7 мин.

Все просчитано

Рассказ Роберта Дэвиса о Новаке Джоковиче, в котором упоминается гора Копаоник, бремя величия, высокий IQ, склонность к шуткам, а также тщательно разработанный план захвата теннисного трона – в блоге «С миру по Нитке».

Сама статья показалась мне немного излишне пафосной, но в ней есть интересные детали.

Пусть Новак Джокович в 2009-м не смог добавить к своему Australian Open-2008 еще один титул «Большого шлема», как надеялся сделать. Но бывшие и нынешние члены его команды уверены, что он еще на один шаг приблизился к тому, чтобы стать следующей первой ракеткой мира.

Белградские игроки предыдущего поколения вспоминают Новака Джокович как «маленького старичка» – так серьезно он относился к теннису. Он славился тем, что всегда рано приезжал в Partizan Tennis Club, поэтому мог посмотреть на тренировки взрослых теннисистов, а его снаряжение всегда было готово к матчу: ракетки, сменная футболка, полотенце, банан и упаковка мячей всегда были аккуратно уложены в его сумке.

«Помню, мы все еще тренировались, когда Джокович начал пробежку вокруг корта и делал какие-то упражнения на скорость, – вспоминает Душан Вемич, – И я сказал ему привет, что-то спросил. Он на несколько секунд остановился, а потом посмотрел мне прямо в глаза и на полном серьезе сказал, что ему надо улучшить работу ног, если он хочет стать лучше. Я стоял, вытаращив глаза на этого мальчишку, который был немногим больше его теннисной сумки, и думал: «Невероятно! И ему всего шесть».

Скоро Джокович начал поступательное движение от просто хорошего игрока к отличному и с каждым годом уверенно поднимался в рейтинге АТР. Так было до этого сезона.

«Это был первый год его карьеры, когда он не поднялся в рейтинге, – продолжает Вемич, – В смысле, у него был очень хороший год, но я думаю, это будет тяготить его, потому что он очень хочет быть лучшим».

В этом году Джоковичу пришлось довольствоваться позицией за спинами Роджера Федерера, Рафаэля Надаля, Энди Мюррея и Хуана Мартина Дель Потро пока те делили между собой большую часть аплодисментов, но каким-то образом ему удалось потихоньку выиграть 76 матчей за год, что является лучшим результатом в сезоне. В свете всего этого у теннисного мира больше вопросов, чем ответов. Джокович слишком расслабился? Он прошел свой пик? В сентябре даже он сам признал, что ожидал чего-то большего в этом году. Но только после одержанных подряд побед в Базеле и Париже стало понятно, что его большой план приносит плоды.

Но чтобы понять план, нам нужно понять человека.

Гора Копаоник в Сербии со своими густыми лесами, полными кленов, сосен и балканских буков, которые бросают длинные тени на древние монастыри и большие каменные крепости, будто явилась из сказки. Именно в этом месте с его необъятными лугами и речными ущельями в Новака Джоковича было посажено семя величия.

Елена Генчич каждое лето организует там теннисный лагерь. Именно Генчич в свое время открыла 5-летнюю Монику Селеш. Перед ее глазами прошли 14 лет и сотни детей прежде, чем она вновь разглядела величие.

«Когда маленький Новак пришел ко мне, мне понадобилась всего неделя, чтобы окончательно во всем убедиться. На пятый день я спросила у него при его родителях: «Новак, ты хочешь провести ближайшие семь-восемь лет, тренируясь каждый день, иногда с улыбкой, иногда в слезах?» И он ответил: «Да, я хочу стать великим». Ему было всего шесть, но у него были глаза, сердце и дух чемпиона. Я была уверена, что он всего добьется.

Он всегда был очень эмоциональным ребенком, – продолжает Генчич, – Каждый день после тренировок мы с детьми ходили в лес. И я видела, что Новак собирает дикие цветы в букет. Однажды я спросила его: «Новак, а кому эти прекрасные цветы?» И он ответил: «Моей маме».

Следующие шесть лет они провели вместе, и Генчич учила Джоковича музыке, литературе, поэзии и жизни. А потом случилось неизбежное.

«Он стал слишком хорош, – признает Генчич, – Ему нужен был более сильный спарринг-партнер, лучшие соперники. И я позвонила в Германию своему другу Николе Пиличу и попросила его помочь этому особенному мальчику».

Пилич провел в теннисе полвека и многое повидал к тому моменту, когда в его жизни появился Новак Джокович.

Однажды по какой-то причине Пилич опаздывал на тренировку. Он увидел в своей академии в Мюнхене Дижану Джокович и решил выпить с ней кофе. Внезапно Новак промчался мимо мамы и тренера, не сказав им ни слова.

«Я был удивлен и подозвал его к себе, чтобы спросить, почему он так разозлился, – рассказывает Пилич, – Новак ответил, что я опоздал, а он не хочет просто так терять свое время. Ему еще не было 13-ти лет, но даже в таком нежном возрасте он точно знал, чего хочет в этой жизни. Я не сомневался, что он будет великим игроком. Новак чрезвычайно умен, и кроме таланта он обладает очень высоким коэффициентом теннисного интеллекта».

Интеллект Джоковича постоянно выделяют, когда рассказывают о нем. Утверждение Пилича поддерживает финалист двух турниров «Большого шлема» Тодд Мартин: «Я думаю, что Джокович очень умный человек. Когда с ним разговариваешь, кажется, что он понимает любую тему, о которой идет речь: не важно теннис ли, события в мире или культура». Если этих похвал недостаточно, добавим, что эксклюзивные кроссовки, которые Adidas создал специально для Джоковича, называются Genius Novak.

Когда люди вне лагеря Джоковича начали списывать его со счетов в этом сезоне, они не учли, что Джокович разрабатывал план штурма вершин профессионального тенниса. Чтобы улучшить свои физические кондиции, он нанял Гебхарда Фил-Грича, бывшего тренера по силовой подготовке Томаса Мустера. И они сразу приступили к работе. Вскоре тело Новака начало приходить в форму, грудь и бицепсы стали рельефными, плечи шире, а пресс тверже.

Но Новак был все еще не очень доволен своими выступлениями, и при том, что он не прекратил работу со своим долговременным тренером Марьяном Вайдой, Новак почувствовал, что ему нужна свежая кровь для работы над тактикой, и позвал в команду Мартина.

«Я подумал, что мне надо поработать с кем-то, кто мог бы помочь мне с подачей и игрой слета», – говорит Джокович.

«Обстоятельства сложились так, что Новак и Вайда уже давно работали вместе, и Новак был заинтересован в еще одной точке зрения», – рассказывает Мартин, который продолжит работу с командой Джоковича в 2010-м.

Определив для себя, что он должен успешнее атаковать у сетки, Новак стал постоянно работать над выходом с задней линии.

«По отдельности все его игровые навыки очень хороши, – продолжает Мартин, – Его удары слета техничны, но для того, чтобы почувствовать, когда надо выходить вперед, необходимо накопить какой-то опыт, приобрести чутье».

Именно чутье, о котором говорит Мартин, некоторая спонтанность считаются естественными для Джоковича. Но так ли это? Федерера часто рисуют как художника, Надаля – как разъяренного быка, а как описать Джоковича? За всеми этими шутками и импровизациями скрывается проницательный наблюдатель и очень методичный молодой человек с научным подходом к теннису. Изучите подбор ударов Джоковича, и вы увидите, что он практически всегда выбирает нужный. А когда он обводит диагональным бэкхендом прямо под линию подачи, появляется чувство, что он с математической точностью высчитывал угол удара.

Однако даже лучшие в мире планы и гениально выверенные схемы ничего не значат, если ты не способен реализовывать их под давлением. Особенно если ты пытаешься обыграть Роджера Федерера – первую ракетку мира. Для Джоковича момент истины настал на перекрестке дорог, который волей случая находился в Швейцарии.

Разочарование внутри Stade Jakobhalle – стадиона турнира в Базеле – нарастало с каждой осечкой форхенда Федерера. Фанатичная публика будто металась от беспокойства к раздражению. До этого гейма Джокович проиграл всего два очка на своей подаче, но, когда он пытался взять первый сет у находящегося не в форме Федерера, арбитру Ларсу Графу пришлось 11 раз объявлять счет «ровно». Джокович медленно покачал головой и сделал несколько быстрых вдохов. Сжимая рукоятку ракетки как рукоять топора, он подошел к задней линии и резкой, как лезвие выкидного ножа, резаной подачей сделал эйс. Еще один сет-пойнт у серба. Джокович вновь нагрузил форхенд Федерера, на этот раз успешно, и бремя ожидаемого величия, давным-давно возложенное на его спину на горе Копаоник, стало немного легче.

«Чтобы достичь этой цели и стать первой ракеткой мира, мне надо очень успешно выступать на турнирах «Большого шлема», – заявляет Джокович. В 2009-м я играл стабильно, особенно на более мелких турнирах, где я часто выигрывал, я играл в множестве финалов турниров серии Masters 1000. Но я не очень хорошо выступал на турнирах «Большого шлема», в отличие от предыдущих двух лет. Так что я надеюсь, что в 2010-м лучше справлюсь с этим, потому что именно успешные выступления на турнирах «Большого шлема» составляют разницу между топ-игроками в смысле рейтинга».

Мартин подтверждает: «Я думаю, что глубине души Джокович понимает, что его талант позволяет ему добиться большего, чем он добился. Хотя он уже сделал чертовски много».

«Очевидно, что Джокович не удовлетворится третьим или четвертым номером, – заявляет Пилич, – Он хочет быть первым. Он всегда мечтал быть лучшим».

Для многих больше не стоит вопрос, станет ли, а стоит только вопрос, когда Джокович станет первой ракеткой мира. И где-нибудь в Сербии или Мюнхене будет старый тренер, который скажет: «Я же говорил».