Все просчитано
Рассказ Роберта Дэвиса о Новаке Джоковиче, в котором упоминается гора Копаоник, бремя величия, высокий IQ, склонность к шуткам, а также тщательно разработанный план захвата теннисного трона – в блоге «С миру по Нитке».
Сама статья показалась мне немного излишне пафосной, но в ней есть интересные детали.
Пусть Новак Джокович в 2009-м не смог добавить к своему Australian Open-2008 еще один титул «Большого шлема», как надеялся сделать. Но бывшие и нынешние члены его команды уверены, что он еще на один шаг приблизился к тому, чтобы стать следующей первой ракеткой мира.
Белградские игроки предыдущего поколения вспоминают Новака Джокович как «маленького старичка» – так серьезно он относился к теннису. Он славился тем, что всегда рано приезжал в Partizan Tennis Club, поэтому мог посмотреть на тренировки взрослых теннисистов, а его снаряжение всегда было готово к матчу: ракетки, сменная футболка, полотенце, банан и упаковка мячей всегда были аккуратно уложены в его сумке.
«Помню, мы все еще тренировались, когда Джокович начал пробежку вокруг корта и делал какие-то упражнения на скорость, – вспоминает Душан Вемич, – И я сказал ему привет, что-то спросил. Он на несколько секунд остановился, а потом посмотрел мне прямо в глаза и на полном серьезе сказал, что ему надо улучшить работу ног, если он хочет стать лучше. Я стоял, вытаращив глаза на этого мальчишку, который был немногим больше его теннисной сумки, и думал: «Невероятно! И ему всего шесть».
Скоро Джокович начал поступательное движение от просто хорошего игрока к отличному и с каждым годом уверенно поднимался в рейтинге АТР. Так было до этого сезона.
«Это был первый год его карьеры, когда он не поднялся в рейтинге, – продолжает Вемич, – В смысле, у него был очень хороший год, но я думаю, это будет тяготить его, потому что он очень хочет быть лучшим».
В этом году Джоковичу пришлось довольствоваться позицией за спинами Роджера Федерера, Рафаэля Надаля, Энди Мюррея и Хуана Мартина Дель Потро пока те делили между собой большую часть аплодисментов, но каким-то образом ему удалось потихоньку выиграть 76 матчей за год, что является лучшим результатом в сезоне. В свете всего этого у теннисного мира больше вопросов, чем ответов. Джокович слишком расслабился? Он прошел свой пик? В сентябре даже он сам признал, что ожидал чего-то большего в этом году. Но только после одержанных подряд побед в Базеле и Париже стало понятно, что его большой план приносит плоды.
Но чтобы понять план, нам нужно понять человека.
Гора Копаоник в Сербии со своими густыми лесами, полными кленов, сосен и балканских буков, которые бросают длинные тени на древние монастыри и большие каменные крепости, будто явилась из сказки. Именно в этом месте с его необъятными лугами и речными ущельями в Новака Джоковича было посажено семя величия.
Елена Генчич каждое лето организует там теннисный лагерь. Именно Генчич в свое время открыла 5-летнюю Монику Селеш. Перед ее глазами прошли 14 лет и сотни детей прежде, чем она вновь разглядела величие.
«Когда маленький Новак пришел ко мне, мне понадобилась всего неделя, чтобы окончательно во всем убедиться. На пятый день я спросила у него при его родителях: «Новак, ты хочешь провести ближайшие семь-восемь лет, тренируясь каждый день, иногда с улыбкой, иногда в слезах?» И он ответил: «Да, я хочу стать великим». Ему было всего шесть, но у него были глаза, сердце и дух чемпиона. Я была уверена, что он всего добьется.
Он всегда был очень эмоциональным ребенком, – продолжает Генчич, – Каждый день после тренировок мы с детьми ходили в лес. И я видела, что Новак собирает дикие цветы в букет. Однажды я спросила его: «Новак, а кому эти прекрасные цветы?» И он ответил: «Моей маме».
Следующие шесть лет они провели вместе, и Генчич учила Джоковича музыке, литературе, поэзии и жизни. А потом случилось неизбежное.
«Он стал слишком хорош, – признает Генчич, – Ему нужен был более сильный спарринг-партнер, лучшие соперники. И я позвонила в Германию своему другу Николе Пиличу и попросила его помочь этому особенному мальчику».
Пилич провел в теннисе полвека и многое повидал к тому моменту, когда в его жизни появился Новак Джокович.
Однажды по какой-то причине Пилич опаздывал на тренировку. Он увидел в своей академии в Мюнхене Дижану Джокович и решил выпить с ней кофе. Внезапно Новак промчался мимо мамы и тренера, не сказав им ни слова.
«Я был удивлен и подозвал его к себе, чтобы спросить, почему он так разозлился, – рассказывает Пилич, – Новак ответил, что я опоздал, а он не хочет просто так терять свое время. Ему еще не было 13-ти лет, но даже в таком нежном возрасте он точно знал, чего хочет в этой жизни. Я не сомневался, что он будет великим игроком. Новак чрезвычайно умен, и кроме таланта он обладает очень высоким коэффициентом теннисного интеллекта».
Интеллект Джоковича постоянно выделяют, когда рассказывают о нем. Утверждение Пилича поддерживает финалист двух турниров «Большого шлема» Тодд Мартин: «Я думаю, что Джокович очень умный человек. Когда с ним разговариваешь, кажется, что он понимает любую тему, о которой идет речь: не важно теннис ли, события в мире или культура». Если этих похвал недостаточно, добавим, что эксклюзивные кроссовки, которые Adidas создал специально для Джоковича, называются Genius Novak.
Когда люди вне лагеря Джоковича начали списывать его со счетов в этом сезоне, они не учли, что Джокович разрабатывал план штурма вершин профессионального тенниса. Чтобы улучшить свои физические кондиции, он нанял Гебхарда Фил-Грича, бывшего тренера по силовой подготовке Томаса Мустера. И они сразу приступили к работе. Вскоре тело Новака начало приходить в форму, грудь и бицепсы стали рельефными, плечи шире, а пресс тверже.
Но Новак был все еще не очень доволен своими выступлениями, и при том, что он не прекратил работу со своим долговременным тренером Марьяном Вайдой, Новак почувствовал, что ему нужна свежая кровь для работы над тактикой, и позвал в команду Мартина.
«Я подумал, что мне надо поработать с кем-то, кто мог бы помочь мне с подачей и игрой слета», – говорит Джокович.
«Обстоятельства сложились так, что Новак и Вайда уже давно работали вместе, и Новак был заинтересован в еще одной точке зрения», – рассказывает Мартин, который продолжит работу с командой Джоковича в 2010-м.
Определив для себя, что он должен успешнее атаковать у сетки, Новак стал постоянно работать над выходом с задней линии.
«По отдельности все его игровые навыки очень хороши, – продолжает Мартин, – Его удары слета техничны, но для того, чтобы почувствовать, когда надо выходить вперед, необходимо накопить какой-то опыт, приобрести чутье».
Именно чутье, о котором говорит Мартин, некоторая спонтанность считаются естественными для Джоковича. Но так ли это? Федерера часто рисуют как художника, Надаля – как разъяренного быка, а как описать Джоковича? За всеми этими шутками и импровизациями скрывается проницательный наблюдатель и очень методичный молодой человек с научным подходом к теннису. Изучите подбор ударов Джоковича, и вы увидите, что он практически всегда выбирает нужный. А когда он обводит диагональным бэкхендом прямо под линию подачи, появляется чувство, что он с математической точностью высчитывал угол удара.
Однако даже лучшие в мире планы и гениально выверенные схемы ничего не значат, если ты не способен реализовывать их под давлением. Особенно если ты пытаешься обыграть Роджера Федерера – первую ракетку мира. Для Джоковича момент истины настал на перекрестке дорог, который волей случая находился в Швейцарии.
Разочарование внутри Stade Jakobhalle – стадиона турнира в Базеле – нарастало с каждой осечкой форхенда Федерера. Фанатичная публика будто металась от беспокойства к раздражению. До этого гейма Джокович проиграл всего два очка на своей подаче, но, когда он пытался взять первый сет у находящегося не в форме Федерера, арбитру Ларсу Графу пришлось 11 раз объявлять счет «ровно». Джокович медленно покачал головой и сделал несколько быстрых вдохов. Сжимая рукоятку ракетки как рукоять топора, он подошел к задней линии и резкой, как лезвие выкидного ножа, резаной подачей сделал эйс. Еще один сет-пойнт у серба. Джокович вновь нагрузил форхенд Федерера, на этот раз успешно, и бремя ожидаемого величия, давным-давно возложенное на его спину на горе Копаоник, стало немного легче.
«Чтобы достичь этой цели и стать первой ракеткой мира, мне надо очень успешно выступать на турнирах «Большого шлема», – заявляет Джокович. В 2009-м я играл стабильно, особенно на более мелких турнирах, где я часто выигрывал, я играл в множестве финалов турниров серии Masters 1000. Но я не очень хорошо выступал на турнирах «Большого шлема», в отличие от предыдущих двух лет. Так что я надеюсь, что в 2010-м лучше справлюсь с этим, потому что именно успешные выступления на турнирах «Большого шлема» составляют разницу между топ-игроками в смысле рейтинга».
Мартин подтверждает: «Я думаю, что глубине души Джокович понимает, что его талант позволяет ему добиться большего, чем он добился. Хотя он уже сделал чертовски много».
«Очевидно, что Джокович не удовлетворится третьим или четвертым номером, – заявляет Пилич, – Он хочет быть первым. Он всегда мечтал быть лучшим».
Для многих больше не стоит вопрос, станет ли, а стоит только вопрос, когда Джокович станет первой ракеткой мира. И где-нибудь в Сербии или Мюнхене будет старый тренер, который скажет: «Я же говорил».
Насчёт Сампраса многие бы с вами поспорили. Когда он играл, его постоянно упрекали в том, что его игра скучная.
Сафиных тренировала их мама, Рауза Исланова. Марата до 14 лет, Динару ещё дольше.
Может, надо угол разводки увеличмть, или горки под левую руку чередовать с резкими ударами вправо, или чаще использовать стоп-слайсы, или что-нибудь ещё. Для каждого игрока усиление своё, и применение арсенала приёмов зависит от конкретного противника. Желательно и расширять арсенал и улучшать каждый его элемент. Для любого стиля игры улучшение физической готовности точно не помешает.
Я хочу сказать, что нет хорошего стиля игры и плохого, правильного и неправильного. Да, плохо часто попадать под атаку, в защите матчи выигрываются редко. Но если игрок не даёт себя атаковать, сбивает игру противнику, провоцирует его на ошибки, это тоже нормальный метод ведения игры, который может привести к хорошим результатам. Лишь бы выбранныая манера игры подходила конкретному игроку.
1) Джокович и Марри играют недостаточно агрессивно и это мешает им подняться выше. Я понял, что вы несогласны с этим и считаете, что их текущий стиль дает все, что необходимо, и перемены в агрессивности не нужны. Если бы они поднялись в 2009 ничего не меняя в игре, я бы еще подумал. Но в действительности все наоборот. И то, что оба привлекли новых тренеров (Мартина и Карретху, у Джоковича еще новый тренер по физподготовке), указывает на то, что они понимают, что перемены нужны.
2) пассивность игры – откуда она у Новака/Энди. Круз говорит, что она от женского воспитания / постановки игры в детстве. 3 примера маловато для научной статьи, но Круз и не писал ее, он просто дал свое понимание. На уровне здравого смысла я с ним согласен. Конечно, если будет научное исследование со статистически значимыми результатами, опровергающими его, я очень сильно подумаю, и вероятно, изменю свое мнение.
1. Во всём виноваты бабы.
2. Отсутствие прогресса Джоковича и Маррэя определяется их манерой игры.
1. При всей привлекательности первого утверждения, никаких доводов в его пользу, кроме трёх примеров, автор не привёл, поэтому нет предмета для дискуссии. Три примера можно найти каких угодно.
2. Давайте назовём игроков, применяющих в основном действия, перечиленные вами, агрессивными, а применяющими в основном перечисленные мной, пассивными. Нет проблем, это всего лишь определения.
После того, как вы поставили под сомнение агрессивность Сафиных, даже не знаю, кого взять для примера. Ну уж Роддик и Любичич наверняка агрессивные. Достигнув определённого уровня, они прогрессировать перестали. Не все же игроки продвигаются до первого номера рейтинга, независимо от манеры игры. Есть сильные сомнения, что Бругера достиг бы лучших результатов, играй он более агрессивно.
То же и с Маррэем и Джоковичем. При изменении манеры игры их результаты могут улучшиться, а могут ухудшиться.
Мне особенно интересно эта тема в связи с тем, чтобы найти объяснение тому, что Джокович и Марри не прогрессировали в 2009 г. С помощью Крузу можно найти ответ - они у них недостаточно агрессии в игре.
А Сафин в своей агрессивности как раз чрезмерно ритмичен и предсказуем. Просто он одарен прекрасно физическими данными, а тому же талантлив двигательно и мог очень сильно бить по мячу. И выигрывал в лучшие свои годы именно за счет мощи.
А когда с общим развитием тенниса скорости ударов других игроков в туре подтянулись - Марату стало труднее и еще с его возрастом стала уходить его скорость. А эта ритмичности в его игре она так и осталась.
Ну про Королева и Сафину и говорить нечего. Королев - еще более наглядный пример.
Про Джоковича, не знаю как подача и смеш, но вот замах на форхэнде у него такой большой, отчего он не очень охотно играет с полулета, в корте, на опережение. Поэтому он часто затягивает выигрыш очка, разводя соперника по углам и давая тому щансы, вместо того, чтобы например неожиданно выйти к сетке или сыграть с полулета, но коротко и косо. Хотя вот укороченные у него классные - и в этом тоже игра его - гибрид! :)
Кажется, цепочка утверждений построена корректно.
Ага, значит смену длины, ритма, углов, вращений, траекторий и много чего ещё вы собственными действиями ке считаете, а мощные удары влево-вправо и выходы к сетке -- это собственные действия.
==================
Не знаю, где в моих сообщениях вы нашли подобное утверждение. Рваный темп игры и выходы к сетке относятся к агрессивной игре. Мощные удары влево-вправо должны быть неприятными и малопредсказуемыми, желательно с ускорением, чтобы отнести их к агрессивной игре. В противном случае они ближе к пассивной игре. Кстати, про Сафиных я бы не сказал, что они играют в очень ==================
Ага, значит смену длины, ритма, углов, вращений, траекторий и много чего ещё вы собственными действиями ке считаете, а мощные удары влево-вправо и выходы к сетке -- это собственные действия.
==================
Не знаю, где в моих сообщениях вы нашли подобное утверждение. Рваный темп игры и выходы к сетке относятся к агрессивной игре. Мощные удары влево-вправо должны быть неприятными и малопредсказуемыми, желательно с ускорением, чтобы отнести их к агрессивной игре. В противном случае они ближе к пассивной игре. Кстати, про Сафиных я бы не сказал, что они играют в очень агрессивной манере.
... ракетки, сменная футболка, полотенце и банан : )
Насчет обобщений, наверно это не научный подход со статистическим подтверждением. Это точка зрения, указывающая на интересные совпадения, которая интересна тем, что автор в своем деле знает толк, поскольку он тренировал Курье. Мне просто многое кажется верным, что мужчины ближе к агрессии в игре и воспитании игры, а женщины наоборот.
Про то, что Сафиных тренировали женщины я не знаю, у вас есть точные сведения?
2. Кто его знает, кто у кого из игроков был первым тренером. Странно делать обобщения на примере трёх игроков, даже если автор считает их игру недостаточно агрессивной. В качестве контрпримера: агрессивным Сафину, Королёву, Сафиной и Курниковой игру ставили женщины.
Для маленькой выборки примеры можно найти на кого угодно, скажем, левшей или блондинов.
То, что некоторые мужчины-тренеры не воспитывают агрессивную игру у игроков не опровергает то, что женщины не воспитывают агрессивную игру. А потом вы полностью уверены что не женщины ставили игру для этих Бругера, Скиллари, Каньяс, Монтаньес?
Насчет того, что среди женщин есть немало игроков, рвущих темп, хорошо играющих с лёта и т.д. На самом деле я таких знаю мало. Есть сестры Уильямс, которые играют агрессивно, но их как раз воспитывал отец.
Идея о том, что монотонная игра формируется женщинами, бредовая. Есть огромное количество монотонных игроков (Бругера, Скиллари, Каньяс, Монтаньес и др.), которых женщины никогда не тренировали. Человек, который считает, что Джокович и Маррэй не могут пробить, видимо, никогда их игру не видел. Вообще удивительно, что кто-то считает игру Маррэя монотонной, он же вообще два одинаковых удара подряд никогда не делает, он из самых вариативных игроков тура.
Как раз наоборот, монотонная силовая игра более характерна для женского тура, хотя и среди женщин есть немало игроков, рвущих темп, хорошо играющих с лёта и т.д. При этом большинство женщин тренируют всё-таки мужчины.
хорошая подача, пробивающие удары справа и слева с ускорением, рваный ритм, неприятные удары для соперника, смэши, агрессивные выходы к сетке, принятие рисков.
=============================
Более 3 лет я знаю о причинах, почему Новак не является №1, и когда он им станет, он будет им недолго.
Конечно, у Новака много достоинств и качеств, но кое-что отсутствует, что скоро стало очевидным для меня. Джокович играет в женский теннис в мужском туре.
В настоящее время, Новак Джокович - один из немногих игроков в современную эру, который близок к тому, чтобы его удары являлись обманчивыми, и это – часть из его арсенала «секретного оружия», но остальная часть его игры является женской, метрономной (с предсказуемым ритмом), большей частью предсказуемой и лишенной неприятности для соперника или агрессии.
В двух словах, игра Новака - гибрид. Молодой игрок ограничен своим начальным теннисным становлением воспитанием женщины, которая формировала игру молодого талантливого мальчика в женском стиле игры. Этой женщиной была Jelena Gencic.
В первый раз, когда я увидел Новака, он немедленно напомнил мне о другом игроке, у которого долгое время была тренер-женщина (Татьяна Наумко) - Андрее Чеснокове. Сходство в их игре было ужасающим: плохая подача (по мужским стандартам), равномерный ритм игры (метрономный теннис), беззубость или отсутствие неприятных ударов, отсутствие пробивающих ударов у сетки, отсутствие виннерсов или очень быстрых ударов, только милая игра!
Теперь Вы скажете: но что в этом плохого? Новак - № 3 в мире!
Верно, Новак – хорош, но если бы ему преподавал мужскую игру мужчина, то он был бы твердым №1 к настоящему времени!
В общем, я ничего не имею против тренеров-женщин в теннисе, единственное возражение, которое я имею, состоит в том, что 98% женщин независимо от того, насколько они успешны, смотрят на теннис с эмоциональной точки зрения, которая имеет мало общего с агрессией, принятием рисков, забиванием виннерсов или выходом к сетке с решимостью и мужеством!
Конечно, я не говорю о Мартине Навратилове, она умела играть у сетки, но Вы видели эмоциональные подъёмы и спады, которые она показывала?
Женщины-тренеры упускают большую часть того, что критично для больших побед в мужском теннисе, и другой пример этого - Энди Марри, вундеркинд, который в детстве воспитывался его матерью (Джуди Марри). Все мы видим, что бедняга борется с тем, чтобы найти свою настоящую игру (играю ли я в мужской теннис или женский) без пробивающего удара справа! Это жестко.
В середине их карьеры большинство этих талантливых атлетов высшего качества попытается найти тренеров-мужчин в попытке обострить свою игру, но часто ущерб уже нанесен, и женский теннис так глубоко закрепился в их движениях и технике, что они заканчивают тем, что ищут тренера-мужчину (часто с женской игрой), который будет держать их в комфортной зоне женского стиля игры, и ничего в их игре не поменятеся!
Стабильность, привносимая тренером- женщиной является важной частью игры, но любой тренер-мужчина может научить этому молодых игроков.
В нынешние времена движение при подаче (надо ли говорить о двойных ошибках Джоковича в важные моменты?), смэш сверху (надо ли говорить, как часто промахивается Новак?), агрессивные выходы к сетке (даже подача и выход к сетке), виннерсы ударом справа или ударом слева с гипнотизирующим изменением скорости (так называемое ускорение), принятие рисков и далее - я сожалею, но это работа для тренера-мужчины в мужском теннисе.
Sergio Cruz - теннисный преподаватель, бывший национальный чемпион №1, игрок Кубка Дэвиса из Португалии и бывший тренер Джима Курье (бывшего №1).
http://ezinearticles.com/?Do-You-Have-to-Pay-a-Price-For-Who-You-Choose-to-Teach-You-Tennis?&id=3206165
=============================
Заголовок зачетный - «все просчитано». Именно спонтанности и чертовщинки, мне кажется, и не хватает Джоковичу, чтобы стать намберваном. Такой артистичный в жизни и слишком академичный на корте. Может, Мартин даст ему эту необходимую свободу импровизации...
Хм, это уж не красные ли? :)