «Амура». Отдел маркетинга заказал атрибутики на пару миллионов рублей для болельщиков. Атрибутика изготовлена. Но только в клубе никто не собирается оплачивать счет. Потому что нет денег. Потому что продажа атрибутики не приносит той прибыли, на которую рассчитывало руководство.
Вряд ли компания, отпечатавшая всю эту атрибутику, в восторге от такого оборота событий: товар изготовлен, но заказчик не явился. Но когда господ Цурикова и Павлинова волновали чужие проблемы? Особенно когда в стране кризис, знаете ли.
Собственно, возвращаемся все к той же проблеме: чтобы атрибутика продавалась, на нее нужен спрос. Спрос повышается, во-первых, игрой команды, а, во-вторых, хорошим отношением к болельщикам.
Формально. Посещаемость домашних игр «Амура» в этом сезоне оставляет желать лучшего. Никаких особых мероприятий для болельщиков в фойе «Платинум-Арены» в день игры не проводится. Для привлечения зрителей на трибуны ничего толком не делается. Но проблема не в отделе маркетинга, а в руководстве клуба, которое не разрешает ничего проводить. В руководстве команды КХЛ – лиги, стремящейся догнать НХЛ. С подобным менеджментом в клубах никогда не догонет и не приблизится.
А ведь сам глава маркетинговой службы ХК «Амур», Петр Ушаков, и рад был бы привнести какие-то изменения в сложившейся ситуации, но все его предложения заворачивались на стадии идеи с формулировкой об отсутствии средств.
В одном из последних интервью владелец подмосковного «Атланта» Антон Зингаревич отметил, что хоккей в России не приносит никакой прибыли – одни расходы. При этом с маркетингом в подмосковном клубе дела обстоят весьма неплохо: у них в пресс-центре кормят журналистов специальные спонсоры, в фойе в перерывах всегда есть развлечения, начиная от банального аэрохоккея и заканчивая конкурсами для детей, у них широкий ассортимент общепита, а в перерывах между периодами на специальной площадке постоянно выступают разные музыкальные группы. И это не говоря о таких банальных вещах как автограф-сессии игроков, не прошедших в состав на игру или же травмированных.
«Атланту» – клубу, созданному не так давно – удается привлечь зрителей (пусть и не аншлаги), даже если команда своими результатами не радует. А после попадания в финал Кубка Гагарина любой результат в последующие сезоны можно считать неудовлетворительным, особенно непопадание в плей-офф. Почему в Мытищах думают о болельщиках, несмотря на задержку в выплате заработной платы, а в Хабаровске – нет?
В Ярославле для болельщиков в перерыве проходят конкурсы «я у мамы сумоист», когда желающим зрителям предлагают облачиться в невозможные надувные одежды и попробовать, разделившись на две команды, поиграть в хоккей.
В Санкт-Петербурге кроме похожего развлечения в рекламной паузе прямо по ходу периода можно на всю арену сделать девушке предложение.
А СКА-зочных персонажей из «Ну, погоди», «Винни-Пуха» или Ивана Васильевича (ну почему не Петр I, дубль 183) вы и так наверняка знаете.
У московского «Динамо» постоянно различные акции. То квест проведут, то перчатки-футболки перед матчем на сидения для болельщиков разложат. Вы посмотрите, как там осуществляется работа с болельщиками. А потом не удивляйтесь, когда после посещения матча в МСА вы еще три дня не можете выкинуть из головы «О-о-о-о, это «Динамо».
Что делает «Адмирал»? Берет под свое крыло кота, сожравшего в аэропорту морепродуктов на 60 тысяч. Называет ее Матроскиной и ведет в твиттере прямой репортаж о доставке животного из предыдущего места обитания.
Что делает «Амур»? Мне особенно нравится в описанной деятельности вот это место: .
Михаил Антипин, известный на всю лигу графический дизайнер, создатель новой эмблемы хабаровского клуба и самой красивой в КХЛ формы (или одной из самых – «Сибирь» тоже хороша), отмечал Петра Ушакова как одного из лучших маркетологов, с кем ему довелось работать.
Наглядная демонстрация разницы «с» и «без». Не нужно лишних слов, правда?
Найти толкового маркетолога вообще трудно. Найти толкового маркетолога в Хабаровске – задача еще сложнее. А уж найти маркетолога в Хабаровске, понимающего специфику хоккейного бизнеса, практически невозможно. Ушакова в «Амуре» господа Цуриков и Павлинов не оценили.
Работать с руководством, не разрешающим воплощать в жизнь элементарные и нужные вещи и не выделяющим денежные средства на необходимые процессы, невозможно. Не удивляйтесь, почему Алексей Чечелев теперь в «Адмирале», Роман Панцырев выдержал только сезон, а «Амур» с лета не может найти пресс-атташе.
Критики в адрес господина Цурикова было много, теперь и господин Павлинов подтянулся. И критика эта льется не только из уст рядовых болельщиков, но и от лиц, приближенных к клубу.
Там все плохо.
Остается надеяться, что когда-нибудь людям, выделяющим деньги на содержание ХК «Амур», надоест, что средства оседают в карманах господина с усами и господина с залысинами. И наймут, наконец, нормальный клубный менеджмент.
Хотя есть вариант, что в следующем сезоне «Амура» в КХЛ не будет вообще.
Фото: скриншот с трансляции КХЛ-ТВ, hcamur.ru, hawk.ru, primamedia.ru/Евгений Попов, atlant-mo.ru, ska.ru, vk.com/hcadmiral, твиттер-аккаунт Михаила Антипина
Детей на арене в Мытищах очень много и им нравится. А главное им интересен спорт, а не улица с её развлечениями (покурить-выпить-уколоться).
Если люди ушли с трибун это плохо, это надо исправлять.
А по сути, получается, что при отсутствии внешних факторов (результат на длинной дистанции), посещаемость "сама по себе", без работы над этим имеет долгосрочную тенденцию к снижению. То есть, не только зрелище, но еще и хлеб, да еще красиво упакованный. Мы все смотрим на Канаду, но там никто не рискует выкидывать такие финты, как хабаровские гг. с атрибутикой, надеясь на "само вывезет".
П.С. Попробуйте на офф.сайте Адмирала нажать на кнопочку "Магазин".
П.П.С. На офф.сайте КХЛ в магазине тоже три шапки, шарф и пару кепок, и то, только с символикой лиги. Отвратительно.
До сих пор вспоминаю Фастовского, который говорил, что ему на игроков спокойно дают денег, а вот на что-нибудь другое не так просто, да ещё и за каждую копейку потом спросят (мышление как раз из разряда: главное — хоккей, а остальное — баловство). Но благо Фастовский сам нужность околохоккейной шелухи понимает, поэтому живём. Пусть посещаемость у нас не идеальная, но в целом неплохая.
Заскорузлость мышления, которая прикрывается словами о традициях поражает. Нет, друзья-соседи, так Амур еще долго будет в упадке.
Не хочется ставить в пример (но увы пример весьма показательный), в NHL, матчи уже давно возвели в ранг шоу. Конечно и условия другие, и финансирование на другом уровне, но сам факт! И нашим болельщикам хочется шоу. Да мы верны команде, да мы болеем за них когда они проигрывают, ибо если это не так, то пошел вон со стадиона. Но понимание элементарных вещей, основ получения прибыли путем привлечения зрительского интереса - это же элементарно!
Поменяли форму - отличный ход (а то герб в гербе по-моему плохая для команды примета). Все команды стараются. Во Владивостоке постоянно то скрипачи, то барабанщики, то рок-группы, то шоу-балет перед матчем выступают. И народ ходит, и будет ходить. Пока ты привлекаешь - тебе будут платить, будет прибыль, будет зарплата игрокам, будет мотивация, будет результат.
Конечно, мы многого не знаем, и как обыватели мало что понимаем. Но когда это в глаза бросается так явно, то будущего не будет...
ПС. Мнение сугубо личное, на истину не претендую.
Думаю, что и деньги выделяли, но не в те карманы :D
Даже малейшая забота о болельщиках - заметна! Все сразу обсудят, друг другу расскажут! но, конечно, чем честная и хорошо сделанная работа приятнее откатов?!
Да кто мы, все болельщики, такие что бы что-то понимать в этом!