5 мин.

Россия – Бразилия: забыли гимн, плохая игра, достойная организация

Все, что вы не видели по телевизору. 

Хорошая организация

Наконец-то. До, во время, после матча сборной России в «Лужниках» было комфортно, организацию здорово прокачали после аргентинского кошмара, когда люди, ждавшие выхода со стадиона, мерзли несколько часов. На этот раз – плавное распределение болельщиков по входным воротам, зрителям раздали бейджи с нарисованным путем отступления после матча, выпустили всех сразу, никаких толкучек, бесплатные автобусы до метро «Кропоткинская» и «Смоленская», умное разделение потоков. Людей сразу пускали к их машинам – как же долго мы этого ждали.

Провальный перфоманс

Новый сезон РФПЛ – один из лучших по красоте на трибунах: «Зенит» делает искусство почти на каждом матче, ЦСКА, «Локо» и «Спартак» мощно иллюстрируют еврокубки, и только на сборной тухло. Потому что перфомансы придумывают в кабинетах оргкомитета чемпионата мира, от творчества тянет запрограммированностью, вместо медведей, богатырей и другой уместной на футболе клюквы – 11 гербов городов ЧМ. Плашки в цветах флага не спасли. Креатива нет ни у авторов идеи, ни у футболистов, ни у их усатого руководителя.

Забыли слова гимна

Во-первых, привет «Первому каналу», который снова сделал обрезание футбольному матчу. Во-вторых, болельщики на стадионе были не лучше. Рядом со мной – на трибуне за воротами – были журналисты испанского Canal 4. Они хотели снять, как у нас болеют в тельняшках и дрожат во время гимна. Увы. Слова, которые мы выучили, когда переживали за сборную Хиддинка, забыли, хотя их напомнили на обратной стороне цветных листовок. Вместо них теперь селфи и тишина, хотя всего три недели назад здесь же хором ревели гимн на митинге во имя кандидата в президенты.

Стало меньше болельщиков и больше зрителей

Для дальнейшей продажи футбола как зрелища это хорошо, но совсем ненадолго. Потому что молчание трибун не привлечет. В годы Хиддинка и Адвоката ходить на сборную было модно. Ходить и болеть, кричать, петь. Другими словами – шизить, но умеренно, это же сборная. Такое нравилось и девушкам, и детям.

В то славное время набивался полный «Локомотив», где мы играли с финнами и Уэльсом. Теперь почти заполняются «Лужники» на Бразилию без Неймара, но совершенно другими людьми.

Для иллюстрации: видели бы вы лица людей и их жалобы стюардам, когда кто-то по ошибке садился на их место. Окружающие на матче сборной – не друзья и братья по сектору, а кровожадные тунеядцы, которые перепутали сектор и нагрели ваше место. Этих людей хватит на слабую волну, но обниматься после гола Антона Заболотного они с вами точно не будут.

Стыдно не за сборную, а за молчание трибун

Если бы играли не в Москве, голодная публика была бы заведеннее, кричала бы и визжала. Но сборная поселилась в «Лужниках», а фанаты московских клубов, которые и сидят рядом, и проводят матч на ногах, не могут ничего зарядить. Даже в Питере на матчах сборной болеть чуть легче, потому что все ходят на один стадион и знают мотивы.

Сегодня я сидел за 7-летним Егором из Смоленска. Он притащил на матч огромный флаг, все время им размахивал, закричал на первой минуте «Россия», а его поддержали три человека. Трибуны шумели во время угловых и смещений Головина, но в остальном были против Егора. В конце матча он понял, что проиграла не только сборная, но и его идеалы. Вместе с тремя новыми корешами Егор залез ногами на багровое кресло и начал заряжать.

Спасибо, друг. Нам очень нужны такие, как ты. Иначе все будем болеть за Бразилию.

Иностранцы были лучше, чем мы

И речь не только про Марсело и его партнеров. На стадионе островами сидели бразильцы, корейцы, индусы, ребята из Бангладеш. От них было много приятного шума, они пытались завести и наших, возились с флагами, влезали в толстенных куртках в желтые футболки, отправляли видео на родину и просто кайфовали. В конце ребята с флагами Бразилии и Бангладеш объединились – есть, чему поучиться. 

«Проблем нет, слово это давайте исключим». Черчесов – о 0:3 от Бразилии

Все крупные поражения сборной России. Теперь их 11

Фото: Евгений Марков; REUTERS/Sergei Karpukhin